ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-76504/18 от 07.11.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 ноября 2018 года                                                           Дело № А56-76504/2018

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2018 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Катарыгиной В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Акционерное общество «Авиакомпания «Россия»

заинтересованное лицо Северо-Западная транспортная прокуратура

об оспаривании представления

при участии

от заявителя  - Анкушев М.И., по доверенности от 21.11.2017,

от заинтересованного лица – Жуков А.А., по доверенности от 03.10.2018,

Лыкина М.Н., по доверенности от 03.10.2018

установил:

Акционерное общество «Авиакомпания «Россия» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании представления Северо-Западной транспортной прокуратуры от 06.03.2018 №23/1-15-2018.

В судебном заседании представитель Общества требования поддержал.

Представители прокуратуры возражали против удовлетворения заявленных требований.

Как следует из материалов дела, Северо-Западной транспортной прокуратурой проведена проверка по поступившему из Генеральной прокуратуры Российской Федерации обращению о несоблюдении Обществом прав пассажиров при длительной задержке рейса от 16.01.2018 в аэропорту Канкун (Мексика).

Как следует из обращения, в ходе задержки этого рейса Авиакомпанией не выполнены в полном объеме обязательства по обеспечению пассажиров напитками, горячим питанием, размещением в гостинице.

Проведенной проверкой установлено, что 16.01.2018 рейс FV5882 выполнялся по маршруту Канкун (Мексика)-Москва (Внуково) на воздушном судне Boeing 747-400 в рамках договора фрахтования (чартера) воздушных судов № 191/16 от 24.03.2016, заключенного между Авиакомпанией и FLATAUS INVESTMENTS LTD (далее - Договор фрахтования).

Время отправления указанного рейса по расписанию 16.01.2018 в 18.10 МСК (15:10 UTC), фактическое время отправления - 17.01.2018 в 21.53 МСК (18:53 UTC) (задержка рейса по данным Авиакомпании составила 27 час. 43 мин.); количество пассажиров - 493 человека (из них 53 ребенка, 2 младенца).

Согласно информации Авиакомпании причиной задержки этого рейса послужило ожидание экипажем разрешения вылета от авиационных властей Мексики, связанное с депортацией 4 граждан Республики Армения и проведением сверки по наличию задолженности за иммиграционный сбор. В связи с длительностью указанных процедур время работы экипажа закончилось и вылет был перенесен на 17.01.2018.

В соответствии с Договором фрахтования и п. 9 дополнительного соглашения № 21 к этому договору при задержке рейса Авиакомпания обязана обеспечить оказание для пассажиров услуг (предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет; 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов - в дневное время и каждые 8 часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов - в дневное время и более 6 часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа); в случае невозможности со стороны Авиакомпании оказать полный спектр услуг пассажирам с целью недопущения нарушений условий Договора фрахтования и претензий от пассажиров, необходимо обратиться об оказании содействия к FLATAUS INVESTMENTS LTD.

Авиационные услуги в аэропорту Канкун осуществляются на основании договора № 54, заключенного между Авиакомпанией и «Mixjet Flight Support (FZE)» (зарегистрирован 27.02.2012 № 761/12). Эти услуги оказываются «Mixjet Flight Support (FZE)» (далее - Mixjet) с привлечением хендлинговой компании «Air Operations Mexico» и выполняются по запросу Авиакомпании; счета выставляются за каждый совершенный рейс отдельно по заказанным услугам (получение разрешений на пролет и посадку, услуги по наземному обслуживанию, услуги заправки горючим и смазочными материалами) (п.З, За, 17.1 Договора).

Из электронной переписки Авиакомпании и Mixjet в период с 22.32  16.01.2018 по 14.20 UTC 17.01.2018 следует, что Авиакомпания сообщила Mixjet о необходимости предоставления питания и размещения в гостинице экипажа ВС и пассажиров. Авиакомпанией были предоставлены Mixjet контактные данные туристического оператора «ANEX», который занимался размещением части пассажиров в гостинице, с целью организации взаимодействия. Также Авиакомпанией направлена просьба в адрес Mixjet о подтверждении предоставления питания и размещения в гостинице пассажиров рейса FV 5882, поскольку имелась информация о нахождении части пассажиров в аэропорту Канкун. Mixjet сообщила, что проверит указанную информацию и уведомит Авиакомпанию о результатах. Какие-либо подтверждения от Mixjet об исполнении вышеуказанной просьбы в Авиакомпании отсутствуют.

В соответствии с письмом ООО «Анекс Туризм Групп» от 17.01.2016 в
гостиницах размещено 244 пассажира данного рейса, остальные пассажиры
(260) размещались самостоятельно.

За период задержки рейса (27 час. 43 мин.) пассажирам 4 раза предоставлены напитки, 1 раз - горячее питание (за время ожидания на борту воздушного судна в течение 7 час. 20 мин.), из 493 пассажиров в гостиницах размещено 244 человека. Размещение пассажиров в гостинице осуществлялось в период с 07.00 по 07.50 МСК 17.01.2018 (04.00 - 04.40 UTC) после их высадки с воздушного судна, то есть спустя 12 час. после задержки рейса). При этом, каких-либо документов, подтверждающих предоставление пассажирам услуг по обеспечению напитками и питанием в аэропорту Канкун (в том числе размещение в гостинице), в ходе проверки Авиакомпанией не представлено.

Прокуратурой установлен факт неисполнения условий Договора фрахтования, заключенного между Авиакомпанией и FLATAUS INVESTMENTS LTD по обслуживанию рейса FV 5882 от 16.01.2018, а также ненадлежащей организация Авиакомпанией деятельности по обеспечению предоставления пассажирам задержанного рейса предусмотренных законом услуг.

Обществу выдано представление от 06.03.2018 №23/1-15-2018 об устранении нарушений воздушного законодательства.

Данное представление оспорено Обществом в судебном порядке.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Согласно приказу от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» Утвержденный Приказом Минтранса России, согласно котором) и в соответствии с главой 7 пункта 90 при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

-предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

-два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов:

-обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

-обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время:

 -размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

-доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы: -организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

В соответствии с п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушною судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдан, пассажиру .Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа (ст. 105 ВК РФ).

Пунктом 1 ст. 102 ВК РФ предусмотрено, что перевозчики при выполнении воздушных   перевозок  обязаны   соблюдать   общие   правила   воздушных   перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Пунктами 6 и 7 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Ми транса России от 28.06.2007 № 82 «Общие правила воздушныхперевозокпассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», предусмотрено, что перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами,

Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах грузоперевозчика условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Согласно п. 99 Правил, в случае задержки вследствие неблагоприятных метеорологических условий, техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления услуги по обеспечению прохладительными напитками при ожидании оправления рейса более 2 часов, горячими питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов - в дневное время и каждые 8 часов - в ночное время размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов - в дневное время и более 6 часов - в ночное время.

Осуществление чартерных воздушных перевозок в том числе по договору фрахтования регулируется ст. 104 ВКРФ.

В соответствии со ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Согласно ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находи гея место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности перевозчиком - в договоре перевозки.

Согласно ст. 19 Монреальской Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенной 28 мая 1949 года, перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза. Однако перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры.

В соответствии с и. 14 Преамбулы Общих правил компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов, утвержденных Постановлением N 261 2004 Европейского парламента и Совета ЕС от 11 февраля 2004 года, обязанности обслуживающего авиаперевозчика должны быть ограничены или сняты в случаях,  когда события оказываются вызваны чрезвычайными обстоятельствами, которых не удалось бы избежать даже в случае принятия всех возможных мер предосторожности. Такие обстоятельства, в частности, включают в себя события, происходящие из-за политической нестабильности, метеорологических условий, несовместимых с выполнением рейса, угрозы безопасности, непредвиденных рисков, связанных с нарушением техники безопасности полета, и забастовок, влияющих на работу обслуживающего авиаперевозчика.

Согласно ст. 20 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в г. Варшаве 12.10.1929 года, перевозчик не несет ответственности, если он докажет, что им и поставленными им лицами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им .было невозможно их принять.

Также, в соответствии со ст. 19 Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 года, ратифицированной на территории Российской Федерации 07.07.1934 т.. перевозчик несет Ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров.

В силу ст. 5 Закона о международных договорах и ст. 7 1 К РФ, нормы Варшавской конвенции и Монреальской конвенции как международного договора имеют приоритет над внутригосударственным законодательством.

В данном случае, вина Авиакомпании в несвоевременном отправлении рейса I-V5882 16.01.2018 Канку-Москва не доказана и не установлена; причины, способствовавшие задержке рейса, находятся вне зоны контроля и не зависят от волеизъявления компании. Авиационные услуги в аэропорту Канкун осуществляются на основании договора № 54, заключенного между Авиакомпанией и «Mixjet Flight Support (FZE)» (зарегистрирован 27.02.2012 № 761/12). Эти услуги оказываются «Mixjet Flight Support (FZE)» с привлечением хендлинговой компании «Air Operations Mexico» и выполняются по запросу Авиакомпании; счета выставляются за каждый совершенный рейс отдельно по заказанным услугам. Общество сообщило Mixjet о необходимости представления питания и размещения в гостинице пассажиров и экипажа.

Учитывая, что представление выносится при совершении нарушения законодательства, а в данном случае Обществом осуществлены все возможным меры для недопущения нарушения прав пассажиров, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

            Признать недействительным представление Северо-Западной транспортной прокуратуры от 06.03.2018 №23/1-15-2018.

            Взыскать с Северо-Западной транспортной прокуратуры в пользу Акционерного общества «Авиакомпания Россия» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Катарыгина В.И.