ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-76798/18 от 19.07.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

23 июля 2018 года                                                              Дело № А56-76798/2018

Резолютивная часть решения объявлена июля 2018 года . Полный текст решения изготовлен июля 2018 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кугаевской Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Прокуратуры Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

к Обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания СПб ГАСУ"

о привлечении к административной ответственности ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ

при участии

от заявителя: Снигищенко Е.Ф. (удостоверение ТО № 238073)

от заинтересованного лица: Розанова И.Н. (по доверенности от 01.06.2018)

Гливенко М.Ю. (по доверенности от 17.07.2018)

установил:

Прокуратура Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее – заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания СПб ГАСУ" (далее – заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности, предусмотренной  частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании заявитель поддержал заявление о привлечении к административной ответственности.

Представитель Общества возражал против удовлетворения заявления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Адмиралтейского района 15.05.2018, в присутствии проректора по административным и правовым вопросам ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (далее - Учреждение, СПбГАСУ), установлено, что юридическим лицом - ООО «Комбинат общественного питания СПб ГАСУ» (далее также -Общество) нарушаются требования законодательства об использовании федерального имущества в части использования находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.

В ходе проверки Прокуратурой установлено, что здание по адресу: Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 2/5, лит. А, кад. номер 78:32:0001664:1022 (ранее присвоенный кад. номер 78:32:1664:13:17) является собственностью Российской Федерации и передано ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 27.11.2017 №78/001/030/2017-49539.

Проверкой установлено, что Общество использует ч.п. 12 и 13 пом. 2-Н, площадью 13,4 кв. м. на первом этаже здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 2/5, лит. А, под размещение буфета на основании договора на совместную организацию питания студентов и сотрудников СПб ГАСУ от 01.08.2015.

Однако, согласие собственника - Министерства образования и науки Российской Федерации и согласования Федерального агентства по управлению государственным имуществом на использование указанного помещения отсутствует.

Таким образом, ООО «Комбинат общественного питания СПб ГАСУ» использует находящийся в федеральной собственности объект нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.

Указанные нарушения норм действующего законодательства способствуют злоупотреблениям в сфере использования государственного имущества, являющегося федеральной собственностью, нарушают имущественные интересы собственника - Российской Федерации.

По факту выявленного правонарушения заместителем прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга 04.06.2018 вынесено постановление № 03-08-2018/94-10 о возбуждении в отношении Учреждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Прокурор Адмиралтейского района Санкт-Петербурга обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности.

Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с положениями ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии со ст. 125 и ч. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 298 ПС РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.5.2. постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 №466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России, Министерство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных организаций.

Согласно п. «м» ч. 3, ч. 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537, Минобрнауки России по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, осуществляет распоряжение недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в рассматриваемой статье.

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в таком же порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки является обязательным для объектов оценки, принадлежащих государству или муниципальным образованиям, в том числе для определения стоимости этих объектов в целях их передачи в аренду.

В силу ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц -от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом учитывается, что арендатор обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.

Таким образом, использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда осуществлялось в отсутствие надлежаще оформленных документов, что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась, возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Процессуальных нарушении при производстве по делу об административном        правонарушении    судом    не    установлено.   Дело рассмотрено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Общество в отзыве ссылается на то, что ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» заключило с дочерним обществом ООО «Комбинат общественного питания СПбГАСУ» договор на совместную организацию питания.

Общество оказывает услуги по предоставлению питания обучающимся и сотрудникам учреждения, что не предполагает передачу помещений в аренду Общества, соответственно, не предполагает и получения согласия собственника здания на использование помещений. Такая практика сложилась в Санкт-Петербурге в результате применения типовой формы договора об организации социального питания, утвержденного Распоряжением Управления социального питания Санкт-Петербурга от 27 июля 2009 г. № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» Приложение 3 к Типовой конкурсной документации для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга.

Общество ссылается на то, что 100% долей Общества принадлежит СПб ГАСУ и деятельность Общества направлена на достижение социально значимых целей, а именно выполнение лицензионных требований при реализации образовательных программ.

В связи с тем, что совершенное правонарушение не повлекло какого-либо вреда и тяжких последствий, а также в связи с отсутствием существенной угрозы общественным отношениям, Общество просит применить малозначительность.

Оценив характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Санкцией статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа для юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Суд, оценив конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, доказательств повторности правонарушения, считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания СПб ГАСУ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                            Ресовская Т.М.