ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-76695/17 от 18.01.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 января 2018 года                                                              Дело № А56-76695/2017

Резолютивная часть решения объявлена   января 2018 года .

Полный текст решения изготовлен   января 2018 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:

судьи Воробьевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пиевой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Товарищество собственников жилья "Мои Териоки" (адрес: 197720, Санкт-Петербург, <...> участки 1,2,3,4,6,7, д. 17, литеры А,О,М,У; ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12; ОГРН: <***>; ИНН: <***>);

третьи лица: 1) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга,

2) Общество с ограниченной ответственностью «Геопроект»,

3) Кадастровый инженер ФИО1

о признании незаконным решения

при участии

от заявителя: ФИО2 – доверенность от 25.11.2017,

от заинтересованного лица: ФИО3 – доверенность от 28.12.2017,

от третьих лиц: 1) ФИО4 – доверенность от 28.12.2017,

2,3) не явились (извещены).

установил:

Товарищество собственников жилья "Мои Териоки" (далее – Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – Росреестр) от 13.07.2017 № 8 в отношении решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 26.04.2017 № 78/17-5090 11 земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022484:55, а также об обязании Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества путем принятия решения о постановке на кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022484:55.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет).

Определением суда от 07.12.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Геопроект» (далее – Общество) и кадастровый инженер ФИО1 (далее – кадастровый инженер).

16.01.2018 в суд от Товарищества поступили возражения на отзыв Росреестра.

В судебном заседании Товарищество заявленные требования поддержало, заявило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Росреестр в судебном заседании против удовлетворения требований Общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Комитет в судебном заседании против удовлетворения заявления Общества также возражал.

Общество и кадастровый инженер, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явились.

Согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ спор рассмотрен по существу в отсутствие Общества и кадастрового инженера.

Исследовав материалы настоящего дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, а также заслушав пояснения сторон и Комитета, арбитражный суд установил следующее.

Товарищество согласно п. 8 ст. 138 ЖК РФ представляет законные интересы собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе, расположенных на земельном участке с кадастровьш номером 78:38:0022484:55 по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А (далее – Участок).

06.02.2015 между Товариществом и Обществом заключен договор № 205 на выполнение кадастровых работ по разделу Участка на 11 самостоятельных земельных участков.

Письмом № 50 от 28.03.2017 Общество направило в Отдел формирования земельных участков Курортного района Комитета имущественньк отношений Правительства Санкт-Петербурга пакет документов для приемки и подачи на кадастровый учет 11 земельньк участков, образованных в результате раздела Участка.

В приложении к данному письму Общество представило межевой план с приложениями, распоряжение Комитета № 3752-рзк от 01.11.2016 oб утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утверждённую схему раздела Участка.

18.04.2017 Отдел формирования земельных участков Курортного района Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга обратился в Росреестр с заявлением № 78-0-1-26/3001/2017-1546 о постановке на государственный кадастровый учет вновь сформированных в результате раздела земельных участков. По результатам правовой экспертизы государственным регистратором 26.04.2017 было принято решение о приостановлении в связи с отсутствием в деле правоустанавливающих документов проекта межевания территории.

Товарищество указывает на то, что с заявлением был предоставлен межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО1

Уведомлением от 26.04.2017 № 78/17-5090 Росреестр приостановил осуществление кадастрового учета объекта недвижимости, указав в качестве основания на то, что представленный в орган кадастрового учета межевой план не содержит сведений о том, что образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, который не представлен.

24.05.2017 кадастровьш инженером подано заявление об обжаловании решения о приостановлении в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, созданную при Росреестре.  

Решением Апелляционной комиссии от 13.06.2017 № 8 отклонено заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 26.04.2017 № 78/17-5090 11-ти земельных участков, образованных в результе раздела Участка по причине отсутствия утверждённого проекта межевания территории.

Полагая решение апелляционной комиссии от 13.07.2017 № 8 незаконным, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При оценке доводов сторон суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем, наличие указанных обстоятельств судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора не установлено.

Росреестр осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2010 № 438, от 30.10.2010 № 878), Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2016 № 180 и Федеральным законом от 13.05.2017 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

К компетенции Росреестра относится, в том числе, государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в записи, открытые на земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022484:55, площадью 20 881 кв.м., внесены сведения о регистрации договоров долевого участия.

Как следует из представленных в Росреестр документов, объект с кадастровым номером 78:38:0022484:55 был предоставлен для строительства жилых домов, на котором были введены в эксплуатацию 9 объектов капитального строительства. В связи этим потребовалось формирование земельных участков под каждым из таких многоквартирных домов, что привело к его преобразованию в результате раздела на 9 земельных участков.

Как следует из п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации в отношении земельных участков является межевой план.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о регистрации межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 N 921.

Согласно пп. 3, 4 п. 22 Требований от 18.12.2015 в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования. При этом, если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 6, 7 и 8 пункта 22 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения (п. 25).

Статьей 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1)           проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2)           проектная документация лесных участков;

3)           утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.

При этом исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).

Указанные нормы были введены в действие с 01.03.2015 путем внесения изменений в Земельный кодекс на основании Федерального закона от 23.06.2014
№ 171-ФЗ.

Вместе с тем, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" также было предусмотрено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Схема раздела земельного участка датирована 05.03.2015, то есть после вступления в силу изменений в Земельный кодекс РФ. Таким образом, предоставление проекта межевания территории является обязательным. Указанный документ представлен не был.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом о регистрации порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом о регистрации порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

24.05.2017 кадастровый инженер - ФИО1 обратилась в апелляционную комиссию, созданную при Росреестре с заявлением от № 78/17-8 об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 26.04.2017 № 78/17-5090 (далее - решение о приостановлении от 26.04.2017 № 78/17-5090), принятого Росреестром.

По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 18.04.2017 № 78-0-1-26/3001/2017-1546 апелляционной комиссией на основании пункта 39 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193, принято решение от 13.07.2017 № 8 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении в связи с признанием апелляционной комиссией обоснованным решения о приостановлении от 26.04.2017 № 78/17-5090 по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации) в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

При этом решения апелляционной комиссии не подлежат обжалованию в судебном порядке, поскольку указанная норма регламентирует порядок досудебного обжалования решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, определяя лиц, имеющих право на такое обжалование, а также орган (апелляционную комиссию), уполномоченный рассматривать данные обращения. Следовательно, само по себе решение апелляционной комиссии, будучи направленным на возможность устранения в установленной процедуре нарушения прав граждан в связи с осуществлением кадастровой деятельности, не может быть обжаловано самостоятельно в судебном порядке.

Кроме того, обжалуя решение апелляционной комиссии, Товарищество указало в качестве лица, чье решение обжалуется, Росреестр.

Согласно п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы» апелляционная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении, формируемым Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при ее территориальном органе либо подведомственном ей федеральном государственном бюджетном учреждении, в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом с требованием о признании незаконным решения Росреестра о приостановлении кадастрового учета Товарищество не обращалось.

Вместе с тем, суд отклоняет заявление Росреестра о пропуске Товариществом срока, установленного ст. 198 АПК РФ, поскольку Товарищество при рассмотрении заявления ФИО1 в заседании апелляционной комиссии не участвовало, доказательств направления в адрес Товарищества оспариваемого решения суду не представлено.

Исходя из изложенного, в удовлетворении требований Товарищества следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                            Воробьева Ю.В.