ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-74747/2023 от 28.12.2023 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 декабря 2023 года Дело № А56-74747/2023

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
С.Б. Гуляев

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Акционерного общества «ЗП «ЭРА»

к Управлению Федерального казначейства по Санкт-Петербургу

третье лицо: акционерное общество «Восточная верфь»

о признании незаконным отказа в санкционировании целевых расходов по платежному поручению №21 от 07.06.2023 по договору №469-2017 от 20.11.2017, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, санкционировать целевые расходы по договору №469-2017 от 20.11.2017 на сумму 9 385 241,85 руб.

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 26.07.2023 (онлайн)

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.07.2021

от третьего лица – не явился, извещен

установил:

Акционерное общество «ЗП «ЭРА» (далее – АО «ЗП «ЭРА») обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным отказа Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФК) в санкционировании целевых расходов по платежному поручению №21 от 07.06.2023 по договору №469-2017 от 20.11.2017, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, санкционировать целевые расходы по договору №469-2017 от 20.11.2017 на сумму 9 385 241,85 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Восточная верфь» (далее – АО «Восточная верфь»).

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

По ходатайству заявителя судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции в соответствии со статьей 153.2 АПК РФ. Заявитель ходатайствовал об уточнении заявленных требований в части пункта 2 в следующей редакции: «об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, санкционировать целевые расходы по договору №469-2017 от 20.11.2017 на сумму 9 385 241,85 руб.». В порядке статьи 49 РФ ходатайство удовлетворено судом.

В судебном заседании заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражало.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направило своего представителя в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 20.11.2017 между АО «ЗП «ЭРА» (Исполнитель) АО «Восточная верфь» (Заказчик) был заключен договор №469-2017 (гос. контракт №13/К-17902-16 от 22.12.2016) на выполнение электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ на заказе проекта №10410, заводской №414.

Для расчетов по данному Договору используется казначейский счет №711Н9588001, аналитический код раздела 17029043.

Казначейское сопровождение в 2023 году осуществляется в соответствии с Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, утвержденных Приказом Минфина России от 17.12.2021 № 214н.

В исполнение условий Договора на счет АО «ЗП «ЭРА» Заказчиком перечислен аванс всего в размере 52 809 727,10 руб. (5 000 000,00 руб., 45 308 474,58 руб., 2 501 252,52 руб.), что подтверждается Актом сверки за период с 01.01.2019.

Из данной суммы Исполнителем израсходовано на оплату налогов, ТМЦ и услуг 13 831 608,86 руб. По состоянию на 31.12.2022 остаток средств на казначейском счете составил 38 978 118,24 руб., что подтверждается Выпиской из лицевого счета №711Н9588001, аналитический код раздела 17029043.

Договор является расторгнутым с 09.06.2020.

На момент прекращения договора АО «ЗП «ЭРА» были выполнены работы на сумму 11 712 644,00 руб., которые подтверждены подписанием двусторонних актов выполненных работ, а также работы на сумму 25 249 598,80 руб., по которым АО «Восточная верфь» отказалось подтверждать их выполнение и обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2022 по делу №А65-4384/2022, а также Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 по делу № А65-4384/2022 были приняты доводы АО «ЗП «ЭРА» о том, что работы на сумму 25 249 598,80 руб. фактически выполнены и возврату подлежит только сумма неотработанного аванса в размере 14 221 378,85 руб.

Оставшиеся на казначейском счете денежные средства в размере 24 756 739,39 руб. по решению суда остаются в распоряжении АО «ЗП «ЭРА».

27.04.2023 УФК приняты Сведения об операциях с целевыми средствами на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.

Как указывает заявитель, на сегодняшний день остаток денежных средств на казначейском счете составляет 14 195 448,28 руб., в том числе 9 385 241,85 руб. – остаток за выполненные работы, 3 649 473,42 – выплаты прибыли, поскольку Управлением были приняты к исполнению:

1) платежное поручение №5 от 13.01.2023 на сумму неотработанного аванса в размере 14 221 378,85 руб. во исполнение указанных выше решений суда;

2) платежное поручение №17 от 30.05.2023 на сумму 10 561 291,11 руб., подтвержденную двусторонними актами выполненных работ.

Однако 07.06.2023 АО «ЗП «ЭРА» направило посредством электронного бюджета в Управление к исполнению платежное поручение №21 по договору №469-2017 от 20.11.2017 и реестр документов-оснований.

Уведомлением (Протоколом) №343581 от 08.06.2023 документ аннулирован по причине, указанной в примечании, а именно: «Не представлены подтверждающие факт выполнения работ акты, подписанные обеими сторонами (решение суда не подтверждает факта выполнения работ)».

Указанные обстоятельства послужили заявителю основаниям для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

Как упоминалось ранее, 20.11.2017 между АО «ЗП «ЭРА» (Исполнитель) АО «Восточная верфь» (Заказчик) был заключен договор №469-2017 (гос. контракт №13/К-17902-16 от 22.12.2016) на выполнение электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ на заказе проекта №10410, заводской №414, источником финансового обеспечения которого являлись подлежащие казначейскому сопровождению целевые средства.

Условиями Договора предусмотрены авансовые платежи, в отношении которых, соответственно, подлежали применению правила казначейского сопровождения целевых средств, включая механизмы и особенности их санкционирования, в соответствии с нормами статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее – Закон №359-ФЗ) и Правил казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденных постановлением Правительства от 04.02.2016 № 70 (далее - Правила № 70), учитывая финансовый год, в котором таковые заключены.

То есть, АО «ЗП «ЭРА» выступало и выступает непосредственно получателем целевых средств - как участник казначейского сопровождения.

Для целей осуществления мероприятий казначейского сопровождения обозначенных целевых средств в органе Федерального казначейства на основании соответствующих документов-оснований (контракт (договор)) был открыт единый лицевой счет с кодом «71», предназначенный для учета операций участников казначейского сопровождения - юридических лиц, получающих «целевые средства», определенные нормами федерального закона (решением) о федеральном бюджете (В настоящее время перечень целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению, установлен Федеральным законом от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»)) (далее - лицевой счет):

АО «ЗП «ЭРА» - № 711Н9588001, аналитический код раздела для расчетов по Договору (далее - АКР) 17029043.

Требования АО «ЗП «ЭРА» мотивированы тем, что учтенные на открытом ему лицевом счете денежные средства в размере 9 385 241, 85 руб. являются остатком за выполненные АО «ЗП «ЭРА» работы и подлежат перечислению на банковский счет АО «ЗП «ЭРА» на основании представленных им односторонних актов и судебных актов.

В обоснование своих требований АО «ЗП «ЭРА» поясняет, что заказчик по Договору отказался от подписания актов выполненных работ, при этом по делу № А65-4384/2022 решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2022, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 были приняты доводы АО «ЗП «ЭРА» о том, что работы на сумму 25 249 598,80 руб. фактически выполнены и возврату подлежит только сумма неотработанного аванса в размере 14 221 378, 85 руб. Денежные средства, оставшиеся на лицевом счете в размере 24 756 739,39 руб. по решению суда остаются в распоряжении АО «ЗП «ЭРА».

Однако особенности (случаи) осуществления казначейского сопровождения целевых средств (расчетов), а также установленные методы и механизмы контроля за использованием целевых средств, в частности процедуры идентификации целевых расходов по контрактам (договорам) и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования таковых, исключают возможность использования остатков средств с лицевых счетов участников казначейского сопровождения в отсутствие документов-оснований, подтверждающих факт выполнения работ.

Отдельно статьей 242.6.-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) регламентированы процедуры организации обращения взыскания на средства участников казначейского сопровождения.

Следует учитывать, что в силу статьи 5 Закона №359-ФЗ и Правил № 70, равно как и норм статьи 5 Федерального закона от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и Правил казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2024, применительно к настоящему финансовому году, операции с целевыми средствами осуществляются при казначейском сопровождении непосредственно на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, с отражением лишь сведений о таковых на лицевых счетах участников казначейского сопровождения -юридическим лицам, получающим целевые средства, открытых в им установленном порядке.

Операции, связанные с перечислением целевых средств, возможны только после проведения процедур санкционирования целевых расходов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (порядок санкционирования расходов при казначейском сопровождении в 2023 году определяет приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.12.2021 № 214н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения» (далее - Порядок № 214н)), и исключительно на цели, непосредственно соответствующие предмету документа-основания (государственный контракт, контракт, договор, соглашение), на основании которого юридическому лицу открыт лицевой счет участника казначейского сопровождения, в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по целевым расходам, на основании документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.

То есть с учетом установленных вышеуказанными нормативными правовыми актами запретов территориальные органы Федерального казначейства не вправе принимать к исполнению платежные поручения юридического лица для перечисления целевых средств на счета, открытые ему в банке, по операциям, содержание которых не соответствует предмету (целям) предоставления этих целевых средств (предмету (целям) документа-основания, на основании которого этому юридическому лицу был открыт лицевой счет участника казначейского сопровождения), без надлежащих подтверждающих расходование целевых средств документов.

Расходование целевых средств в соответствии с Порядком № 214н допускается по кодам направления расходования (далее - КЦС) в соответствии с представляемыми сведениями об операциях с целевыми средствами на соответствующий год и на плановый период (далее - Сведения), содержащими источники поступлений целевых средств с соответствующими им кодами. Направления расходования целевых средств, указанных в Сведениях, должны соответствовать целям их предоставления, например, расходы за фактически выполненные работы (оказанные услуги, поставленный товар) либо прямые КЦС, например, «0100» (выплаты персоналу), «0820» (командировочные), «0810» (уплата налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации), осуществляемые без представления подтверждающих документов-оснований.

Списание денежных средств (расход) с лицевого счета участника казначейского сопровождения производится территориальными органами Федерального казначейства на основании представленного юридическим лицом, получающим целевые средства, распоряжения (платежного поручения).

При санкционировании операций с лицевого счета участника казначейского сопровождения по соответствующему направлению расходования целевых средств осуществляется проверка представленного платежного документа по следующим направлениям:

а) соответствие указанных в платежном документе реквизитов (номер, дата)
государственного контракта, контракта (договора) Сведениям;

б) наличие в платежном документе текстового назначения платежа и КЦС
в соответствии со Сведениями;

в) непревышение суммы, указанной в платежном документе, над суммой
остатка средств по направлению расходования целевых средств по соответствующему коду, указанной в Сведениях, и суммой остатка средств на лицевом счете НУБП;

г) соответствие идентификатора государственного контракта (ИГК), указанного в платежном документе, идентификатору государственного контракта (ИГК), указанному в государственном контракте (контракте (договоре), Сведениях);

д) наличие в платежном документе на оплату целевых расходов, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, реквизитов (тип, номер, дата) документа, обосновывающего обязательство, документов-оснований и их соответствие реквизитам документа, обосновывающего обязательство, документов-оснований, представленных вместе с распоряжением в территориальный орган Федерального казначейства в соответствии с пунктами 21 и 22 Порядка № 214н; и т.п.

Денежные средства, учтенные на лицевом счете АО «ЗП «ЭРА», являются «целевыми средствами» и не подлежат использованию иначе, как в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы казначейского сопровождения этих средств.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Порядка № 214н территориальный орган Федерального казначейства принимает к исполнению распоряжения с перечислением на банковские счета, открытые участнику казначейского сопровождения для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, в случае, если юридическое лицо - участник казначейского сопровождения не привлекает для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг иных участников, а также при условии представления документов, подтверждающих сам факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, определенных Министерством финансов Российской Федерации, для получателя средств федерального бюджета при установлении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, и (или) иных документов, предусмотренных государственными (муниципальными) контрактами, договорами (соглашениями), контрактами (договорами) (далее - документы-основания) или реестра документов-оснований по форме согласно приложению № 11 к Порядку № 214н с приложением указанных в нем документов-оснований (в случае указания в распоряжении реестра документов-оснований).

Так, для санкционирования целевых расходов, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, представлению участником казначейского сопровождения вместе с распоряжением на оплату целевых расходов в соответствии с пунктами 21 и 24 к Порядку № 214н подлежат государственный (муниципальный) контракт, контракт (договор) и документы-основания, подтверждающие выполнение обязательств.

Полученный по Договору и неотработанный исполнителем - АО «ЗП «ЭРА» аванс в размере 14 221 378,85 решением Арбитражного суда Республики Татарстан своим от 19.09.2022 по делу № А65-4384/2022 признан неосновательным обогащением с обязанием его возврата заказчику - АО «ВОСТОЧНАЯ ВЕРФЬ». Данный аванс возвращен заказчику распоряжением от 13.01.2023 № 5 на сумму 14 221 378,85 руб.

При этом обращение взыскания на средства какого-либо из участников казначейского сопровождения с учетом положений статьи 242,6.-1 БК РФ судом не произведено.

Обозначенный судебный акт, равно как и названные АО «ЗП «ЭРА» односторонние акты выполненных работ, не могут быть рассмотрены в качестве надлежащих документов, подтверждающих факт исполнения обязательств по Договору, в рамках действующих процедур санкционирования расходов, в связи с чем, Управлением законно и обосновано уведомлением (протоколом) от 08.06.2023 № 343581 платежное поручение от 07.06.2023 № 21 аннулировано.

Таким образом, несостоятельными и противоречащими требованиям действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере казначейского сопровождения целевых средств, являются доводы АО «ЗП «ЭРА» о том, что соответствующие односторонние акты выполненных работ и судебный акт являются документами, подтверждающими факт выполнения работ по Договору, а также о том, что Порядок № 214н не содержит закрытого перечня документов-оснований.

Нормы статьи 242.6.-1 БК РФ определяют, что для целей обращения взыскания на средства участников казначейского сопровождения, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов последних, направляются документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ.

Соответственно, в случае, если АО «ЗП «ЭРА» полагает работы по Договору выполненными, а заказчик по Договору отказывается от подписания актов выполненных работ, АО «ЗП «ЭРА» не лишено возможности обратиться в суд с иском к заказчику по Договору с требованиями о взыскании стоимости выполненных работ, а затем в случае удовлетворения таковых - предъявить соответствующий исполнительный документ к исполнению в порядке норм статьи 242.6.-1 БК РФ.

Действия (бездействие) Управления по отказу в санкционировании целевых расходов по платежному поручению от 07.06.2023 № 21 по Договору на сумму 9 385 241,85 руб. правомерны, соответствуют законодательству Российской Федерации и требованиям действующих в установленной сфере нормативных правовых актов, права и законные интересы АО «ЗП «ЭРА» не нарушают.

На основании вышеизложенного в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Гуляев С.Б.