Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
22 декабря 2017 года Дело № А56-76495/2017
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2017 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2017 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Терешенков А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ступкевич А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЙОНАКОР ФИО1"
заинтересованное лицо - Выборгская таможня Северо-Западного таможенного управления
об оспаривании решений и требования
при участии
от заявителя – ФИО2, ФИО3, Иова А.В.,
от заинтересованного лица – ФИО4, ФИО5,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Йонакор ФИО1», место нахождения и юридический адрес: 197022, Санкт-Петербург, наб. Песочная, д.18, лит. А, пом. 5-Н, ИНН <***>, (далее - ООО «Йонакор ФИО1», Общетво), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Выборгской таможне, место нахождения: 188800, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> о признании незаконными решений о классификации товаров от 19.07.2017 №3 РКТ-10206000-17/000201, 10206000-17/000202 и требования об уплате таможенных платежей от 11.08.2017 № 183.
В судебном заседании заявитель поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель Выборгской таможни против удовлетворения заявленных требований возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 122, 131, 135 ТК ТС Выборгской таможней после выпуска проведена проверка правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров:
- «надувная моторная лодка класса RIB «BLUE SPIRIT 9.20 CABIN», со встроенным дизельным двигателем, для отдыха и спорта, год постройки 2015, название верфи EURO OFFSHORE B.V., длина 9,20 м, ширина 2,95 м, осадка
0,4 м, водоизмещение 1,8 т, модель двигателя SE266E40, серийный номер двигателя 682350869, мощность двигателя 190 кВт (258 л.с.), изготовитель:
EURO OFFSHORE B.V., товарный знак: BLUE SPIRIT, марка: BLUE SPIRIT, артикул: ОТСУТСТВУЕТ, модель: BLUE SPIRIT PATROL»,
- надувная моторная лодка класса RIB «BLUE SPIRIT 10.20», со встроенным дизельным двигателем, для отдыха и спорта, год постройки 2015, название верфи EURO OFFSHORE B.V., длина 10,20 м, ширина 2,95 м, осадка 0,4 м, водоизмещение 1,8 т, модель двигателя SE266E40, серийный номер двигателя 682350868, мощность двигателя 190 кВт (258 л.с.), изготовитель:
EURO OFFSHORE B.V., товарный знак: BLUE SPIRIT, марка: BLUE SPIRIT, артикул: ОТСУТСТВУЕТ, модель: BLUE SPIRIT PATROL»,
задекларированных ООО «Йонакор ФИО1» в ДТ № 10206082/080816/0003729
(т. № 1, № 2).
При таможенном декларировании вышеуказанные товары были заявлены классификационным кодом 8903 92 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС «яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ: - прочие: -- лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем: --- прочие: ---- длиной более 7,5 м» со ставкой ввозной таможенной пошлины 12,5%.
В целях принятия решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Приказом ФТС России от 15.10.2013 № 1940 (в редакции приказа ФТС России № 2127 от 20.10.2015) таможенным органом использовались документы и сведения, представленные декларантом проверяемых товаров – ООО «Йонакор ФИО1» при таможенном декларировании, полученные в ходе проведения проверочных мероприятий после выпуска товаров, а также размещенные в глобальной сети Интернет на официальном сайте компании-производителя проверяемых товаров (www.bluespiritboats.com).
В соответствии с сертификатами соответствия Директиве ЕС о маломерных/рекреационных судах № 2013/53/EU от 07.03.2016 № 16-03-2183 и от 17.03.2016 № 16-03-2254, выданными нотифицирующей организацией «EuropeanCertificationBureauNederland», по результатам испытаний остойчивости и плавучести судам «BLUE SPIRIT 9.20 CABIN» и «BLUE SPIRIT 10.20» присвоен тип плавучего средства – RIB (rigidinflatableboat) – жесткая надувная лодка.
В соответствии с руководством пользователя (разделы 2 и 7) на суда
«BLUE SPIRIT 9.20 CABIN» и «BLUE SPIRIT 10.20»:
- катер «BLUESPIRIT 9.2 PATROLCABIN» соответствует типу плавучего средства – 02-RIB (надувная лодка), является однокорпусным судном, имеющим открытую палубу, изготовлен из пластика, пластмассы со стекловолокном и имеет подвесной электродвигатель, масса при пустых баках – 1550кг;
- катер «BLUE SPIRIT 10.2 PATROL» соответствует типу плавучего средства – 02-RIB (надувная лодка), является однокорпусным судном, имеющим открытую палубу, изготовлен из пластика, пластмассы со стекловолокном и имеет подвесной электродвигатель, масса при пустых баках – 1450кг;
- конструкция катеров «BLUESPIRIT 9.2 PATROLCABIN» и «BLUESPIRIT 10.2 PATROL» соответствует регистру «Lloyd'sssc», устойчивость и высота надводного борта соответствует международным стандартам
ИСО 12217:2001 «Малые суда. Оценка остойчивости и запаса плавучести, определение, категории» и ИСО 6185-3:2001 «Лодки надувные. Часть 3. Лодки с мощностью мотора от 15 кВт и выше», плавучесть и всплываемость соответствует международному стандарту ИСО 6185-3:2001 «Лодки надувные. Часть 3. Лодки с мощностью мотора от 15 кВт и выше».
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте компании-производителя товаров (www.bluespiritboats.com):
- суда «BLUE SPIRIT 9.2 PATROL CABIN» и «BLUE SPIRIT 10.2 PATROL» относятсяккатегории Deep-V RIB;
- длина «BLUESPIRIT 9.2 PATROLCABIN» составляет 9,20м, длина «BLUESPIRIT 10.2 PATROL» составляет 10,20м, ширина обоих судов – 2,95м, осадка обоих судов – 0,45м, диаметр камеры/баллона у обоих судов 55/60см, количество воздушных отсеков в баллонах обоих судов – 5 шт., максимальная мощность навесного двигателя для обоих судов составляет 2*300 л.с., максимальная мощность стационарно установленного двигателя для обоих судов составляет 450 л.с.;
- материал корпуса – GRP с покрытием, материал съемных баллонов – Hypalon с 5 воздушными отсеками, вспененный полиуретан, Hypalon со вспененным полиуретаном, полиуретан.
В соответствии с ГОСТ Р 53448-2009 «Лодки надувные. Часть 3. Лодки с мощностью мотора не менее 15кВт» (является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 6185-3:2001 «Лодки надувные. Часть 3. Лодкисмощностьюмотораот 15 кВтивыше (ISO 6185-3:2001 «Inflatable boats – Part 1: Boats with a maximum motor power rating of 15 kW and greater, MOD»):
- надувная лодка - плавучее средство, наполненное воздухом, предназначенное для транспортировки людей и /или грузов по воде, конструкция и форма которой способны выдержать нагрузки, создаваемые в морских условиях;
- жесткая надувная лодка – надувная лодка с жесткой нижней частью корпуса и надувными бортами, которые обеспечивают форму и плавучесть при надувании;
- плавучесть лодки – объем любой камеры, которая формирует надувной корпус и любой другой камеры, которая постоянно прикреплена к ней;
- плавучесть жесткой надувной лодки – плавучесть, включающая при расчетах в дополнении к надувной плавучести постоянную дополнительную плавучесть (плавучесть пенистого материала (пенопласта) с закрытыми ячейками или других материалов с плотностью меньшей, чем у пресной воды, имеющих минимальную способность к водопоглощению в течение предполагаемого срока службы, которыми заполнены герметичные части емкости или части корпуса) или плавучесть, по крайней мере, двух герметичных камер, прикрепленных к жесткому корпусу, не превышающих 20% от общей плавучести;
- плавучесть лодки должна создаваться плавучестью отдельных отсеков плавучести (камер), при максимальной мощности мотора, превышающей 45кВт, число отсеков должно оставлять 4 (при коэффициенте размерений ≤ 8) и 5 (при коэффициенте размерений > 8).
В соответствии с частью 6.3 «Статическая остойчивость лодки» раздела 6 «Требования по безопасности и методика испытаний построенной лодки» ГОСТ Р 53448-2009 «Лодки надувные. Часть 3. Лодки с мощностью мотора не менее 15кВт», лодка, оборудованная изготовителем мотором (моторами) максимальной мощности, не должна опрокидываться, даже если максимально допустимое число людей на борту, установленное изготовителем, перейдет на один борт.
В соответствии с частью 6.6.2.4 «Испытания на герметичность» раздела 6 «Требования по безопасности и методика испытаний построенной лодки» ГОСТ Р 53448-2009 «Лодки надувные. Часть 3. Лодки с мощностью мотора не менее 15кВт», лодка должна оставаться герметичной после как после испытаний на термостойкость, так и на избыточное давление.
В соответствии с частью 6.8 «Остаточная плавучесть» раздела 6 «Требования по безопасности и методика испытаний построенной лодки» ГОСТ Р 53448-2009 «Лодки надувные. Часть 3. Лодки с мощностью мотора не менее 15кВт», после повреждения самого большого отсека плавучести остаточная плавучесть корпуса должна быть по крайней мере 50% номинальной грузоподъемности, установленной изготовителем.
Исходя из вышеизложенного, лодки типа RIB является надувными лодками, плавучесть и форму которым придают надувные борта; построенная надувная лодка должна (в совокупности) отвечать требованиям безопасности по остойчивости, непотопляемости и плавучести в соответствии с
ГОСТ Р 53448-2009.
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД) осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ).
В соответствии с п. 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности при классификации товаров, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522, ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
- ОПИ 1 применяется в первую очередь;
- ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
- ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
- ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
- ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
- ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В соответствии с п. 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 года № 522, при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации:
- определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном п. 6 настоящего Положения;
- определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном п. 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с
пп. 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
- определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
- определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
- определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
В соответствии с ОПИ 1, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.
В соответствии с ОПИ 1, спорные товары, задекларированные в ДТ
№ 10206082/080816/0003729 (т. № 1, № 2), классифицируются в товарной позиции 8903 «яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ» ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с ОПИ ТН ВЭД 6, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
С учетом информации, заявленной в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» ДТ № 10206082/080816/0003729 (т. № 1, № 2), представленной
ООО «Йонакор ФИО1» при таможенном декларировании в таможенный орган в электронном виде в соответствии с Приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761, а также полученной в ходе проведения проверочных мероприятий после выпуска товаров, спорные товары классифицируются в субпозиции 8903 10 «надувные яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ» ТН ВЭД ЕАЭС.
Дальнейшая классификация спорных товаров в субпозиции 8903 10
ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ 1 – 5 должна осуществляться с учетом весовых параметров надувных лодок в подсубпозиции 8903 10 900 0 «яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ: - надувные: -- прочие» ТН ВЭД ЕАЭС со ставкой ввозной таможенной пошлины 15%.
При этом, классификация спорных товаров в однодефисной субпозиции
«прочие» будет являться нарушением порядка применения ОПИ, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522, и, как следствие, являться нарушением норм материального права.
Необходимо добавить, что в соответствии с п. 1. ст. 51 ТК ТС, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В соответствии со ст. 3 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции обязуется, что её таможенно-тарифная и статистические номенклатуры будут соответствовать Гармонизированной системе с момента вступления настоящей Конвенции в силу по отношению к этой Договаривающейся Стороне. Тем самым она обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и статистической номенклатурам:
i) использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений;
ii) применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы;
iii) соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.
В связи с вышеизложенным, а также тем обстоятельством, что Россия является членом ВТО с 22.06.2012, Выборгской таможней при принятии решений по классификации спорных товаров по ТН ВЭД ЕАЭС была рассмотрена классификация подобных товаров Европейским сообществом, сведения о которой доступны посредством использования системы юридически обязательной тарифной информации (БиТиАй).
БиТиАй – это классификационное решение, выдаваемое таможенными органами государств-членов ЕС по запросам участников внешнеэкономической деятельности, действительное в течение шести лет на всей территории ЕС независимо от того, какое государство-член ЕС его выдало.
Решение публикуется на официальном сайте ЕС и выражает правовую определенность в отношении тарифной классификации товаров, представленных во внешнеэкономическом обороте стран ЕС.
Согласно решениям № DE19719/16-1 от 07.11.2016, № DE4643/12-1 от 20.04.2012, принятым и размещенным на официальном сайте ЕС, лодки RIB отнесены к классификационному коду Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 8903 10 «яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ: - надувные» с приведением оснований для такой классификации.
Суд критически оценивает пояснения эксперта ФИО6, данные в судебном заседании, поскольку эти пояснения так и не смогли опровергнуть правомерность выводов таможенного органа, положенные в основу обжалуемых решений о классификации.
Также судом приняты во внимание и то, что (согласно пояснениям руководителя Общества в последнем судебном заседании) на борта суден могут быть установлены баллоны разного размера. Изложенное, по мнению суда, однозначно свидетельствует о том, что в этом случае как раз такие баллоны и обеспечивают бОльшую мореходность суден, чем при их отсутствии.
На основании изложенного, суд с учетом статей 65,71 АПК РФ, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска подлежат оставлению на истце.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Судебные расходы по делу в сумме 9000 руб. возложить на заявителя.
Возвратить заявителю госпошлину в сумме 3000 руб., оплаченную за рассмтрение заявления о принятии обеспечительных мер.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Терешенков А.Г.