Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
01 апреля 2014 года Дело № А56-76704/2013
Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2014 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Королевой Т.В. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терлецкой К.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство п.им. Морозова"
заинтересованное лицо Администрация муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области"
третье лицо Открытое акционерное общество "Водотеплоснаб"
о признании недействительным Постановления
при участии
от заявителя – предст. ФИО1 (доверенность от 01.10.2013)
от заинтересованного лица – предст. ФИО2 (доверенность от 12.11.2012 № 56)
от третьего лица – предст. ФИО3 (доверенность от 25.04.2013 № 19/Д)
установил:
Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство п.им. Морозова" (далее - Предприятие, ЖКХ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными: Постановления Администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Администрация) от 01.11.2013 г. № 260 «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по холодному водоснабжению, и определении зоны ее деятельности», а также Постановления Администрации от 18.11.2013 г. № 284 «О внесении изменений в постановление от 01.11.2013 г. № 260».
В судебном заседании ЖКХ поддержало требования в полном объеме. По мнению ЖКХ оспариваемые Постановления приняты с нарушением требований ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», поскольку наибольшее количество абонентов (потребителей услуг водоснабжения и водоотведения) поселка присоединено именно к сетям МП ЖКХ п.им. Морозова, а не к ОАО "Водотеплоснаб".
В судебном заседании 04.02.2014 и 25.03.2014 Администрация поддержала доводы отзыва от 24.01.2014 № 47, согласно которому Администрация пояснила, что в связи с позицией ОАО «Водотеплоснаб», которое отказывалось восстановить надлежащее давление питьевой воды потребителям МО «Морозовское городское поселение» Администрация в целях выполнения возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по организации водоснабжения населения была вынуждена в целях урегулирования проблемы водоснабжения принять оспариваемые Постановления, которым, гарантирующей организацией, осуществляющей деятельность по водоснабжению, было определено ОАО «Водотеплоснаб».
Администрация оставила вопрос о судьбе оспариваемых Постановлений на усмотрение суда.
Третье лицо – ОАО "Водотеплоснаб" просило отклонить требования ЖКХ, полагая, что Постановление № 260 Администрации от 01.11.2013 года и последующее с внесенным в него изменением приняты в целях бесперебойного обеспечения населения холодной питьевой водой в объемах и качестве, которые предъявляются к гарантирующему поставщику на основании предложений Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту ЛО.
В судебном заседании, состоявшемся 25.03.2014 г., судом был объявлен перерыв для ознакомления с материалами дела и объявления резолютивной части решения.
31.03.2014 после перерыва судебное заседание было возобновлено и от Администрации в суд поступило дополнение к отзыву от 26.03.2014, противоречащее позиции, изложенной в отзыве от 24.01.2014 № 47 и озвученной в судебном заседании 25.03.2014 г. Администрация просит удовлетворить требования ЖКХ, полагая, что оспариваемые Постановления Администрации приняты с нарушением статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Однако, доказательств отмены своих Постановлений Администрация не представила, ее позиция противоречива и основана скорее на эмоциональной оценке обстоятельств чем на фактических и правовых основаниях.
МП ЖКХ поддержало требования в полном объеме, считая, что нарушены его права.
Третье лицо просило отклонить требование МП ЖКХ, считает, что Администрацией приняты оспариваемые Постановления в соответствии с законом. Договоры с абонентами перезаключаются, а заявитель признан транзитной организацией в соответствии с Приказом № 233-п от 20.12.2013 Комитета по тарифам. МП является недобросовестным поставщиком коммунальных услуг.
Выслушав доводы всех участников процесса и, рассмотрев материалы дела, суд находит требование Общества подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации МО «Морозовское городское поселение» Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 11.10.2012 г. №242 «Об определении гарантирующей организации и определении зоны ее деятельности» в качестве гарантирующей организации, осуществляющей на территории МО «Морозовское городское поселение» деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению, было определено МП «Жилищно-коммунальное хозяйство п.им.Морозова» (далее по тексту - Заявитель или МП «ЖКХ п.им.Морозова»).
Данное постановление было принято Администрацией на основании статьи 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которой организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведении заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
Постановлением Администрации от 01.11.2013 г. № 260 «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по холодному водоснабжению, и определении зоны ее деятельности» гарантирующей организацией в сфере водоснабжения определено ОАО "Водотеплоснаб". Зона деятельности ОАО "Водотеплоснаб" определена в пункте 3 Постановления в границах части централизованной системы водоснабжения, находящейся в эксплуатации ОАО "Водотеплоснаб". Постановлением Администрации от 18.11.2013 г. № 284 в пункт 3 Постановления от 01.11.2013 г. № 260 были внесены изменения: зоной деятельности ОАО "Водотеплоснаб" как гарантирующей организации определена вся территория МО «Морозовское городское поселение».
На территории муниципального образования Морозовского городского поселения проходит единая централизованная система холодного водоснабжения, включающая в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды абонентам.
ОАО "Водотеплоснаб" является организацией, которая подает холодную воду в централизованную систему водоснабжения поселения всем абонентам поселения, с которыми гарантирующая организация заключает договоры. МП ЖКХ является по существу транзитной организацией, которой на 2014 г. утвержден тариф на транспортировку водоснабжения.
МП ЖКХ является организацией, эксплуатирующей отдельный объект (инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы холодного водоснабжения) центральной системы холодного водоснабжения.
В связи с принятием Администрацией оспариваемого постановления абоненты, присоединенные к сетям водоснабжения МП «ЖКХ п.им.Морозова», обязаны перезаключать договоры с новой гарантирующей организацией (а МП «ЖКХ п.им.Морозова» утратило статус водоснабжающей организации и лишилось права получать плату по заключенным договорам водоснабжения).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на администрацию МО «Морозовское городское поселение» BMP ЛО возложена организация обеспечения муниципального образования водоснабжением и водоотведением.
В соответствии с требованием пункта 1 статьи 12 ФЗ № 416-ФЗ только органы местного самоуправления поселений для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливает зоны её деятельности. Таким образом это право предоставлено Администрации.
Таким образом, оспариваемыми Постановлениями Администрация в пределах своих прав и компетенции определила ОАО «Водотеплоснаб» гарантирующей организацией, которая подаёт холодную воду в централизованную систему водоснабжения поселения всем абонентам поселения, и с которыми гарантирующая организация в настоящее время перезаключает договоры.
Документы, представленные в материалы дела подтверждают, что у Администрации были безусловные основания, доводы и аргументы, а также социальные предпосылки для принятия решения об изменении гарантирующей организации на ОАО «Водотеплоснаб», а именно:
- Согласно Решению Всеволожского городского суда по делу № 2-4788/13 от 16.09.2013 г. и Постановлению областного суда по делу № 33-5211/2013 года от 20.11.2013 г. именно МП «ЖКХ п. им. Морозова» обязано было восстановить подачу холодного водоснабжения населению муниципального образования «Морозовское городское поселение» при давлении и объёмах, подаваемых до введения ограничения от 11 июля 2013 г. (на тот момент гарантирующей организацией было МП ЖКХ).
- Постановлением федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-45806/2012 установлено, что МП «ЖКХ п. им. Морозова» на протяжении длительного времени не оплачивало предоставляемый ему ОАО «Водотеплоснаб» коммунальный ресурс, уклонялось от исполнения обязательств, предусмотренных ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ст. 12), от заключения договора на покупку коммунального ресурса и его оплаты, одновременно получая тариф в Лен РТК, представляя сведения на покупку коммунального ресурса.
В соответствии с приказом Комитета по тарифам и ценовой политике № 233-п МП «ЖКХ п.им. Морозова в сфере водоснабжения наделена статусом транзитной организации, а именно: Заявителю - МП ЖКХ п. им. Морозова» на 2014 год утвержден тариф на транспортировку водоснабжения.
В силу статьи 12 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
МП «ЖКХ п. им. Морозова» должно было, как гарантирующая организация
обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение (включая
объемы и давление, как признано судами) в случае, если объекты
капитального строительства абонентов присоединены в установленном
порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или)
водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей
организации.
В своем заявлении МП «ЖКХ п. им. Морозова» указывает, что имеющееся у него оборудование не позволяет представить коммунальный ресурс абонентам, включая население муниципального образования, при необходимом давлении, так как такое оборудование имеется только у ОАО «Водотеплоснаб». Таким образом, заявитель подтверждает, что не может осуществлять гарантированную коммунальную услугу по водоснабжению поселения и возлагает эту обязанность на ОАО «Водотеплоснаб».
Договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ между МП «ЖКХ п. им. Морозова» и ОАО «Водотеплоснаб» в настоящее время не заключен; по поводу задолженности МП ЖКХ за отпущенную ОАО «Водотеплоснаб» воду вопрос окончательно не решен в судебном порядке, между тем, Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа в своих судебных актах пришел к выводу о том, что поставщиком питьевой воды является именно ОАО «Водотеплоснаб».
Федеральный закон № 416-ФЗ не предусматривает прямых норм
по замене гарантирующего поставщика, который в силу обстоятельств не
может предоставлять и обеспечивать населению гарантированной коммунальной услуги.
Оспариваемые Постановления Администрации приняты в соотвествии с требованиями Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", поскольку именно на Администрацию как орган местного самоуправления, возложено обеспечение муниципального образования водоснабжением и водоотведением.
Ссылка МП ЖКХ и Администрации на то, что пока ничего не изменилось в системе водоотведения, суд не принимает во внимание, поскольку данный вопрос выходит за пределы предмета исследования.
В соответствии со ст. 12 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г. гарантирующую организацию определяет именно Администрация.
Изменение гарантирующей организации произошло именно потому, что МП ЖКХ перестала выполнять функции гарантирующей организации. Критерии определения гарантирующей организации в зависимости от числа подключенных абонентов являются общими и применяются в том случае, когда невозможно определить гарантирующую организацию из нескольких.
МП «ЖКХ п. им. Морозова» на протяжении ряда лет была гарантирующей организацией, но со своими задачами не справлялась, что не отрицает и само хозяйство.
С учетом изложенного суд находит оспариваемые Постановления Администрации отвечающими как фактическим обстоятельствам дела, интересам населения пос. им. Морозова, так и требованиям Федеральных законов №№ 131-ФЗ и 416-ФЗ.
Руководствуясь статьями 198-201, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г., п/п 4 п. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, арбитражный суд
решил:
Отказать Муниципальному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство п.им. Морозова" в удовлетворении требования о признании недействительными Постановлений Администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 01.11.2013 г. № 260 «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по холодному водоснабжению и определении зоны ее деятельности» и Постановление Администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 18.11.2013 г. № 284 «О внесении изменений в постановление от 01.11.2013 г. № 260».
Государственную пошлину оставить на заявителе.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Королева Т.В.