ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-7537/20 от 10.06.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 июня 2020 года                                                                Дело № А56-7537/2020

Резолютивная часть решения объявлена   июня 2020 года .

Полный текст решения изготовлен   июня 2020 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи  Грачевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Колотовской Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга

о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2019 № 6281 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 95724 от 20.11.2019,

при участии

от заявителя: представитель не явился, извещен;

 от заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности от 30.12.2019;

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в суд с заявлением к Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2019 № 6281 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 95724 от 20.11.2019, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 Закона № 273-70.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направил своего представителя в судебное заседание.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным  в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

13.11.2019 в 11:35 по адресу: Санкт-Петербург, участок ж/д «ж.-д. переезд-Скобелевский пр.» 6-й км, (6 км 380 м 7 км 768 м), земельный участок с кад. №78:36:0005330:5, Инспекцией выявлено совершение Обществом административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства и элементов благоустройства, а именно: металлическое ограждение в границах земельного участка с кадастровым номером 78:36:0005330:5 содержится в неудовлетворительном состоянии: наличие ржавчины, механических повреждений, отслоение верхнего лакокрасочного слоя, часть секций отклонены от вертикальной оси, обрушение облицовочного камня, наличие замшелости.

В ходе осмотра специалистом Инспекции 13.11.2019 территории по указанному адресу нарушения зафиксированы, составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов, с приложением фототаблицы и схемы.

Осмотром специалиста ГАТИ 20.11.2019 территории по указанному адресу в присутствии защитника организации факт нарушения зафиксирован, составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов, с приложением фототаблицы и схемы.

По факту выявленных нарушений Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении № 95724 от 20.11.2019 без участия представителя от Общества.

13.12.2019 по результатам рассмотрения дела, вынесено постановление № 6281 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №95724 от 13.12.2019 Общество привлечено к административной ответственности по пункту 11 статьи 20 Закона № 273-70 в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Пунктом 11 статьи 20 Закона № 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 настоящей статьи.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу. Санкт-Петербург, участок ж/д «ж.-д. переезд - Скобелевский пр.», 6-й км, (6 км 380 м 7 км 768 м), с кад. № 78:36:0005330:5, находится в аренде у организации. Срок аренды: с 11.07.2008 на 49 лет. Вид разрешенного использования участка: для размещения объектов транспорта.

Как следует из материалов дела Инспекцией осуществлен опрос свидетеля, о чем составлен протокол опроса свидетеля от 20.11.2019, согласно которому после ремонта опор была произведена зачистка полосы отвода и вырубка растительности, в связи с чем образовались остатки деревьев; уборка территории будет произведена в течение 10 рабочих дней; уборка бытового мусора производится регулярно; ограждение будет окрашено.

Согласно пунктам 1.1; 2.3.2; 6.1, 6.2 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга», уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.

Ремонт элементов благоустройства должен осуществляться с учетом сохранения внешнего вида и размещения.

В соответствии с пунктом 21.1 Приложения № 5 к Правилам № 961 содержание произведений монументального искусства, уличной мебели, устройств для вертикального озеленения и цветочного оформления, навесов, беседок, ограждений осуществляется правообладателями земельных участков в границах предоставленных земельных участков, на территориях общего пользования - обеспечивается уполномоченным на содержание лицом.

Как следует из протоколов осмотра территории, протокола по делу об административном правонарушении № 95724 от 20.11.2019 элементы благоустройства содержатся в загрязненном/неисправном состоянии, что свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного пункта 11 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга №273-70.

В обоснование доводов заявления, Общество ссылается на то, что протокол от 20 ноября 2019  № 95724 и постановление от 13 декабря 2019  № 6281 вынесены неуполномоченным лицом в нарушение статьи 28.3 КоАП РФ.

По мнению суда, доводы Общества являются правомерным, а заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Одним из основных принципов федерализма в Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Положения о Государственной административно-технической инспекции, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга 24 февраля 2004 г. № 223, Государственная административно-техническая инспекция является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 1.2-1 Положения о ГАТИ инспекция проводит государственную политику в сфере регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге.

Как следует из пункта 3 части 1 статьи 48 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», дела об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга, рассматриваются в пределах своих полномочий, в том числе, исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 4 и 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

На полосу отвода железной дороги, в том числе на объекты инфраструктуры, расположенные на ней, не распространяются Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016  № 961.

Требования к использованию полос отвода содержат Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006  № 611 на основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Контроль за состоянием полосы отвода железной дороги и объектов инфраструктуры, расположенных на ней осуществляют федеральные органы исполнительной власти, а не органы исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Таким образом, полномочия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга не распространяются на полосу отвода железной дороги, являющуюся федеральной собственностью.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2020 по делу № А56-13330/2019,  Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2012 по делу № А56-52642/2011, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 г. № 305-ЭС17-5018 по делу №А41-70119/2014.

В своем Постановлении от 26 апреля 2016 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на федеральных лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов.

Поскольку на полосу отвода железной дороги не распространяются Правила благоустройства Санкт-Петербурга у Инспекции отсутствовали правовые основания для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления, поскольку правонарушение было выявлено в полосе отвода железной дороги, которая является федеральной собственностью и не является объектом благоустройства Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьей 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению, постановление ГАТИ от 13.12.2019 № 6281 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 95724 от 20.11.2019 подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать незаконными и отменить постановление Государственной административно-технической инспекцией Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2019 № 6281  о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 95724 от 20.11.2019, вынесенного в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

    Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня принятия

          Судья                                                                              Грачева И.В.