ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-7504/20 от 18.05.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 мая 2020 года                                                                 Дело № А56-7504/2020

Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года . Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Терешенкова А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Румянцевой М.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Эйсеро"

заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Санкт-Петербургу

о признании незаконным и отмене постановления от 25.12.2019 №14-27/01/26.1 и представление от 25.12.2019 №14-27/01/26.1

при участии

от заявителя: ФИО1,   

от заинтересованного лица: ФИО2,  

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭЙСЕРО» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 26 по Санкт-Петербургу (далее – инспекция, налоговый орган) о признании незаконными Постановления № 14-27/01/26.1 от 25.12.2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и Представления № 14-27/01/26.1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Определением суда от 03.02.2020 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Установив основание для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства, предусмотренное частью 5 статьи 227 АПК РФ, определением от 27.03.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное заседание на 18.05.2020 с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136 - 137 АПК РФ перешел к рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель налогового органа возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «ЭЙСЕРО» стали сведения, поступившие из Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) письмом от 11.10.2019 № 04-03-04/22858-дсп, доведенным УФНС России по Санкт-Петербургу к исполнению письмом от 08.11.2019 № 04-11/12755дсп@ об использовании в работе и принятия мер по привлечению ООО «ЭЙСЕРО» к административной ответственности.

Определением № 01/26 от 14.11.2019 в отношении ООО «ЭЙСЕРО» возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Определение направлено Заявителю с сопроводительным письмом № 14-23/082261 от 14.11.2019 заказным почтовым отправлением; получено 22.11.2019.

На основании выявленных нарушений старшим государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу в присутствии генерального директора ООО «ЭЙСЕРО» составлен протокол № 01/26.1 от 13.12.2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в котором отражены нарушения требований пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, а именно неинформирование в период с 01.07.2019 по 30.09.2019 уполномоченного органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Указанным протоколом Заявитель информирован о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

По результатам административного расследования Постановлением начальника МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу № 14-27/01/26.1 от 25.12.2019 ООО «ЭЙСЕРО» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, за нарушение пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Организации назначено административное наказание в виде предупреждения. Указанное постановление вынесено в отсутствие законного представителя ООО «ЭЙСЕРО» при наличии сведений о его извещении надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В порядке статьи 29.13 КоАП РФ начальником Межрайонной ИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу в ООО «ЭЙСЕРО» внесено Представление № 14-27/01/26.1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Копии обжалуемых постановления и представления получены представителем Заявителя на руки 13.01.2020, о чем сделаны соответствующие отметки.

Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в суд.

Исследовав материалы дела, выслушав сторон, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2-4 указанной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе кредитные.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – организации), статьей 5 Закона № 115-ФЗ, среди прочих, отнесены организации, проводящие лотереи, в том числе в электронной форме.

В пп. 8 ст. 2 Закона № 138-ФЗ указан перечень самостоятельных видов деятельности, каждый из которых признается проведением лотереи, в том числе распространение (реализация, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов.

Исходя из пп. 10 ст. 2 Закона № 138-ФЗ, для того чтобы признать лицо распространяющим лотерейные билеты, необходимо установить факт заключения им договора на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Из материалов дела следует, что между ООО «ЭЙСЕРО» и АО «Технологическая Компания «Центр», заключен договор, по условиям которого ООО «ЭЙСЕРО» за вознаграждение оказывает АО «Технологическая Компания «Центр» услуги по распространению лотерейных купонов и рекламно-информационных материалов игр (лотерей) (п. 2.1. договора), организатором которых является Министерство спорта Российской Федерации (Приложение № 1 к договору). Срок действия указанного договора – с 25.02.2019 по 31.12.2019 (п. 9.1. договора).

Таким образом, ООО «ЭЙСЕРО» является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях Закона № 115-ФЗ и субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.

Внутренний контроль, согласно ст. 3 Закона № 115-ФЗ, – это  деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организацией внутреннего контроля в силу ст. 3 Закона № 115-ФЗ признается совокупность принимаемых организациями мер, включающих разработку правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также назначение должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Из материалов дела следует, что ООО «ЭЙСЕРО» разработаны и утверждены Приказом № 06 от 18.01.2019 правила внутреннего контроля и программа обучения сотрудников организации в соответствующей сфере.

Осуществлением внутреннего контроля, согласно ст. 3 Закона № 115-ФЗ, является реализация организациями правил внутреннего контроля, включающая, в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по подготовке и обучению кадров.

Пунктом 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ определены обязанности организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее – проверка), и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок и сроки представления указанных сведений определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209. Срок представления сведений о результатах проверки клиентов – 5 рабочих дней после окончания проверки.

Согласно материалам дела, в период с 01.07.2019 по 30.09.2019 ООО «ЭЙСЕРО» не направляло информацию по результатам проверки клиентов, тогда как в указанный период независимо от того, установлена ли организацией иная периодичность информирования, сведения должны были быть направлены хотя бы единожды.

Таким образом, не направив в Росфинмониторинг сведения по результатам проверки клиентов, ООО «ЭЙСЕРО» допустило нарушение требования пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ при осуществлении внутреннего контроля.

Довод Заявителя об отсутствии обязанности проводить проверку клиентов в связи с отсутствием обязанности проводить их идентификацию суд признает несостоятельным в связи со следующим.

На основании п. 1.1. ст. 7 Закона 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

Указанное не исключает обязанность проведения организациями проверки иных клиентов.

Вместе с тем обязанность организаций направить в уполномоченный орган информацию в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ не зависит от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Таким образом, отсутствие среди проверенных лиц, которым организацией оказаны услуги, тех, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо отсутствие клиентов, не подпадающих под исключение, предусмотренное п. 1.1. ст. 7 Закона 115-ФЗ, не освобождает Заявителя от обязанности представлять в Росфинмониторинг информацию по результатам проверки клиентов.

Неинформирование уполномоченного органа о результатах проверки клиентов вопреки требованию пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона 115-ФЗ является самостоятельным деянием, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что у Заявителя отсутствовал личный кабинет на официальном интернет-портале Росфинмониторинга в период с 01.07.2019 по 30.09.2019 и на момент вынесения Постановления.

Вместе с тем проверка клиентов осуществляется на предмет наличия сведений о них в списке лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества.

По смыслу ст. 7 Закона 115-ФЗ с учетом приказа Росфинмониторинга от 25.07.2016 № 232 сведения, включенные в указанный список, носят адресный характер и предназначены для информирования только организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в ст. 5 Закона 115-ФЗ, в целях выполнения требований указанного закона. На основании Приказа Росфинмониторинга от 25.07.2016 № 232 список размещается в личном кабинете организаций.

Кроме того, согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 информация о результатах проверки представляется организациями в Росфинмониторинг в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

Следовательно, исполнение обязанности организации по осуществлению внутреннего контроля в части проверки клиентов невозможно без открытия личного кабинета.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При указанных обстоятельствах Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований статьи 7 Закона № 115-ФЗ в части и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений по результатам проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Доказательств того, что Заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

Факт совершения Заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Постановление № 14-27/01/26.1 от 25.12.2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ вынесено в соответствии с действующим законодательством, а, следовательно, у суда не имеется оснований для его отмены, Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

По смыслу приведенной нормы, представление вносится только в случае привлечения лица к административной ответственности и доказанности всех элементов состава правонарушения.

Учитывая, что Представление № 14-27/01/26.1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения внесено в связи с выводами административного органа о наличии в действиях Заявителя события и состава административного правонарушения, согласно Постановлению № 14-27/01/26.1 от 25.12.2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, принимая во внимание, что судом установлена соответствие указанного постановления действующему законодательству, оспариваемое представление, также является законным и подлежащим исполнению.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

Судья                                                                                            Терешенков А.Г.