ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-76192/2022 от 15.09.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

23 сентября 2022 года                                                                     Дело № А56-76192/2022

Резолютивная часть решения объявлена   сентября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен   сентября 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Телешовой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "ГРАНИТ"

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области

об оспаривании,

при участии:

от заявителя: Кубракова Д.А. (по доверенности от 15.03.2022)

от заинтересованного лица: Петрова Т.В. (по доверенности от 27.09.2021)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гранит» (далее - Заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к МИФНС России № 10 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения № 967 от 25.04.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя ходатайствовал о приостановлении производства по делу.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу, о чем вынесено определение.

Представитель заявителя поддержал завяленные требования.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) за сентябрь 2021 года.

По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение №967 от  25.04.2022, которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в общей сумме 322 168 руб., доначислен НДПИ в сумме 1 610 842 руб. и начислены пени в общей сумме 166 077 руб. 81 коп.

При проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДПИ за сентябрь 2021 года Инспекция пришла к выводу о необоснованном определении Обществом в качестве полезного ископаемого строительного камня.

Инспекция посчитала, что Обществу в качестве полезного ископаемого необходимо учитывать не строительный камень, а щебень.

Заявитель не согласился с решением Инспекции и обратился в порядке п.1 ст.139.1 НК РФ в Управление ФНС России по Ленинградской области с апелляционной жалобой.

Управление ФНС России по Ленинградской области, рассмотрев жалобу Общества, решением от 22.06.2022 № 16-22-05/09410@ на основании п.п. 1 п. 3 ст. 140 Кодекса оставило её без удовлетворения.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Общество считает неправомерным доначисление НДПИ по уточненной налоговой декларации за сентябрь 2021 года.

В заявлении в качестве обоснования своей позиции налогоплательщик указывает, что налоговое законодательство не признает щебень полезным ископаемым, щебень является продуктом переработки гранита, операции по производству щебня не являются частью технологического цикла.

Довод налогоплательщика является ошибочным, противоречит налоговому законодательству и опровергается представленной в рамках проверки технической документацией Общества.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи, признаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 337 Кодекса для целей налогообложения полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

При этом, не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

В соответствии с п. 2 ст. 337 Кодекса видами добытого полезного ископаемого признается также неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).

В силу п. 1 ст. 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Согласно п. 2 ст. 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

В соответствии с п. 7 ст. 339 Кодекса при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» данные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.

Правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах.

В ст. 337 Кодекса термин "полезное ископаемое" используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества.

Из данного регулирования во взаимосвязи с положениями ст. 339 Кодекса следует, что возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 года № 189-О и от 24 декабря 2013 года № 2059-О, от 25 июня 2019 № 1517-О).

Согласно п. 8.1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений - недропользования на своих территориях.

Согласно данной статье закона указанные органы также принимают участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых, осуществляют региональный государственный надзор за рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр, местного значения, проводят государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.

В соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Согласно ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, разработка месторождения «Сысоевский» осуществлялась в проверяемом периоде на основании лицензии на пользование недрами ЛЭД 02315 ТЭ с целевым назначением и видами работ "добыча гранита на Южном участке месторождения «Сысоевское» для производства щебня".

Согласно плану развития горных работ месторождения во время проведения геолого-разведочных работ качество гранитов месторождения оценивалось в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных и горных пород для строительных работ".

В указанном плане развития карьера, представленном Обществом в ходе проведения проверки, содержится описание комплекса мероприятий по добыче полезного ископаемого, конечным этапом которого является измельчение добытого камня (гранита) до щебня различных фракций.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утвержденным Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, к разделу "В" "Добыча полезных ископаемых" отнесена группировка "добыча строительного камня" 08.11.

Указанный вид деятельности (код 08.11) относится к группе вида деятельности 08 "Добыча прочих полезных ископаемых". Эта группировка включает: добычу полезных ископаемых из карьеров, а также разработку аллювиальных отложений, скальных пород, соляных месторождений. Получаемые продукты используются главным образом в строительстве (песок, камень и т.п.), в производстве строительных материалов (глина, гипс и т.п.), в производстве химикатов и т.п. При этом группировка не включает: процессы обработки (кроме дробления, измельчения, обогащения, сушки, сортировки и смешивания) добываемых полезных ископаемых, раздел С "Обрабатывающие производства".

Следовательно, процессы дробления и измельчения строительного камня до щебня отнесены общероссийским классификатором к видам добычных работ, равно как и щебень назван среди продуктов горнодобывающей промышленности.

Таким образом, согласно технической документации разработки месторождения комплекс технологических операций по добыче полезного ископаемого состоит из добычи строительного камня и первичной обработки его на ДСК, расположенном на промплощадке предприятия.

Относительно довода Общества об отсутствии у Инспекции методики расчета НДПИ, следует обратить внимание на следующее.

Расчет суммы НДПИ, подлежащей уплате, произведен налоговым органом в соответствии с нормами Кодекса.

На основании п.п. 1 п. 1 ст. 340 Кодекса оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий.

В соответствии с п. 2 ст. 340 НК РФ если налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в п. п. 1 п. 1 настоящей статьи, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии - в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

Указанный метод применен Инспекцией при расчете налоговых обязательств Общества на основании данных первичных документов организации и встречных проверок, проведённых в рамках камеральной проверки.

Кроме того, данный расчет соответствует расчету, который рекомендован ФНС России в письме от 10 мая 2018 года № БС-4-3/8937@ «О налоге на добычу полезных ископаемых». Позиция ФНС России по вопросу определения единицы добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ согласована с Минфином России.

На основании вышеизложенного, требования Общества не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                 Устинкина О.Е.