ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-7560/13 от 10.04.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

11 апреля 2013 года Дело № А56-7560/2013

Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Соколовой Н.Г.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катарыгиной В.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение начального образования "Профессиональный реабилитационный лицей"

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо ООО "ПрофПроектМонтаж"

об оспаривании решения и предписания

при участии

от заявителя - Моисеев А.А., по доверенности от 17.01.2013 №16,

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

от третьего лица – не явился, извещен

установил:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный реабилитационный лицей» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 24.01.2013 по делу №94-105/13 о нарушении законодательства о размещении заказов.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ПрофПроектМонтаж» (далее – Общество).

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал заявленные требования.

Управление и Общество надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления и Общества в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заказчиком - Учреждением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0372200061512000040 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту помещений (№№ 171-197; 200; 243-253; 301) в осях 3-8/Е-Н 1-го и 20го этажа с заменой системы отопления столовой в здании Учреждения по адресу: Санкт-Петербург, Волковский пр., д. 4, лит. А.

Общество обратилось в Управление с жалобой от 17.01.2013 исх. №б/н (вх. №873 от 17.01.2013) на действия заказчика при размещении государственного заказа.

Решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС от 24.01.2013 по делу №94-105/13 жалоба Общества признана частично обоснованной; в действиях заказчика признано нарушение пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выразившееся в отсутствии в аукционной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта, соответствующего требованиям статьи 19.1 Закона о размещении заказов; нарушение частей 7, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов, выразившееся в размещении на официальном сайте в сети Интернет документации об открытом аукционе в электронной форме с ограничениями доступа к ознакомлению в части копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя; нарушение части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении требований к первым частям заявок не в соответствии с требованиями части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов; нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выразившееся в отсутствии в составе аукционной документации требований к товару, используемому при выполнении работ.

Антимонопольным органом выдано предписание от 24.01.2013 по делу №94-105/13 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, согласно которому заказчику предписано привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 24.01.2013 по делу №94-105/13 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте; назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона.

Не согласившись с решением и предписанием Санкт-Петербургского УФАС, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов, Закон №94-ФЗ) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 Закона №94-ФЗ).

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом №94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 названного Закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (статья 5 Закона о размещении заказов).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона №94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 41.1 Закона №94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3.1 данного Закона.

Требования к содержанию документации об аукционе в электронной форме установлены в статье 41.6 Закона №94-ФЗ.

В силу пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 19.1 Закона №94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Таким образом, выбор метода определения начальной (максимальной) цены государственного контракта (договора) является правом заказчика, а не его обязанностью. В данном случае, заказчик, произведя соответствующие расчеты, определил начальную (максимальную) цену государственного контракта (договора) в виде сводного сметного расчета с локальными расчетами.

Документация об аукционе содержит обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта (договора) в виде локальной сметы (пункт 6 раздела 1 части 2 Технического задания).

Закон о размещении заказов не предусматривает производство математических расчетов. Заявитель в своей документации делает ссылку на источник информации. В документации в локальной смете государственный заказчик ссылается на ТЭРы (территориальные единичные расценки на строительные, ремонтные, монтажные, работы), на основе которых определена цена товара (материала) как среднестатистическая по Санкт-Петербургу.

Для работ, финансирование которых осуществляется из бюджетов различных уровней, строительные сметы составляются по правилам, утвержденными Госстроем РФ (основным документом для разработки смет является Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004).

В данных правилах ссылка в смете на реквизиты документов, в том числе приложение к смете каких-либо дополнительных документов (прайсов, данных мониторинга цен или цен поставщиков), не предусмотрены.

В данном случае обоснованием начальной (максимальной) цены государственного контракта (договора) является локальная смета.

Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что заказчиком не допущены нарушения пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона №94-ФЗ.

Частью 1 статьи 16 Закона № 94-ФЗ определено, что официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).

Порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов).

Информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 16 Закона №94-ФЗ).

К информации о размещении заказа относятся предусмотренная данным Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.

В соответствии с частью 1 статьи 41.7 Закона №94-ФЗ в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 Закона №94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона. Согласно части 2 статьи 41.7 Закона №94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.

Порядок размещения информации о размещении заказа на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет определены Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 №147 (далее - Положение №147).

В соответствии с пунктами 9 и 10 Положения №147 программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения (заказчики, специализированные организации), ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.

На официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) размещен проект Регламента размещения заказа путем проведения открытого конкурса на общероссийском официальном сайте (ООС), согласно пункту 2.9.2 которого в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов.

Из содержания регламента, а также Положения №147 следует, что технический процесс размещения на ООС заказов, в том числе аукционной документации, регулируется уполномоченным органом, отвечающим за ведение и обслуживание официального сайта. При этом, установленный на сайте алгоритм действий по размещению заказов предусматривает автоматическую проверку системой соблюдения заказчиками (специализированными организациями) нормативных положений, в том числе Закона №94-ФЗ, в том числе техническое обеспечение возможности доступа к открытой информации.

Исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств совершения Учреждением действий, противоречащих нормам Закона №94-ФЗ, Положения №147 и Регламента.

Факт своевременного размещения специализированной организацией на официальном сайте аукционной документации стороны не оспаривают.

В данном случае, информация о размещении государственного заказа способом проведения открытого аукциона в электронной форме размещена заказчиком 29.12.2012 на официальном сайте в виде извещения о проведении аукциона в электронной форме и прикрепленных к нему двух файлов:

- документация об аукционе – файл в формате WORD;

- приложение №3 к Техническому заданию документации об аукционе – файл в формате PDF.

Данная информация доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.

Оба формата WORD и PDF позволяют любому пользователю официального сайта без использования каких-либо дополнительных устройств и программного обеспечения ознакомиться с вышеуказанной информацией.

УФАС не представило заключение специалиста по спорному вопросу и доказательств того, что аукционная документация размещена в зашифрованном (закодированном) виде, ограничивающем доступ к информации неопределенного круга лиц.

В силу части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:

1) при размещении заказа на поставку товара:

а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак;

2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг;

3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

При размещении заказа на выполнение работ, являющихся предметом аукциона, ис­пользуется товар. Основываясь на этом, государственный заказчик в разделе 2 пункт 2.1. подпункт 2.1.3.3 документации об аукционе установил общие требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, а в 12-й строке информаци­онной карты аукциона (раздел 6 документации об аукционе) конкретизировал общие тре­бования применительно к данному аукциону, отметив при этом, что первая часть заявки должна содержать:

согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмот­ренных документацией об открытом аукционе в электронной форме;

конкретные показатели используемого товара (материалов, изделий и оборудования), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (ч.2 Техниче­ским заданием и проектом договора);

указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагае­мого для использования товара (материалов, изделий и оборудования) при условии отсут­ствия в документации указания на товарный знак.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона №94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Закон о размещении заказов не конкретизирует понятие «иных показателей» (пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов), связанных с определением соответствия по­ставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказ­чика, а также не обязывает заказчика обосновывать свои потребности.

Вышеуказанные требования заказчик отразил в подпункте 3.1.1 пункта 3.1 Раздела 3 документации об аукционе, указав при этом, что «Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным харак­теристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, от­грузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определе­нием соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг по­требностям заказчика устанавливаются в настоящей документации об аукционе в элек­тронной форме в том числе в Части II «Техническое задание» и проекте договора. При этом Заказчик указывает используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные зна­чения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться».

Заказчик определил требования к товару, указав максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели, значения которых не могут изменяться в «Пе­речне основных товаров (материалов, изделий и оборудования), используемых при произ­водстве работ» являющимся приложением №3 к Техническому заданию ( Часть II доку­ментации об аукционе).

Заказчик не устанавливал в пунктах 7, 15, 62, 65, 175 таблицы приложения № 3 к техниче­скому заданию аукционной документации (перечень основных товаров (материалов, изде­лий и оборудования), используемых при выполнении работ), что участники размещения заказа в том числе должны указать в составе первой части заявки информацию о гаран­тийном сроке товара, а также о технологическом процессе производства товара.

Установление требования к времени транспортировки бетонной смеси (для вышеука­занного «бетона тяжелого») правомочно поскольку определяет важный показатель бетона - время расслоения и снижение степени подвижности бетонной смеси в результате испа­рения воды, вытекания цементного молока или начала схватывания цемента в период транспортировки бетонной смеси. По истечении этого времени бетонная смесь суще­ственно теряет свои качественные показатели и может оказаться непригодной к использо­ванию.

Таким образом, установленные Заказчиком требования к первым частям заявок соответствуют требованиям части 4 статьи 41.8 Закона №94-ФЗ.

Приложение №3 к Техническому заданию содержит перечень основных товаров (материалов, изделий и оборудования), используемых при производстве работ и уста­навливает требования к показателям данных товаров.

Закон о размещении заказов не ограничивает перечень показателей, связанных с опре­делением соответствия поставляемого товара, выполнения работ, оказания услуг потреб­ностям заказчика. Определить конкретный показатель соответствия поставляемого товара, выполнения работ, оказания услуг своим потребностям право заказчика, а не его обязан­ность.

На этом основании заказчик в Приложении №3 к Техническому заданию определил:

- пункт 34 (Клей Henkel Thomsit R710). «Henkel» - это товарный знак предприятия изготовителя; «Thomsit R710» - конкретная марка клея (конкретный товар), кото­рому присущи соответствующие только ему конкретные характеристики (показа­телями), то есть заказчиком определено конкретное требование к показателю клея - его марке. Марка клея - это конкретный показатель, который в свою очередь явля­ется показателем товара, необходимым для определения соответствия потребно­стям заказчика;

- пункт 136 (Водонагреватель Ariston ABS PLT 100V). «Ariston» - это товарный знак предприятия-изготовителя; «ABS PLT 100V» - конкретная модель водонагревателя (конкретный товар), которому присущи соответствующие только ему конкретные характеристики (показателями), то есть заказчиком определено конкретное требование к показателю водонагревателя - его модели. Модель водонагревателя - это кон­кретный показатель, который в свою очередь является показателем товара, необ­ходимым для определения соответствия потребностям заказчика.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые акты Управления вынесены с нарушением норм действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24.01.2013 по делу №94-105/13.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в пользу Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный реабилитационный лицей» 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Соколова Н.Г.