Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 января 2021 года Дело № А56-76046/2020
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Архангельский областной суд
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью «Норд-Универсал»,
2) акционерное общество «Единая Электронная Торговая Площадка»
о признании недействительным решения от 04.06.2020 №44-3106/20
при участии
от заявителя – не явился, извещен,
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 20.10.2020,
от третьих лиц – 1,2) не явился, извещен,
установил:
Архангельский областной суд (далее - Суд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 04.06.2020 №44-3106/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество «Единая Электронная Торговая Площадка» и общество с ограниченной ответственностью «Норд-Универсал» (далее – Общество).
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Судом (заказчиком) 20.05.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке здания (извещение о проведении конкурса № 0124100005520000019)
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 821 000 руб.
Срок оказания услуг определен с 01.07.2020 по 30.06.2022.
29.05.2020 состоялось рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен и размещен в ЕИС и на сайте Единой электронной торговой площадки соответствующий протокол. Протокол проведения электронного аукциона размещен в ЕИС и на сайте Единой электронной торговой площадки 02.06.2020.
Аукцион на оказание услуг по внутренней уборке здания с реестровым номером 0124100005520000019 завершился 02.06.2020, что подтверждается протоколом проведения электронного аукциона АО «ЕЭТП».
По результатам рассмотрения вторых частей заявок Единой комиссией Заказчика (Суда), образованной Приказом от 05.02.2014 № 9-од (в ред. Приказов от 12.03.2014 № 21-од; от 13.05.2015 № 16-од; от 11.09.2015 № 39-од, от 22.03.2017 № 08-од) принято решение о соответствии вторых частей заявок на участие в аукционе всех девяти (из двенадцати подавших заявки) участников электронного аукциона, что отражено в Протоколе подведения итогов электронного аукциона №0124100005520000019 от 04.06.2020.
Общество, ссылаясь на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, требования Закона о контрактной системе, в части нарушения порядка описания объекта закупки, а также в нарушении порядка применения каталога товаров работ услуг, обратилось в УФАС с жалобой (вх. от 28.05.2020 № 19314-ИП/20).
Рассмотрев жалобу Общества на действия Суда, УФАС вынесла решение от 04.06.2020 № 44-3106/20. Названным решением Управление признало жалобу Общества частично обоснованной. В действиях аукционной комиссии Суда выявлены нарушения части 6 статьи 23, пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ, Закон о контрактной системе), а именно, отсутствие в описании услуги обоснования установления дополнительных характеристик, а также неопределенность в объеме оказываемых услуг по уборке здания.
Не согласившись с решением УФАС от 04.06.2020 № 44-3106/20, Суд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона № 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона № 44-ФЗ наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5, 6 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а так же обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
В рамках спорных положений закупки (извещение № 0124100005520000019) Заказчиком приобретались услуги по уборке здания, а именно:
- ежедневная основная уборка помещений по заявке Заказчика (на время отпусков, больничных уборщиц Заказчика), кроме субботы, воскресенья и праздничных дней. Способ уборки: ручная. Время уборки: с 17:30 до 21:00;
- разовая основная уборка помещений по заявке Заказчика, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней. Способ уборки: ручная. Время уборки: с 15:00 до 16:30. Период оказания услуг: с 01.07.2020г. по 30.06.2022г. Период оказания услуг: с 01.07.2020г. по 30.06.2022г. Общая площадь: 1278,0 м2 (кабинеты, зал заседаний, технические помещения, лестницы в конвойные помещения);
- химическая чистка мягкой обивки офисных кресел, стульев с 17:30 до 21:00 (на территории Заказчика);
- химическая чистка ковров, срок оказания услуг не более 30 дней с момента подачи заявки Заказчиком. Общая площадь ковров 75,0 м2;
- химическая чистка тюли (снятие, растяжка и стяжка портьерной ленты, отутюживание, развешивание), срок оказания услуг не более 30 дней с момента подачи заявки Заказчиком. Общая площадь тюли 243,0 м2 (в т.ч. тюль «маркиза»).
В разделе «Наименование объекта закупки» указано, что потребностями заказчика обусловлена следующая необходимость:
- удаление пыли с горизонтальных и вертикальных поверхностей полок, шкафов, тумбочек, сейфов, подоконников, ножек и крестовин рабочих кресел;
- удаление спонтанных загрязнений со стен и дверей;
- очистка полотен дверей и дверных коробок;
- очистка остекления интерьера, удаление пятен (зеркала, дверцы шкафов, за исключением окон);
- влажная уборка полов с твердым покрытием (ламинат), удаление пыли с плинтусов;
- уборка полов с ковровым покрытием пылесосами (по мере необходимости влажная обработка моющим пылесосом);
- удаление пятен, липких субстанций с покрытия пола;
- очистка корпусов инженерного оборудования (электрические короба, выключатели, розетки, радиаторы отопления);
- очистка корпусов оргтехники;
- удаление мусора из мусорных корзин, бумагоуничтожительных машин с использованием одноразовых полиэтиленовых мешков и вынос мусора в установленные места, замена одноразовых полиэтиленовых мешков;
- очистка и дезинфекция сантехнических устройств изнутри и снаружи, включая удаление ржавчины, мочевого, водного и известкового камня (унитазы, раковины, писсуары, душевые поддоны изнутри и снаружи с использованием специальных химических средств;
- очистка и дезинфекция сидений унитазов с использованием специальных химических средств;
- очистка стен, перегородок и дверок кабинок;
- влажная уборка полов с использованием специальных химических средств;
- очистка и полировка зеркал;
- очистка и полировка металлических смесителей с использованием специальных химических средств;
- очистка деталей интерьера (светильники, сушилки, дозаторы, диспенсеры и т.п);
- удаление пятен мыла и воды с поверхности стен возле емкостей для мыла, раковин, унитазов, диспенсеров;
- очистка дверей и дверных коробок;
- очистка и дезинфекция дверных ручек;
- заполнение санитарно-гигиенического оборудования Заказчика (диспенсеров, дозаторов) расходными материалами и постоянное наличие расходных материалов:
туалетная бумага, бумажные полотенца,
жидкое мыло, сменный аэрозольный баллон;
- удаление мусора из мусорных корзин, вынос мусора в установленные места, замена одноразовых полиэтиленовых мешков.
В графе «количество квадратных метров» указано: 443014,5 (3852,3 м2* 30 раб. дн. (2020г) + 3852,3 м2* 55 раб. дн. (2021г).
Исходя из того, что количество услуг заранее не известно, количество больничных дней уборщиц Заказчика или количество дней отпуска «за свой счет», поиск нового работника после увольнения прежнего и т.п.), Заказчик обоснованно указал, что количество услуг прогнозное, работы выполняются с даты указанной в заявке Заказчика, заявка подается не позднее, чем за 1 рабочий дней до даты начала выполнения работ, то есть Заказчик определил не только начальную (максимальную) цену закупки, но и определил (спрогнозировал) количество услуг.
По пункту 4:
- удаление пыли с горизонтальных и вертикальных поверхностей полок, шкафов, тумбочек, сейфов, подоконников, ножек и крестовин рабочих кресел;
- удаление спонтанных загрязнений со стен и дверей;
- очистка полотен дверей и дверных коробок;
- очистка остекления интерьера, удаление пятен (зеркала, дверцы шкафов, за исключением окон);
- влажная уборка полов с твердым покрытием (ламинат, бетон, линолеум), удаление пыли с плинтусов;
- удаление пятен, липких субстанций с покрытия пола;
- очистка корпусов инженерного оборудования (электрические короба, выключатели, розетки, радиаторы отопления);
- очистка корпусов оргтехники;
- удаление мусора из мусорных корзин с использованием одноразовых полиэтиленовых мешков и вынос мусора в установленные места, замена одноразовых полиэтиленовых мешков;
- заполнение санитарно-гигиенического оборудования Заказчика (диспенсеров, дозаторов) расходными материалами и постоянное наличие расходных материалов:
туалетная бумага, бумажные полотенца,
жидкое мыло, сменный аэрозольный баллон;
- удаление мусора из мусорных корзин, вынос мусора в установленные места, замена одноразовых полиэтиленовых мешков.
В графе «количество квадратных метров» указано: 59436,0. При этом 15224,0 м2 (2020г) + 29382,0 м2 (2021г) + 14830,0 м2 (2022г)
Услуги также оказываются по заявке Заказчика. Количество услуг прогнозное, объем, даты исполнения указываются в заявке. Работы выполняются с даты указанной в заявке Заказчика, заявка подается не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты начала выполнения работ.
В графе «количество штук кресел» указано: 450 – общее количество. Из них 100 шт (2020г) + 250 шт (2021г) + 100 шт (2022г).
Услуги также оказываются по заявке Заказчика. Количество услуг прогнозное. Мебель предоставляется Заказчиком в конце рабочего дня в пятницу и должна быть возвращена Исполнителем на следующей неделе в понедельник перед началом рабочего дня.
По пункту 7 в графе «количество квадратных метров» указано: 150,0. Из них 75,0 м2 обрабатываются 1 раз в 2021г + 75,0 м2 1раз в 2022г.
Услуги также оказываются по заявке Заказчика. Количество услуг прогнозное.
По п. 8:
В графе «количество квадратных метров» указано:486,0. Из них 243,0 м2 1 раз в 2021г. + 243,0 м2 1раз в 2022г.
Функциональное назначение услуг по внутренней уборке здания состоит из совокупности организационных мероприятий и технологических процессов, являющихся частью эксплуатации объектов недвижимости, территорий, транспорта и направленных на обеспечение безопасного для человека уровня чистоты и санитарного состояния («ГОСТ Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки клининговые услуги. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 № 1554-ст).
В связи с этим заказчик обоснованно полагает, что установление в описании объектов закупки вышеприведенных требований объективно обусловлено потребностями Архангельского областного суда исходя из интенсивности осуществляемой деятельности.
При указанных обстоятельствах, с учетом специфики работы Суда, указание в аукционной документации в качестве обоснования: «обусловлено требованиями заказчика – по заявке заказчика» вполне достаточно и обоснованно.
Таким образом, вывод Управления о нарушении Заказчиком части 6 статьи 23, пункта 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ не является законным и обоснованным, а также не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ заявление Суда подлежит удовлетворению, а спорное решение следует признать недействительными.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 04.06.2020 по делу №44-3106/20.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.