ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-74812/2023 от 05.10.2023 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

23 октября 2023 года Дело № А56-74812/2023

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2023 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Акционерное общество "Петергофская строительная компания"

заинтересованное лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 22 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

об оспаривании,

при участии

от заявителя: Баклагин Е.А. (по доверенности от 07.07.2023)

от заинтересованного лица: Давыдова М.В. (по доверенности от 18.10.2022)

установил:

Акционерное общество "Петергофская строительная компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия Межрайонной
инспекции ФНС №22 по Санкт-Петербургу по перерасчету земельного налога по
земельному участку площадью 4726 кв.м. по адресу: город Петродворец, Калининская
улица, дом 3, литера А5, с кадастровым номером 78:40:1923301:3 (по сообщениям об
исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество
организаций, земельного налога от 03.02.2023 № 2869474 и №2869473).

Определением от 14.08.2023 заявление принято к производству.

В материалах дела имеется отзыв заинтересованного лица.

В судебном заседании Общество поддержало заявленные требования.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявления, поддерживая позицию, изложенную в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

03.02.2023 МИФНС № 22 по Санкт-Петербургу направила в адрес Общества сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога от 03.02.2023 № 2869474 и № 2869473 по земельному участку с кадастровым номером 78:40:1923301:3. В данных сообщениях был осуществлен перерасчет земельного налога по данному земельному участку за 2021 - 2022 годы по налоговой ставке (с 0,01 процента на 1,5 процента).

В сообщениях от 03.02.2023 отсутствовала мотивировочная часть, в связи с чем Обществом был направлен запрос в Налоговый орган. На данный запрос 28.02.2023 года Обществом был получен ответ №07-09/04901@ от зам. начальника межрайонной инспекции ФНС №22 И.В.Шевчука, в котором указано следующее:

«В соответствии с п.1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга «О земельном налоге в
Санкт-Петербурге» (в ред. от 01.01.2022 г.) в отношении земельных участков с видом
разрешенного использования «для размещения многоквартирного жилого дома»
установлена налоговая ставка 0,01 процент от кадастровой стоимости земельного
участка. ...

Пониженная ставка применяется при использовании земельного участка,
предназначенного для жилищного строительства, по целевому назначению. ...

Налоговым органом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером
78:40:1923301:3 расположены нежилые объекты недвижимости с кадастровыми
номерами 78:40:1923301:1028, 78:40:1923301:1026, 78:40:1923301:1025 (литейные
мастерские, мастерские, кузница)».

Таким образом, Налоговый орган полагает, что фактическое использование
земельного участка с кадастровым номером 78:40:1923301:3 не отвечает его разрешенному использованию, и тем самым наша организация допускает нецелевое использование земельного участка и в связи с этим налогообложение должно осуществляться по повышенной ставке.

Обществом были поданы возражения на действия налогового органа по перерасчету налога.

Рассмотрев возражения Общества, Налоговый орган с ними не согласился, выслал в адрес Общества письмо от 05.04.2023 года №07-09/08328@, в котором указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга №617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге», в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)», установлена налоговая ставка в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Налоговый орган полагает, что для применения налоговой ставки в размере 0,01 процента, необходимо не только отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (для размещения многоквартирного жилого дома), но и использование этого земельного участка для жилищного строительства. При этом ставка в размере 0,01 процента применяется только при использовании земельного участку по целевому назначению. Налоговый орган указывает:

1) земельный участок используется нашей организацией не по целевому назначению;

2) сведения о том, что на земельном участке расположен жилой дом отсутствуют;

3) отсутствуют операции, подтверждающие домостроительную деятельность нашей
организации.

03.05.2023 г. АО «Петергофская строительная компания» обратилась в Управление
Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу с жалобой на действия
Межрайонной инспекции ФНС №22 по Санкт-Петербургу по перерасчету земельного
налога по земельному участку с кадастровым номером 78:40:1923301:3 (по сообщениям
об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога от 03.02.2023 № 2869474 и № 2869473).

Рассмотрев жалобу Общества, Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу отказало в ее удовлетворении решением по жалобе от 06.06.2023 года №16-15/26775.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование
земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование
земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты
земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогообложение земельным налогом в Санкт-Петербурге осуществляется в
соответствии с гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ), Законом Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105 «О земельном
налоге в Санкт-Петербурге» (далее - Закон №617-105).

Согласно ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются, в частности,
организации, обладающие земельными участками на праве собственности и праве
постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики - организации
самостоятельно исчисляют сумму земельного налога (авансовых платежей по налогу) и в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по земельному налогу в
бюджет Санкт-Петербурга по месту нахождения земельных участков (п.3 ст.397 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1
марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст.397 НК РФ в редакции от 14.07.2022).

Начиная с 01.01.2021 в целях обеспечения полноты уплаты земельного налога
налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют)
указанным налогоплательщикам по месту нахождения принадлежащих им земельных
участков сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах земельного налога
(далее - Сообщение). В соответствии с п. 5 ст. 397 НК РФ, порядок и сроки направления Сообщения аналогичны порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 - 7 ст. 363 НК РФ.

Сообщение составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у
налогового органа, включая сведения о постановке на учет организации в налоговом
органе по месту нахождения принадлежащего ей земельного участка (п.. 4, 5 ст.363 НК
РФ).

Сообщение за истекший налоговый период направляется налоговым органом в
течение десяти дней после составления, но не позднее шести месяцев со дня истечения
установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период (п. 4 ст.363 НК РФ).

Пунктом 6 ст. 363 НК РФ установлено, что налогоплательщик-организация вправе
в течение двадцати дней со дня получения Сообщения (в том числе в случае
несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в Сообщении, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в
Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно пп.1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по налогу устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и
Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении отдельных видов
земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к
объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или
приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением
земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного
строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

В отношении прочих (в том числе не указанных в пп.1 п.1 ст.394 НК РФ)
земельных участков предельная налоговая ставка по налогу установлена в размере 1,5
процента (пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Налоговые ставки, применяемые на территории Санкт-Петербурга для исчисления
земельного налога, установлены ст.2 Закона №617-105 в соответствии с положениями пп. 1 п.1 ст. 394 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона №617-105 (в редакции, действующей до 01.01.2022)
налоговая ставка 0,01% установлена в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-
коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок,
приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);

- приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за
исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для
индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской
деятельности).

В отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка в размере
1,5% от кадастровой стоимости (п. 5 ст. 2 Закона №617-105).

Таким образом, законодательством установлено, что применение пониженной
налоговой ставки 0,01% зависит от наличия на земельном участке объектов жилищного
фонда или от осуществления на данном земельном участке жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства).

Пунктом 15 ст.396 НК РФ установлено, что в отношении земельных участков,
приобретенных юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного
строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу)
производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты
государственной регистрации прав на данные земельные участки и с учетом
коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной
регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной
регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Исчисление земельного налога в отношении земельного участка приобретенного
для жилищного строительства, осуществляется с учетом пониженной налоговой ставки в размере 0,01% от кадастровой стоимости и повышающих коэффициентов, установленных п.15ст.396 НК РФ.

Ставка по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании
сведений органов Росреестра о категории земель, разрешенном использовании земельного участка и информации об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке.

Ввиду отсутствия в законодательстве о налогах и сборах определения понятий
"жилищный фонд" "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса", исходя из пункта 1 статьи 11 Кодекса, следует руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации.

Из положений части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации
следует, что жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на
территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской
Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об
основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" системы
коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных
объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере
водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Таким образом, для квалификации объектов недвижимого имущества в качестве
объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в
Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие
категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли
обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

При этом земли определенных категорий используются в соответствии с
установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется
исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения
которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных
федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных
зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных
разрешений и процедур согласования.

Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу, в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ,
представлены сведения о правах АО «Петергофская строительная компания», в том числе на спорный земельный участок.

Вид разрешенного использования земельного участка на момент приобретения
29.01.2008 был «Для размещения промышленных объектов», 01.06.2016 поступили
сведения об изменении вида разрешенного использования на «Для размещения
многоквартирного жилого дома (жилых домов)».

Согласно сведениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, на
рассматриваемом земельном участке расположены объекты капитального строительства, так же принадлежащие АО «Петергофская строительная компания» на праве собственности и переданные в аренду.

Сведений о ликвидации или о снятии с кадастрового учета данных объектов
недвижимости не поступало.

На официальном сайте Службы государственного строительного надзора и
экспертизы Санкт-Петербурга в сервисе «Реестр разрешений на строительство»
информация о наличии разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 78:40:1923301:3 отсутствует.

Таким образом, объекты жилищного фонда и объекты инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поставленные на
кадастровый учет, на земельном участке отсутствуют, жилищное строительство не
ведется, при этом на земельном участке расположено 3 нежилых здания, переданных
в аренду и фактически используемые для осуществления коммерческой
деятельности, в связи с чем, факт не освоения земельного участка отсутствует.

Довод налогоплательщика о том, что спорный земельный участок им приобретен
для осуществления жилищного строительства, опровергается материалами проверки.

В ходе контрольных мероприятий, на основании имеющейся в налоговых органах
информации и проведенного анализа, Инспекцией был осуществлен перерасчет
земельного налога в отношении спорного земельного участка с применением налоговой
ставки 1,5 процента. Сформированы и направлены Уточненные сообщения об
исчисленной сумме земельного налога за 2020-2021 годы от 03.02.2023 №2869474 и
№2869473 (далее - Сообщение).

15.02.2023 АО «ПЕТЕРГОФСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» направило в
Инспекцию обращение с просьбой предоставить разъяснения, на основании каких
документов (законодательных норм) произведен перерасчет земельного налога за 2020-
2021 годы за земельный участок с кадастровым номером 78:40:1923301:3.

Документы, свидетельствующие о цели приобретения земельного участка и
подтверждающие подготовку или ведение жилищного строительства (например:
проект по сносу объектов капитального строительства, разрешение на
строительство, документы о внесении изменений в правила землепользования и
застройки, договор с подрядчиком и т.д.), а так же обоснования применения
пониженных налоговых ставок, представлены не были.

Из буквального содержания норм пп. 1 п. 1 ст.394 НК РФ и п. 3 ст.2 Закона №617-
105 следует, что пониженная ставка налога применяется в отношении земельных
участков, фактически занятых объектами жилищного фонда или приобретенных с целью жилищного строительства.

На спорных земельных участках, принадлежащих заявителю, не располагаются
жилые дома и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Документы, свидетельствующие о цели приобретения земельного участка и
подтверждающие подготовку или ведение жилищного строительства Обществом не
представлены.

Таким образом, Межрайонной ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу
правомерно осуществлен перерасчет земельного налога в отношении спорного
земельного участка с применением налоговой ставки 1,5 процента,сформированы и
направлены уточненные сообщения об исчисленной сумме земельного налога за 2020-
2021 годы от 03.02.2023 №2869474 и №2869473.

Обстоятельства, на которые ссылается Общество в заявлении, не являются
правовыми основаниями для признания незаконными действий налогового органа.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Устинкина О.Е.