ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-75246/2022 от 25.10.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

07 ноября 2022 года                                                             Дело № А56-75246/2022

Резолютивная часть решения объявлена   октября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен   ноября 2022 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Целищевой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: акционерное общество «Оборонэнерго» (107140, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

ответчик: Министерство обороны Российской Федерации (119019, <...>, ОГРН <***>)

третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (191124, Санкт-Петербург город, улица Красного Текстильщика, 10-12)

о признании права собственности

при участии

- от истца: ФИО1 (доверенность от 14.12.2021),

- от ответчика: ФИО2 (доверенность от 10.10.2022),

- от третьего лица: не явился, извещен,

установил:

Акционерное общество «Оборонэнерго» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Министерство) о признании права собственности на объекты недвижимого имущества:

- трансформаторную подстанцию по адресу: Санкт-Петербург, Новочеркасский пр-кт, д. 3, литера Е, кадастровый номер 78:11:0006001:1105;

- трансформаторную подстанцию по адресу: Санкт-Петербург, Новочеркасский пр-кт, д. 3, литера И, кадастровый номер 78:11:0006001:1107;

- трансформаторную подстанцию по адресу: Санкт-Петербург, Новочеркасский пр-кт, д. 3, литера К, кадастровый номер 78:11:0006001:1108.

Определением суда от 02.08.2022 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное назначено на 25.10.2022; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, а представитель ответчика возражал против иска по мотивам, изложенным в отзыве.

По мнению ответчика, истцом предъявлены требования к ненадлежащему ответчику и избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку Министерство не нарушало права и законные интересы Общества, так как ранее надлежащим образом передало спорные объекты недвижимости в порядке приватизации на основании актов приема-передачи, не оспаривает право собственности Общества и не препятствует его регистрации, а отсутствие правоустанавливающих документов у регистрирующего органа не зависит от воли Министерства; надлежащим способом защиты нарушенных прав Общества является в данном случае обжалование отказа Управления в регистрации права собственности истца на спорные объекты в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Приняв во внимание подготовленность дела к судебному заседанию, суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, 25.11.2009 приказом Министра обороны Российской Федерации № 1333 «О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации» (далее – Приказ № 1333) на праве хозяйственного ведения за ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации закреплены следующие объекты недвижимости:

- трансформаторная подстанция по адресу: Санкт-Петербург, Новочеркасский пр-кт, д. №3, литера Е (приложение 1 к приказу № 1333 от 25.11.2009, страница 4, строка 6, акт о приеме-передаче здания (сооружения) ОС-la № 6 от 26.11.2009);

- трансформаторная подстанция по адресу: Санкт-Петербург, Новочеркасский пр-кт, д. №3, литера И (приложение 1 к приказу № 1333 от 25.11.2009, страница 4, строка 7, акт о приеме-передаче здания (сооружения) ОС-la № 7 от 26.11.2009);

- трансформаторная подстанция по адресу: Санкт-Петербург, Новочеркасский пр-кт, д. №3, литера К (приложение 1 к приказу № 1333 от 25.11.2009, страница 4, строка 8, акт о приеме-передаче здания (сооружения) ОС-1а № 8 от 26.11.2009).

Абзацем 4 пункта 2 Приказа № 1333 на ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в трехмесячный срок с даты издания приказа (то есть в срок до 25.02.2010) осуществить государственную регистрацию права собственности РФ и права хозяйственного ведения ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» Министерства обороны Российской Федерации в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в приложении к Приказу №1333.

23.12.2009 ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации было преобразовано в открытое акционерное общество (далее – ОАО) «28 Электрическая сеть» (приказ Министра обороны РФ №1446 от 23.12.2009; далее – Приказ №1446) с передачей обществу упомянутых объектов недвижимости.

В соответствии с передаточным актом подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации от 23.12.2009, являющимся приложением № 1 к Приказу № 1446, ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации передало, а ОАО «28 Электрическая сеть» приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс реорганизованного ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации, в том числе спорные объекты (приложение 1 к Приказу № 1446 от 23.12.2009, Том 1, стр. 36, строки 600-602).

В письмах от 26.01.2017 № 141/2417, от 20.04.2022 №141/13267 Департамент военного имущества Министерства обороны РФ подтвердил ранее принятое решение об условиях приватизации ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации и передачу спорного имущества в порядке приватизации ОАО «28 Электрическая сеть».

Внеочередным общим собранием акционеров ОАО «28 Электрическая сеть» (протокол № 2 от 08.06.2011) было принято решение о реорганизации ОАО «28 Электрическая сеть» в форме присоединения к ОАО «Оборонэнерго». Между сторонами подписан договор о присоединении № 2 от 09.06.2011, составлен передаточный акт от 09.06.2011 с приложением к нему перечня объектов основных   средств (передаваемого недвижимого имущества) ОС-2а от 30.09.2010, в котором в строках 1164, 3822, 3823 поименованы названные трансформаторные подстанции.

31.08.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО «28 Электрическая сеть» в результате реорганизации в форме присоединения к Обществу.

Общество, полагая себя универсальным правопреемником ОАО «28 Электрическая сеть», обратилось в Управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на спорные трансформаторные подстанции.

Уведомлениями от 21.03.2022 № КУВД-001/2021-52604483/7 и № КУВД-001/2021-52604999/7, от 22.03.2022 № КУВД-001/2021-53605431/3 Управление отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации в отношении указанных объектов.

Истец, указав в иске, что с 31.08.2011 право собственности на спорные объекты недвижимости перешло к нему на законных основаниях и возникло с указанной даты, обратился в арбитражный суд с иском о признании за собой права собственности на трансформаторные подстанции.

Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признание права, в том числе права собственности, является одним из способов защиты гражданских прав.

Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22), граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзац второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником собственника имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

В данном случае истец в качестве правового основания своих требований сослался на документы о приватизации ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации, подтверждающие, по его мнению, возникновение права собственности на спорный объект у ОАО «28 Электрическая сеть», а также на документы о реорганизации последнего, подтверждающие переход права собственности на спорное имущество к Обществу.

В силу вышеназванных разъяснений, данных в Постановлении № 10/22, отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации на спорные объекты само по себе не должно препятствовать возникновению права собственности у ОАО «28 Электрическая сеть», если будет надлежащим образом подтвержден факт включения данного имущества в план приватизации или передаточный акт.

Факт включения спорных объектов в состав приватизируемого имущества при преобразовании ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации в ОАО «28 Электрическая сеть» подтверждается представленным в материалы дела передаточным актом от 23.12.2009.

Более того, в отзыве ответчик подтвердил передачу спорных объектов недвижимости в порядке приватизации на основании актов приема-передачи, что свидетельствует о переходе прав от правопредшественника - ОАО «28 Электрическая сеть» к правопреемнику – Обществу.

В силу пункта 2 статьи 58, пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к вновь возникшему юридическому лицу.

Из изложенного следует, что спорные трансформаторные подстанции были включены в план приватизации имущественного комплекса ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации, переданы в уставной капитал ОАО «28 Электрическая сеть» как правопреемника приватизированного предприятия и с момента реорганизации последнего стали собственностью Общества.

При таких обстоятельствах нельзя признать обоснованным довод Министерства об отсутствии оснований для удовлетворения иска Общества в связи с отсутствием государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество за ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации и невозможностью последнего ввиду этого передать соответствующие права своим правопреемникам.

Возражая против иска, ответчик также заявил о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по иску.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что именно Министерство (орган, уполномоченный Российской Федерацией как собственником имущества) принимало решения о распоряжении спорными объектами, в том числе об их закреплении за ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и о последующей передаче ОАО «28 Электрическая сеть». При этом решение о создании ОАО «28 Электрическая сеть» и о передаче ему имущества ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации (Приказ № 1446) было принято до истечения трехмесячного срока, отведенного ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации для государственной регистрации права хозяйственного ведения (абзац 4 пункта 2 Приказа № 1333).

Таким образом, именно в результате действий Министерства была создана ситуация, препятствующая оформлению права собственности на спорные объекты в обычном порядке. Более того, довод ответчика о том, что право собственности Общества на спорные объекты не возникло как в связи с отсутствием государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации, так и права собственности ОАО «28 Электрическая сеть», по сути, означают, что данные объекты не выбывали из федеральной собственности.

Следовательно, именно Министерство как уполномоченный федеральным собственником орган является участником спорного материального правоотношения, то есть надлежащим ответчиком по иску.

Возражая против иска, Министерство сослалось также на отсутствие в деле доказательств того, что земельный участок под спорными зданиями был включен в план приватизации, передан по передаточному акту и внесен в уставной капитал правопредшественника истца, то есть, по мнению ответчика, в нарушение требований законодательства приватизация спорных объектов была произведена без земельного участка, на котором они находятся, следовательно, ввиду недействительности сделки приватизации зданий право собственности на них у ОАО «28 Электрическая сеть», а впоследствии и у истца не возникло.

Как следует из письма Департамента военного имущества Министерства от 20.04.2022 № 141/13267, земельные участки, на которых расположены спорные объекты недвижимости, не вошли в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации.

В силу статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначение без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, в том числе имущественными комплексами, производится в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон N 178-ФЗ).

Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 той же статьи приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Согласно передаточному акту от 23.12.2009, являющемуся приложением № 1 к Приказу № 1446, в состав имущества, подлежащего приватизации, включены, в том числе, спорные трансформаторные подстанции.

При этом сделка по приватизации имущества ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны Российской Федерации в части включения в состав подлежащего приватизации имущества спорных зданий не оспорена в установленном порядке, недействительной не признана. В то же время регистрация за Обществом права собственности на здания не препятствует в дальнейшем оформлению прав на земельный участок, сформированный под указанными объектами недвижимости, в установленном земельным законодательством порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона N 178-ФЗ собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, если при приватизации земельный участок не вошел в состав приватизируемого имущественного комплекса, то в силу указанных выше норм собственнику зданий, строений, сооружений предоставлено исключительное право: либо выкупить земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, либо пользоваться им на праве аренды.

При таких обстоятельствах суд, установив, что спорное имущество, находящееся во владении истца, было получено им в порядке реорганизации в форме присоединения ОАО «28 Электрическая сеть», которое, в свою очередь, приватизировало указанное имущество в составе имущественного комплекса реорганизованного ФГУП «28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота» Министерства обороны Российской Федерации, пришел к выводу о наличии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2015 по делу № 306-ЭС15-7435.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, государственная пошлина уплачивается в размере 6 000 рублей.

Положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождают государственные органы, органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, но не освобождают от возмещения судебных расходов.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

В рассматриваемом случае из представленных доказательств следует, что именно в результате действий Министерства была создана ситуация, препятствующая оформлению права собственности истца на спорные объекты во внесудебном порядке.

При таком положении суд полагает обоснованным в данном конкретном деле отнесение судебных расходов Общества по уплате государственной пошлины в размере 18 000 руб. на ответчика.

В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 АПК РФ судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать право собственности акционерного общества «Оборонэнерго» (ИНН <***>) на объекты недвижимого имущества:

- трансформаторную подстанцию, кадастровый номер 78:11:0006001:1105, расположенную по адресу: Санкт-Петербург,  Новочеркасский пр., д. 3, лит. Е;

- трансформаторную подстанцию, кадастровый номер 78:11:0006001:1107, расположенную по адресу: Санкт-Петербург,  Новочеркасский пр., д. 3, лит. И;

- трансформаторную подстанцию, кадастровый номер 78:11:0006001:1108, расположенную по адресу: Санкт-Петербург,  Новочеркасский пр., д. 3, лит. К.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Оборонэнерго» 18 000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение иска.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                            Целищева Н.Е.