ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-75258/12 от 25.04.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 апреля 2013 года Дело № А56-75258/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Синицыной Е.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Анисимовой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО «Профессиональные ортопедические товары»

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третьи лица 1) Государственное учреждение-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, 2)ООО "ОРТО-С", 3) ЗАО "ОРТО-С", 4) ООО "КЛАДОВАЯ ЗДОРОВЬЯ",5) ФГУП «Санкт-Петербургская фабрика ортопедической обуви».

об оспаривании решения по делу

при участии

от заявителя –ФИО1, дов. от 20.09.2012, ФИО2, дов. от 19.03.2013 №15.

от заинтересованного лица - не явился, извещен

от третьих лиц – 1. ФИО3, дов. от 28.12.2012. 2. Не явился, извещен 3. ФИО4, дов. от 21.03.2013№2. 4. ФИО5, дов. от 18.03.2013 №18. 5. ФИО6, дов. от 11.01.2013 №2/13

установил:

ООО «Профессиональные ортопедические товары» (далее – Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения от 18.09.2012 по делу К03-112/12 Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление).

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу поступило заявление ООО «Профессиональные ортопедические товары» ( вх. №2939 от 02.03.2012), в котором заявитель ссылается на неправомерные действия ГУ -Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее- ФСС СПБ) при организации обеспечения инвалидов ортопедической обувью, в том числе при возмещении ФСС СПБ гражданам-инвалидам затрат на приобретение ортопедической обуви, в том числе для детей-инвалидов, а именно: по мнению заявителя, ФСС СПб ограничивает круг организаций – продавцов ортопедической обуви, в которых инвалиды могут приобрести ортопедическую обувь, распространяя информацию о возможности получения возмещения затрат (компенсации) только на ортопедическую обувь «Орто-С» и ФГУП «Фабрика ортопедической обуви», а также путем фактических отказов в возмещении затрат на приобретенную ортопедическую обувь не в ФГУП «Санкт-Петербургская фабрика ортопедической обуви» и ЗАО «Орто-С», чем создает преимущественные условия деятельности на товарном рынке указанным организациям и, как следствие, необоснованное препятствование осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу ортопедической обуви.

По данному факту Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу было возбуждено дело №К03-112/12 о нарушении Государственным учреждением-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при организации обеспечения инвалидов ортопедической обувью, в том числе при возмещении затрат на приобретение ортопедической обуви для детей-инвалидов через Фонд социального страхования.

Решением по делу №К03-112/12 от 18.09.2012 рассмотрение дела было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией УФАС действиях ГУ -Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 15.02.1991 № 35 утверждении Инструкции «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов» (далее приказ № 35) сложная ортопедическая обувь и обувь на ортопедические аппараты из черного хрома выдаются бесплатно (п.6), малосложная ортопедическая обувь, т.е. обувь на укорочение нижней конечности при компенсации до 3 см, с супинатором, пронатором, а также обувь при деформациях стоп (увеличение головок плюсневых костей, омозолелости, шпоры, разные размеры стоп и др.), всем гражданам, в т.ч. и детям, выдаются за наличный расчет по действующим ценам (п.7).

С 01 января 2005 года вступили в силу ТУ 8820-037-53279025-2004 «Обувь ортопедическая», определяющие особенности обувных ортопедических изделий, в том числе указаны параметры изготовления сложной и малосложной ортопедической обуви.

Письмом от 20.04.2005 № 1860-А01 Минздравсоцразвития РФ в адрес Фонда социального Страхования РФ сообщил о том, что обеспечение граждан малосложной ортопедической обувью за счет средств федерального бюджета не производится и указал на необходимость применения приказа № 35 при оплате ФСС расходов на приобретение технических средств реабилитации к которым относится и ортопедическая обувь. Данная информация была доведена Фондом социального страхования РФ до региональных отделений ФСС РФ письмом от 28.04.2005 № 02-18/14-3775.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (ред. от 04.09.2012) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее постановление № 240) утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила).

Согласно п.2 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Пунктом 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе: а) предоставления соответствующего технического средства (изделия); б) оказания (изделия).

Пунктом 15(1) Правил установлено, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В этой связи, Минздравсоцразвития РФ издал приказы:

- от 31.01.2011 № 57н (в редакции от 08.09.2011) «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2011 № 19694, вышеуказанная редакция приказа (редакция от 08.09.2011) вступила в силу 16.10.2011, далее Порядок).

- от 28.07.2011 № 823н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту» (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.09.2011 № 21907, вступил в силу 16.10.2011, далее Классификация).

В соответствии с положениями пункта 3 Порядка, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.07.2011 № 823н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного Классификацией.

Раздел 9 Классификации - «Ортопедическая обувь» включает сложную и малосложную обувь.

Таким образом, приведенные правовые нормы, вступившие в силу 16 октября 2011 года, устанавливают право инвалида на возмещение затрат на самостоятельно приобретенную ортопедическую обувь вне зависимости от её сложности и места приобретения, а также не устанавливают право уполномоченного органа определять организацию, в которой инвалид может самостоятельно приобрести техническое средство реабилитации, в том числе ортопедическую обувь.

В материалы дела не представлено надлежащих доказательств введения ФСС СПб каких-либо ограничений при решении вопроса о компенсации денежных средств, затраченных на приобретение ортопедической обуви детям-инвалидам, в зависимости от фирмы-производителя или продавца обуви.

Причинами отказов ФСС СПб в выплате компенсаций за самостоятельно приобретенную обувь, являлись следующие обстоятельства:

- ортопедическая обувь не является сложной ортопедической,

- ортопедическая обувь является малосложной,

- приобретена обычная детская обувь вместо ортопедической обуви;

- срок пользования ранее полученной обувью не момент обращения за выплатой компенсации не истек;

- несоответствие приобретенной обуви рекомендациям индивидуальных программ реабилитации.

При вышеизложенных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Синицына Е.В.