ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-7568/2021 от 01.07.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

02 июля 2021 года                                                              Дело № А56-7568/2021

Резолютивная часть решения объявлена июля 2021 года . Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Марченко М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель:  Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области

Заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Ленинградской области

Третье лицо: 1. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор); 2. ГКУ Ленинградской области " Управление автомобильных дорог Ленинградской области"

 об оспаривании пунктов 1,3,4 представления от 05.11.2020 № 45-09-05/18-3566.

при участии

от заявителя  - ФИО1, удостоверение № 3460, доверенность от 01.06.2021 № 02-07-05/21

от заинтересованного лица - ФИО2, удостоверение РК № 01428, доверенность от 30.06.2021г., ФИО3, удостоверение РУ № 4701405, доверенность от 18.12.2020

от третьих лиц – 1. не явился, извещен; 2. ФИО4, доверенность от 03.02.2021 № 22

установил:

Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании пунктов 1,3,4 представления от 05.11.2020 № 45-09-05/18-3566.

Ходатайство заявителя об отложении рассмотрения дела отклонено судом ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст.158 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Управлением Федерального Казначейства по Ленинградской области на основании поручения Федерального казначейства от 22.07.2020 № 07-04-05/18-14363 в период с 0З.08.2020 по 25.09.2020 в отношении Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

По результатам проверки Управлением в отношении комитета составлен акт от 25.09.2020г.

В целях реализации результатов контрольного мероприятия в адрес Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области направлено Представление от 05.11.2020 №45-09-05/18-3566.

Не согласившись с выданным Представлением в части пунктов 1,3,4, Заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.

Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

По пункту 1 представления установлено следующее.

Между Федеральным дорожным агентством Российской Федерации (далее -Агентство) и Правительством Ленинградской области (далее - Субъект) заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Ленинградской области от 02.04.2019 № 108-17-2019-083 (далее - Соглашение от 02.04.2019 № 108-17-2019-083).

Предметом Соглашения от 02.04.2019 № 108-17-2019-083 является предоставление из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах бюджету Ленинградской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» (далее - федеральный проект) в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Агентству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов.

Согласно пункту 1.2. Соглашению от 02.04.2019 предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по Субъекту, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно Приложению № 1 «Значения результатов регионального проекта, на достижение которых предоставляется иной межбюджетный трансферт и Приложению № 2 «Перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставлен иной межбюджетный трансферт к Соглашению от 02.04.2019, являющимся его неотъемлемыми частями.

Согласно Приложению № 2 к Соглашению от 02.04.2019 №108-17-2019-083 «Перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставлен иной межбюджетный трансферт», уровень софинансирования установлен 100% за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета.

Распоряжением председателя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 14.05.2019 № 159/19 «Об утверждении распределения средств по мероприятию Федеральный проект «Дорожная сеть» подпрограммы «Поддержание существующей сети автомобильных дорог общего пользования» государственной программы Ленинградской области «Развитие транспортной системы Ленинградской области» по целевой статье расходов «Финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее -            Распоряжение № 159/19) на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов» утверждено распределение средств по мероприятию Федерального проекта «Дорожная сеть» с наименованием объектов ремонта за счет средств федерального бюджета в размере 296 317 400,00 рублей.

Распоряжением председателя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 30.10.2019 № 372/19 (далее -Распоряжение № 372/19) «О внесении изменения в распоряжение Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 14.05.2019 № 159/19 «Об утверждении распределения средств по мероприятию Федеральный проект «Дорожная сеть» подпрограммы «Поддержание существующей сети автомобильных дорог общего пользования» государственной программы Ленинградской области «Развитие транспортной системы Ленинградской области» по целевой статье расходов «Финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее -Распоряжение № 159/19) на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов» внесены изменения в Распоряжение № 159/19 в части перераспределения лимитов финансирования из федеральное бюджета по объектам ремонта.

В соответствии с пунктом 5 Приложения к Распоряжению № 372/19 Комитетом произведено перераспределение Иного межбюджетного трансферта на ремонт автодороги общего пользования регионального значения «ФИО5 -ФИО6 - Будогощь» км 0+022 - км 2+632 в Лодейнопольском районе Ленинградской области в сумме 4 835 220,82 рублей, с мощностью (протяженностью) 0,0 километров.

Подведомственным Комитету Государственным  казенным учреждением
Ленинградской области «Управлением  автомобильных дорог Ленинградской
области» было заключено Дополнительное соглашение от 02.09.2019 № 1 к
Государственному контракту от 22.04.2019 № 0135 с ООО «ЛЕН АВТО ТРАНС» на
ремонт автодороги общего пользования регионального значения «ФИО5 -
ФИО6 - Будогощь» км 0+022 - км 2+632 в Лодейнопольском районе
Ленинградской   области,   в   соответствии   с   которым   изменен   источник
финансирования, а именно: стоимость контракта была определена в сумме 32 916
757,86 рублей, в том числе по источникам финансирования: иные межбюджетные
трансферты, поступающие из федерального бюджета в сумме 4 835 220,82 рублей,
средства консолидированного бюджета Ленинградской области в сумме 28 081
537,04 рублей, тем самым нарушив условия софинансирования, привлекая в целях
проведения ремонта автодороги общего пользования регионального значения
«ФИО5 - ФИО6 - Будогощь» средства консолидированного бюджета
Ленинградской области в сумме 28 081 537,04 рублей, что противоречит условиям
Соглашения   от   02.04.2019          108-17-2019-083   о   предоставлении   иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в котором уровень-софинансирования установлен 100% за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, при этом согласно Приложению к Правилам от 27.02.2019 № 193 предусмотрены минимальные объемы финансирования мероприятий, предусмотренных региональным проектом для Ленинградской области, где за счет консолидированного бюджета Ленинградской области объем софинансирования предусмотрен в размере – 0,00 тыс. рублей.

В результате чего нарушен уровень софинансирования, установленный Правилами от 27.02.2019 № 193 на сумму 28 081 537,04 рублей, при том что уровень софинансирования расходных обязательств за счет средств консолидированного бюджета Ленинградской области установлен в размере 100 процентов, а также нарушены условия финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлен иной межбюджетный трансферт, определенные Соглашением от 02.04.2019 № 108-17-2019-083, при котором уровень софинансирования фактически составил:

-   91% - иные межбюджетные трансферты, поступающие из федерального бюджета в сумме 296 317 400,00 рублей;

- 9% - средства консолидированного бюджета Ленинградской области в сумме 28 081 537,04 рублей.

В соответствии с п. 17 Правил от 27.02.2019г. № 193, в соглашении на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету    субъекта    Российской    Федерации    предусматривается    уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на  исполнение   расходных   обязательств   субъекта   Российской   Федерации,  предусмотренных   в   бюджете   субъекта   Российской   Федерации,   в   целях софинансирования которого предоставляются иные межбюджетные трансферты,  установленные с учетом предельного уровня софинансирования, определенного Правилами от 27.02.2019г. № 193.

В соответствии с п. 14 Правил от 27.02.2019г. № 193, предельный уровень софинансирования  расходных  обязательств  субъекта  Российской  Федерации  устанавливается в размере 100 процентов.

В приложении № 2, которое является неотъемлемой частью соглашения № 108-17-2019-083 от 02.04.2019, заключенного в соответствии с Правилами от 27.02.2019г. № 193, уровень софинансирования расходных обязательств Ленинградской области, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», установлен в размере 100% за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета.

На основании изложенного, все государственные контракты, заключенные во исполнение мероприятий Федерального проекта «Дорожная сеть» подпрограммы «Поддержание существующей сети автомобильных дорог общего пользования» государственной программы Ленинградской области «Развитие транспортной системы Ленинградской области» по целевой статье расходов «Финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов, распоряжением комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 14.05.2019 № 159/19 должны быть оплачены в размере 100 % исключительно за счет средств иного межбюджетного трансферта федерального бюджета. Однако после внесения Председателем Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области  изменений от 30.10.2019 № 372/19 в распоряжение от 14.05.2019 № 159/19 уровень софинансирования фактически составил:

-           91% - иные межбюджетные трансферты, поступающие из федерального бюджета в сумме 296 317 400,00 рублей;

-           9% - средства консолидированного бюджета Ленинградской области в сумме 28 081 537,04 рублей, что не соответствует соглашению о предоставлении иного межбюджетного трансферта от 02.04.2019 № 108-17-2019-083.

По пункту 3 Представления установлено следующее.

Из пункта 3 Представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области следует, что Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области (далее - Комитет) нарушен пункт 2.2.7. Соглашения, в части исполнения обязанности, указанной в подпункте 1.1. пункта 1 Приложения №2 к Соглашению о реализации регионального проекта «Дорожная сеть» на территории Ленинградской области от 26.03.2019 № 103-2019-R10084-1, а именно: в срок до 14.12.2018 не определены участки дорожной сети федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, которые должны быть приведены в нормативное состояние, дорожной сети городских агломераций (формирование перечней автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), объектов улично-дорожной сети).

Между тем вышеуказанная обязанность выполнена, участки дорожной сети федерального, peгионального  или межмуниципального, местного значения, которые должны быть приведены в нормативное состояние, дорожной сети городских агломераций (формирование перечней автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), объектов улично-дорожной сети) определены в Региональном проекте Ленинградская область «Дорожная сеть», утвержденным Протоколом заседания организационного штаба но проектному управлению в Ленинградской области от 11.12.2018 №10 (Наименования автомобильных дорог указаны на странице 37 с 1 - 5 строчках).

Учитывая изложенное, обязанность, установленная пп. 1.1. п.1 Приложении №2 к Соглашению №103-2019-R10084-1, выполнена, следовательно, пункт 3 Представления подлежит признанию недействительным.

          По пункту 4 Представления установлено следующее.

Из пункта 4 Представления следует, что Комитетом нарушены ст.132.1, пп.10 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 6.1. Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 07.09.2011 №283, а именно:  Комитетом не осуществлялся контроль за деятельностью подведомственной организации – Государственным казенным учреждением Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области», в части использования средств, предоставленных из федерального бюджета на ремонт автомобильных дорог в рамках мероприятий Федерального проекта «Дорожная сеть» подпрограммы «Поддержание существующей сети автомобильных дорог общего пользования» государственной программы Ленинградской области «Развитие транспортной системы Ленинградской области», что привело к нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов на общую сумму 8399930,90 руб.

 В соответствии  с п.6.1. Положения Комитет осуществляет функции и полномочия учредителя, а также собственника имущества подведомственных ему государственных унитарных предприятий, указанных в приложении к Положению, в соответствии с Порядком принятия решения о создании, реорганизации, изменении вида и ликвидации государственных унитарных предприятий Ленинградской области, координации, регулирования и контроля их деятельности, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 30.04.2015 №138 (далее – Порядок №138), и иными федеральными и областными нормативными правовыми актами.

Комитет доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до подведомственного Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (далее - ГКУ «Ленавтодор») на исполнение функций заказчика на реализацию мероприятий государственной программы Ленинградской области «Развитие транспортной системы Ленинградской области».

Комитет осуществляет ведомственный контроль в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ленинградской области на основании  постановления Правительства Ленинградской области от 09.12.2014 №574 и утвержденного плана проверок в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ленинградской области. Последняя проверка ведомственного контроля проводилась в период с 23.12.2019  по 10.02.2020 (распоряжение Комитета от 17.12.2019 №436/19).

Также Комитетом проводилась плановая проверка ведомственного контроля, срок проведения проверки с 14.01.2020 по 10.02.2021 (распоряжение Комитета от 13.01.2021 №1/21).

В соответствии с п.9 Порядка №138 плановые проверки в отношении каждого заказчика проводятся не чаще чем один раз в год, а следовательно, учитывая, что сроки проведения предыдущей проверки, Комитет не мог провести плановую проверку ранее даты проведения внеплановой выездной проверки Управления.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям указанным в п.10 Порядка. На момент проведения Управлением внеплановой проверки, основания указанные в п.10 Порядка №138 отсутствовали, а следовательно у Комитета отсутствовали правовые основания для проведения внеплановой проверки ГКУ «Ленавтодор».

В соответствии с изложенным факт выявления Управлением нарушений в деятельности ГКУ «Ленавтодор» ранее, чем у Комитета появилась правовая возможность провести свою проверку, не влечет за собой нарушение Комитетом порядка контроля за деятельностью ГКУ «Ленавтодор», так как Комитет действовал в рамках и сроках, указанных в постановлении Правительства Ленинградской области от 09.12.2014 №574.

 Кроме того, в пункте 4 Представления указано, что общая сумма нарушений составила 8399930,90 руб., при этом в самом Представлении расчет указанной  суммы отсутствует.

В резолютивной части Акта (страница 51) указан размер нарушений в сумме 8399930,90 руб. без какого-либо расчета и сделана ссылка на страницу 47 Акта проверки, однако на странице 47 Акта проверки также отсутствует расчет указанной суммы.

Управление проводит проверку в соответствии со Стандартом внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия», утвержденного приказом Федерального казначейства от 01.03.2017 №39 (далее - Стандарт).

В соответствии с п.7.8. Стандарта в Акте при описании каждого нарушения (недостатка), установленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны сумма нарушения, исчисляемая в количественном и денежном (если применимо) выражении, а также указание на документы, на основании которых сделаны выводы о данном нарушении.

В соответствии п.7.9. Стандарта при составлении Акта должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.

Учитывая вышеизложенное и  отсутствие в Акте проверки и в Предоставлении расчета суммы нарушения вывод Управления о нарушениях в размере 8399930,90 руб.  не подтвержден.

Учитывая изложенное выводы Управления о ненадлежащем контроле со стороны Комитета не подтверждаются фактическим обстоятельствами дела, а, следовательно, пункт 4 Представления подлежит признанию недействительным.

На основании вышеизложенного, требование Заявителя подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительными пункты 3,4 Представления от  05.11.2020 № 45-09-05/18-3566.

В остальной части требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  со дня принятия решения.

Судья                                                                                                  Синицына Е.В.