ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-75876/18 от 10.09.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 сентября 2018 года Дело № А56-75876/2018

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2018 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Телешовой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Частного профессионального образовательного учреждения «Ивангородский гуманитарно-технический колледж»

к Отделу иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2018 о назначении административного наказания к протоколу от 04.05.2018 №1177

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 13.06.2018, ФИО2 по доверенности от 13.06.2018

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 06.02.2018

установил:

Частное профессиональное образовательное учреждение «Ивангородский гуманитарно-технический колледж» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Отдел) от 07.05.2018 о назначении административного наказания к протоколу от 04.05.2018 №1177.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 28.05.2018 года в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении Учреждения на основании распоряжения № 15/4-335 от 18.05.2018 сотрудниками Отдела выявлено нарушение, выразившееся в неисполнении Учреждением обязанности, предусмотренной статьями 20 и 22 Закона N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а именно: гражданин ФИО4 Кадамбаевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения является студентом Учреждения, договор №17-096 об оказании платных образовательных услуг по образовательным программам среднего профессионального образования от 01.09.2017, въехал на территорию РФ 05.11.2017 через КПП «Озинки» цель - учеба, принимающая сторона – Учреждение. Принимающей стороной – Учреждением поставлен на миграционный учет по адресу пребывания: <...> только 23.01.2018 года.

Административным органом было установлено, что Учреждение по вопросу постановки на миграционный учет иностранного гражданина, находящегося с 05.11.2017 по 23.01.2018 по адресу: г. <...>, не обращалось.

В отношении Учреждения Отделом был составлен протокол № 1177 от 04.05.2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, и вынесено постановление от 07.05.2018, которым Колледж привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 000 руб.

Определением от 06.08.2018 исправлены опечатки в постановлении, в том числе дата постановления – 07.06.2018.

Не согласившись с постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Согласно части 4 статьи 18.9 КоАП РФ, неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из постановления, объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (далее – Закон №109-ФЗ) и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9.

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, регулируются Законом №109-ФЗ.

Согласно ст. 2 Закона № 109-ФЗ сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или находится.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной, а в определенных случаях, предусмотренных ч. 3, ч. 3.1 и ч. 4 ст. 22 Закона № 109-ФЗ непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.

В силу ст. 21 Закона № 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей многофункциональный центр или организацией федеральной почтовой связи.

Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 26 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9).

Закон №109-ФЗ не содержит обязанности требовать у иностранного гражданина предоставления указанных документов. Кроме того, требовать у иностранного гражданина предоставить документы, а также иную информацию о постановке или снятии его с учета по месту пребывания будет нарушать условия международного договора о свободном пребывании, передвижении граждан Узбекистана в Российской Федерации в безвизовом порядке.

Место, по которому Учреждение осуществляется постановка на учет обучающихся иностранных граждан по адресу: ул. Котовского, д. 1, г. Ивангород, Кингисеппский район, Ленинградская обл., согласно приказу ФСБ России от 02.06.2006 № 239 «О пределах пограничной зоны на территории Ленинградской области» включена в пределы пограничной зоны и является приграничной территорией Российской Федерации (прилегающей к государственной границе Российской Федерации с Эстонской Республикой).

Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» ФСБ РФ наделены полномочиями по утверждению правил пограничного режима в пограничной зоне, пределов пограничной зоны на территории РФ.

Согласно правилам пограничного режима, утвержденных приказом ФСБ России от 07.08.2017 № 454, въезд (проход) иностранных граждан в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и индивидуальным пропускам для въезда (прохода) лиц в пограничную зону.

Въезд (проход) лиц в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами и пограничными войсками на основании заявлений или ходатайств организаций, производится в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую, исследовательскую, изыскательскую и иную деятельность в Российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим, утвержденным приказом ФСБ России от 07.08.2017 № 455 (далее - Административный регламент).

Административным регламентом предусмотрен срок предоставления государственной услуги, а именно: выдача пропуска иностранному гражданину, лицу без гражданства - не более тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления (ходатайства) о предоставлении пропуска.

Выдача индивидуальных пропусков для въезда (прохода) обучающихся иностранных лиц в пограничную зону, оформляемых Службой в Сосновом Бору ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФСБ РФ, осуществляется непосредственно в пограничном пункте в г. Ивангороде.

Ходатайство о предоставлении пропуска в отношении гражданина ФИО4 Кадамбаевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения было подано Учреждением 24.11.2017, получен пропуск 22.12.2017, выдан на руки 28.12.2017. Уведомление в орган миграционного учета о прибытии в Российскую Федерацию 05.11.2017 ФИО5 было направлено самостоятельно, постановка на учет произведена по адресу пребывания: Санкт-Петербург, ул. Смоленская, д. 7, лит. Б, оф. 411.

После въезда ФИО5 в пограничную зону Учреждение уведомило орган миграционного учета о постановке его на учет по месту учебы.

В целях соблюдения норм и правил, регламентирующих пограничный режим, Учреждение уведомляло о постановке на миграционный учет иностранных граждан после прохождения процедуры проверки лиц в ФСБ России, оформления пропусков и их выдачи для прибытия на территорию пограничной зоны в место обучения (пребывания).

Объектом административного правонарушения по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом № 109-ФЗ.

Именно само бездействие образует объективную сторону административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Учреждение совершило все необходимые действия о постановке указанного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания.

При этом поверяющими должностными лицами не учтены правила въезда в пограничную зону и порядок оформления пропусков во взаимосвязи с требованиями миграционного учета иностранных граждан.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учреждением приняты меры, направленные на исполнение обязанности о постановке иностранного лица на миграционный учет, выразившиеся в оформлении пропуска, получения документов для постановки на учет после его прибытия по адресу пребывания.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

На основании изложенного суд считает, что хотя в действиях Учреждения формально имеется состав административного правонарушения, правонарушение может считаться малозначительным, поскольку признаков пренебрежительного отношения к исполнению требований законодательства не установлено, заявитель стремился соблюдать установленные требования.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что в протоколе об административном правонарушении, который является основным доказательством совершения Учреждением административного правонарушения, указаны не соответствующие действительности данные: указано на проведение плановой выездной проверки, в то время как согласно акту от 28.05.2018 проводилась внеплановая проверка; протокол датирован 04.05.2018, а проверка проводилась 28.05.2018, то есть позже, чем составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 06.08.2018 внесены изменения в постановление, в том числе в части вида проверки, даты вынесения постановления, однако в протокол такие изменения не внесены. В исправленном постановлении имеется ссылка на протокол от 04.06.2018, тогда как дата составления протокола осталась без изменения – 04.05.2018.

Указанные противоречия в представленных протоколе и постановлении являются дополнительным основанием для признания постановления незаконным.

На основании вышеизложенного оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным постановление Отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 07.05.2018 о назначении административного наказания к протоколу №1177 от 04.05.2018.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Гуляев С.Б.