ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-75211/12 от 02.09.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 сентября 2013 года                                                                           Дело № А56-75211/2012

Резолютивная часть решения объявлена  02 сентября 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено   сентября 2013 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в лице судьи Покровского С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Студилко Ю.Ю.,

с участием представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 24.06.2013 №28/08-1,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 25.12.2012 №08-17-155, 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью (ООО) «СтройКапитал» (место государственной регистрации: 199178, <...>, литер А, пом.3Н, ОГРН <***>)

об оспаривании действий (решений) Управления Федеральной налоговой службы (УФНС России) по Санкт-Петербургу, место нахождения государственного органа: 191180, Санкт-Петербург, наб. Реки Фонтанки, дом 76)

по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческой организации

заинтересованное лицо – Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации (Минюста России) по Санкт-Петербургу (место нахождения государственного органа: 190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., дом 11)

установил:

ООО «СтройКапитал» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием признать недействительной запись о ликвидации Фонда Содействия Офицерам Запаса Правоохранительных Органов (ФСОЗПО, место государственной регистрации: 190013, <...>, литер А, пом.15Н, ОГРН <***>, далее - Фонд), внесенную УФНС России по Санкт-Петербургу в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ, реестр).

Заявление основано на нормах статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ  «О некоммерческих организациях» и мотивировано доводами о несоблюдении УФНС России по Санкт-Петербургу установленного статьями 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядка ликвидации юридического лица, повлекшего нарушение прав и законных интересов ООО «СтройКапитал» как кредитора ФСОЗПО, чьи требования на общую сумму около 1 млн руб. из договора подряда от 31.08.2011 №25 Фондом удовлетворены не были.

В письменном отзыве от 25.03.2013 б/н УФНС России по Санкт-Петербургу (далее – регистратор, регистрирующий орган) полагало заявление необоснованным и указало, что соответствующая запись внесена в реестр на основании распоряжения Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу от 28.03.2012 №604 и решения Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.01.2012 по делу №2-134/12.

Определение арбитражного суда от 28.03.2013 о прекращении производства по заявлению ООО «СтройКапитал» по основанию, предусмотренному пунктом первым части 1 статьи 150 АПК РФ (ввиду неподведомственности спора арбитражному суду) отменено постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением от 19.06.2013 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве иного заинтересованного лица Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу.

В судебном заседании 02.09.2013 представитель ООО «СтройКапитал» заявление в полном объеме поддержал.

Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу поддержало правовую позицию регистратора и полагало доводы заявителя необоснованными. При этом заинтересованное лицо обратило внимание, что оспариваемая запись была проверена Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга по жалобе иного лица и вступившим в законную силу решением районного суда от 14.08.2012 в требовании о признании ее незаконной отказано.

 Регистрирующий орган, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, участие в заседании суда представителя не обеспечил, что в силу статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ не явилось препятствием для разрешения спора судом в его отсутствие.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд находит заявление ООО «СтройКапитал» не подлежащим удовлетворению.

Так, согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу нормы пункта 2 статьи 201 АПК РФ оспариваемые действия (решения) могут быть признаны арбитражным судом незаконными только в случае установления одновременно двух обстоятельств: действия (решения) не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.

Между тем, как следует из материалов регистрационного дела и отзыва регистратора, запись о ликвидации Фонда была внесена 03 апреля 2012 года в реестр УФНС России по Санкт-Петербургу на основании Распоряжения Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу  от 28.03.2012 №604, принятого в свою очередь во исполнение вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.01.2012 по делу №2-134/12.

Ни акт Главного управления Минюста России, ни судебный акт районного суда к дате настоящего судебного заседания заявителем не оспаривались и недействительными не признаны. 

В силу пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №1313, Минюст России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) установлено, что внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальным органом ФНС России) на основании принимаемого уполномоченным органом (Минюстом России в лице его территориальных органов) распоряжения.

В соответствии с пунктом 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 12.11.2010г. №343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Закона о государственной регистрации или решений судов.

Минюст России (его территориальные органы) направляют в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Законом о государственной регистрации (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.

Регистратор в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления этих документов вносит в государственный реестр соответствующую запись.

Обстоятельств, указывающих на несоблюдение вышеуказанного порядка при внесении оспариваемой записи в реестр, заявителем не приведено и из материалов дела не усматривается.

Ссылка заявителя на положения статьи 62 ГК РФ суд находит несостоятельными, поскольку данные требования закона адресованы учредителям (участникам) юридического лица, а не регистратору. Причем в настоящем случае, учитывая отсутствие в решении суда специального указания на необходимость выполнения ликвидационных процедур и возложения обязанности по их осуществлению на конкретных лиц, регистрирующий орган был не вправе предъявлять Фонду требования о назначении ликвидатора и проверять соблюдение предусмотренной нормами статей 61-63 ГК РФ процедуры ликвидации.

Поскольку установленный законом порядок осуществления государственной регистрации ликвидации Фонда регистратором соблюден и регистрационные действия совершены во исполнение вступившего в законную силу решения суда, которое согласно статьи 6 Федерального Конституционного Закона от 31.12.1996 №1 «О судебной системе Российской Федерации» обязательно для всех без исключения лиц и государственных органов, заявление ООО «СтройКапитал» о признании незаконной записи от 03.04.2012, внесенной УФНС России по Санкт-Петербургу, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать ООО «СтройКапитал» в удовлетворении заявления о признании незаконной записи, внесенной в ЕГРЮЛ 03 апреля 2012 года УФНС России по Санкт-Петербургу, о прекращении деятельности Фонда Содействия Офицерам Запаса Правоохранительных Органов (ОГРН <***>).

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения или в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                     С.С. Покровский