ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-75299/2023 от 16.11.2023 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

21 ноября 2023 года Дело № А56-75299/2023

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2023 года. Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2023 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Новиковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевым С.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 08.08.2019)

заинтересованное лицо КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (191124, Г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, СМОЛЬНЫЙ ПРОЕЗД, Д. 1, ЛИТЕРА Б, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 25.12.2003, ИНН: <***>)

третье лицо Комитет по градостроительству и архитектуре

о признании незаконным решения

при участии

от заявителя: ФИО1 по паспорту; ФИО2 по доверенности

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности

от третьего лица: ФИО4 по доверенности

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее – Комитет) от 20.06.2023 № 224614 об отказе в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации – настенной вывески «СИТИ ФОРМАТ СОГЛАСОВАНИЕ ВЫВЕСОК» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новоизмайловский, д. 49, корп. 2, лит. А; также просит заменить отказ от 20.06.2023 №224614 на разрешение на установку (перемещение) объекта для размещения информации – настенной вывески по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новоизмайловский, д. 49, корп. 2, лит. А согласно заявлению поданному 30.05.2023 № 197381.

В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

В настоящем судебном заседании Предприниматель поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо и третье лицо представили отзывы, возражали против удовлетворения заявления ИП ФИО1

Приняв во внимание подготовленность дела к судебному заседанию, суд, на основании части 4 статьи 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Как указал заявитель в обоснование предъявленных требований, 21 июня 2023 г. ИП ФИО1 (далее по тексту - Заявитель), в ответ на заявление № 197381 от 30 мая 2023 г., получила от Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга (далее по тексту - Комитет) отказ № 224614 в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации (далее по тексту - ОРИ) настенной вывески «СИТИ ФОРМАТ СОГЛАСОВАНИЕ ВЫВЕСОК» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новоизмайловский, д. 49, корп. 2, лит. А. В качестве оснований для отказа № 224614 указаны причины Комитета по градостроительству и архитектуре (далее по тексту - КГА):

«Нарушение требований к наружной информации, установленных Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, нарушение архитектурного облика Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облика здания, сооружения на основании абз. 5 п. 7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 №1002 Сити формат согласование вывесок, 0.4м, 2 строки. (Нежилое - торговое, административное (РГИС сведения ГУИОН). ЗУ для размещения объектов торговли. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №78-1811в-2010 - реконструкции / объект нежилого фонда со строительством 2-этажной пристройки под административные цели; ТЗЖ2 - НЕ соответствует (код ВРИ - 4.1; 6.11)). Требуется размещать название "Сити формат" (не является официальным названием организации) в соответствии с зарегистрированным товарным знаком (предоставить свидетельство на товарный знак) или разработать иное решение в соотв. с нормами русского языка. На основании п.1.5 общих положений и п.1.2.1, 1.2.3, 1.2.10-1 прилож. №6 к постановлению Правительства СПб от 31.01.2017 № 40. На основании п. 2.3.5.8.3, 2.3.5.8.4 прилож. №3 к постановления Правительства СПб от 09.11.2016 № 961».

По мнению заявителя, отказ Комитета от 20.06.2023 г. № 224614 в выдаче разрешения на установку (перемещение) настенной вывески «СИТИ ФОРМАТ СОГЛАСОВАНИЕ ВЫВЕСОК» не соответствует требованиям действующего законодательства и ущемляет права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а также создаёт необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанное послужило основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав доводы представителей сторон, третьего лица, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.

Действующий порядок выдачи разрешений на установку объектов для размещения информации утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (далее - Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка, разрешения на установку объектов для размещения информации выдает КПВСМИ после согласования с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Согласно абзацу 1 пункта 7 Порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе Комитет по градостроительству и архитектуре, в срок, не превышающий 11 рабочих дней, начиная с даты получения запроса от КПВСМИ, рассматривают в пределах своей компетенции представленные информационные материалы и осуществляют согласование или представляют письменный мотивированный отказ в согласовании.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 №1679 (далее - Положение), задачами Комитета являются разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры, формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга. Указанные задачи определяют компетенцию Комитета при согласовании вывесок.

В соответствии с пунктом 2.6 приложения № 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила благоустройства), объекты для размещения информации являются элементами благоустройства.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2015 №891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга №891-180) Правила благоустройства содержат перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, а требования к внешнему виду и размещению элементов благоустройства устанавливаются эстетическими регламентами объектов благоустройства и элементов благоустройства.

В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга №891-180 размещение элементов благоустройства на объекте благоустройства осуществляется на основании проектов благоустройства, которые согласованы в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга, правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга.

Приложением № 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 №40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» (далее - Эстетические регламенты) утвержден эстетический регламент наружной рекламы и информации.

Учитывая изложенное, Правила благоустройства и Эстетические регламенты являются нормативными правовыми актами в сфере формирования архитектурного облика, эстетического состояния Санкт-Петербурга и устанавливают требования к проектированию, к внешнему виду и размещению элементов благоустройства. Нарушение указанных требований является нарушением архитектурного облика Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения.

Наружная информация (объекты для размещения информации), к которым в том числе относятся вывески, в соответствии с приложением № 2 к Правилам благоустройства являются элементами благоустройства.

В соответствии с пунктом 2.3.5 приложения № 3 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности, а также в соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.

Согласно абзацу 5 пункта 7 Порядка Комитет отказывает в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.

В соответствии с порядком Комитетом рассмотрено заявление ИП ФИО1 (далее также - заявитель) от 30.05.2023 № 197381 на установку настенной вывески «СИТИ ФОРМАТ СОГЛАСОВАНИЕ ВЫВЕСОК» (далее - заявление № 197381) и 15.06.2023 отклонено от согласования.

Решение об отказе Комитета в согласовании заявления № 197381 принято на основании пункта 1.5 Общих положений Эстетических регламентов и пунктов 1.2.1, 1.2.3, 1.2.10-1 приложения №6 к Эстетическим регламентам, пунктов 2.3.5.8.3, 2.3.5.8.4 приложения №3 к Правилам благоустройства.

В обосновании отказа Комитета в согласовании заявления № 197381, в том числе указано, что часть «СИТИ ФОРМАТ» не является официальным названием организации (заявителя).

Пунктом 1.5. Эстетических регламентов определено понятие «вывеска», согласно которому вывески - объекты для размещения информации об организации, индивидуальном предпринимателе в целях уведомления неопределенного круга лиц о месте своего расположения: фирменное наименование (наименование), коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания, место нахождения (адрес), режим работы, профиль деятельности и(или) вид(-ы) реализуемых товаров.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон №2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изложенное свидетельствует, что пункт 1.5 Эстетических регламентов дополняет перечень возможной к размещению на вывеске информации, который установлен Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». При этом размещение указанной информации в составе вывески не является обязательным. Содержание вывески должно быть максимально информативным для потребителя. Указание в составе вывески профиля деятельности организации или видов реализуемых товаров отвечает указанному требованию.

Пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ (далее - ГК РФ) определено, что на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 1538 ГК РФ коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Частью 1 статьи 1539 ГК РФ предусмотрено, что правообладателю принадлежит право на использование коммерческого обозначения, если оно обладает достаточными различительными признаками, и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Одновременно в соответствии с пунктами 177, 178 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания использования коммерческого обозначения лежит на правообладателе.

В информационных материалах приложения к заявлению № 197381 на установку вывески, принадлежащей ИП ФИО1, информация о наличии зарегистрированного товарного знака на указанное название, или иные основания, подтверждающие правомерность размещения названия «СИТИ ФОРМАТ» в составе вывески (например указание, что заявитель размещает указанное название в составе вывески в качестве коммерческого обозначения), не предоставлены.

Комитетом, при рассмотрении заявления № 197381, проведён анализ данных, имеющихся в открытом доступе, и установлено, что на территории Санкт-Петербурга действует компания «СИТИ ФОРМАТ», осуществляющая согласование наружной рекламы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, при этом на сайте компании (http //viveska-spb.ru) имеется отметка «копирайт» 2022 г. на данное название и указано, что все права защищены.

Адрес размещения указанной компании «СИТИ ФОРМАТ» -196105, Санкт-Петербург, ул. Свеаборгская, д.4 - не соответствует адресу, указанному в заявлении № 197381 - Новоизмайловский пр., д. 49, корп. 2, лит. А.

Одновременно, в открытом доступе отсутствует информация о наличии зарегистрированного товарного знака «СИТИ ФОРМАТ», правообладателем которого является ИП ФИО1

В соответствии с пунктом 1.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок состоит из следующих характеристик: объемно-пространственное решение: количество элементов, их габариты; композиционно-графическое решение, в том числе: цветовое решение, стилистическое решение, шрифтовая композиция; конструктивное решение: несущая конструкция, информационное поле, способ крепления к фасаду, устройство подсветки и электрооборудования.

Согласно пункту 1.2.3 приложения №6 к Эстетическим регламентам композиционно-графическое решение вывесок, указателей, меню должно соответствовать требованиям лаконичности, обобщенности, унификации.

Исходя из приведенных норм действующего законодательства, в составе вывески допускается размещение только обязательной, для потребителя информации, соответствующей определению понятия «вывеска».

В соответствии с пунктом 1.2.10-1 приложения №6 к Эстетическим регламентам действие пунктов 1.2.8, 1.2.9, 1.2.10, 1.3.10 - 1.3.13 и 1.10.10 настоящего приложения не распространяется в отношении коммерческого обозначения, изображений товарного знака, знака обслуживания

Согласно пункту 1.3.11. приложения №6 к Эстетическим регламентам методом композиционно-графического решения настенных вывесок является размещение композиции (букв, знаков, символов) в одну строку. В случае невозможности размещения композиции в одну строку, обусловленной архитектурным решением фасада здания, сооружения, в месте установки, допускается размещение такой информации в количестве не более двух строк.

Вывеска по заявлению № 197381 выполнена в 2 строки. При этом участок фасада, на котором планируется установка вывески, не содержит никаких ограничивающих архитектурных элементов или оборудования, которые не позволяют разместить вывеску в одну строку.

Слово «сити» является заимствованным, происходит от английского слова «city», что в переводе означает «город» и, согласно различным словарям иностранных слов, имеет несколько толкований, в том числе:

центральная часть Лондона (источник - «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» ФИО5, 1910);

в англосаксонских странах - торгово-финансовый центр большого города, центр города, застроенный управленческими и торговыми зданиями (источник: «Словарь иностранных слов» ФИО6, 2006);

историческое ядро, центральная часть Лондона, место сосредоточения финансовой и торговой деятельности страны, синоним британской финансовой олигархии (источник - Современный толковый словарь, изд. Большая Советская Энциклопедия).

Следует также отметить, что термин «сити-формат» используется в сфере наружной рекламы в качестве обозначения определённого формата рекламной конструкции (тип «лайтпостер», формат и рекламного поля 1,3м х 1,8м.).

Согласно Правилам благоустройства наружная реклама и наружная информация, к которой, в том числе отнесены вывески, отнесены к разным видам элементов благоустройства.

Действие порядка, утверждённого постановлением № 1002 при согласовании вывесок, не распространяется на размещение наружной рекламы.

Учитывая указанные обстоятельства, Комитетом сделан вывод о том, что размещение названия «СИТИ ФОРМАТ» в составе вывески, принадлежащей ИП ФИО1 не соответствует определению понятия «вывеска», определенному в пункте 1.5 Эстетических регламентов, и вводит в заблуждение потребителя, нарушая таким образом положения Закона №2300-1.

В соответствии с пунктом 2.3.5.8.4. при разработке проектных решений наружной информации следует соблюдать требования Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».

Статьей 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» определены сферы, в которых русский язык подлежит обязательному использованию и установлено, что положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.

Учитывая изложенное, в отсутствие у заявителя зарегистрированного товарного знака, соответствующего композиции вывески, или обоснования использования указанной композиции в качестве коммерческого обозначения или фирменного наименования, размещение вывески из 2-х строк с названием «СИТИ ФОРМАТ» в верхней строке, не имеет правовых оснований.

Вместе с тем, следует также учитывать, что с позиции формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика здания, вывески вторичны по отношению к фасаду здания. Комитет в своем решении об отказе в согласовании указал, что размещение необязательной информации приведет к визуальной перегруженности фасада.

Необоснованное размещение на фасадах зданий информации, не обязательной к размещению и не являющейся зарегистрированным товарным знаком, или подтвержденным коммерческим обозначением, приведет к нарушению архитектурно-градостроительного облика здания и визуальному шуму.

В соответствии с пунктами 1.2.2.1,1.2.3 приложения №6 к Эстетическим регламентам композиционно-графическое решение вывесок, указателей, меню должно соответствовать требованиям лаконичности, обобщенности, унификации, а их размещение не должно нарушать архитектурно-градостроительный облик здания.

Также, в соответствии с пунктом 2.3.5.8.4 приложения №3 к Правилам благоустройства, при разработке проектных решений наружной информации следует соблюдать требования Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» и не допускается использование графических элементов, связанных с действиями, в отношении которых предусмотрена административная ответственность, установленная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наличие регистрации элементов (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания), входящих в состав вывески, позволяет обеспечивать исполнение указанного требования при согласовании Комитетом.

Таким образом, ссылка Заявителя на использование коммерческого обозначения является несостоятельной и не подтвержденной материалами дела, а отказ Комитета в согласовании размещения указанного элемента наружной информации и принятое в связи с этим решение КПВСМИ, соответствуют действующему законодательству.

При таких обстоятельствах заявленные ИП ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Новикова Е.В.