ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-76914/19 от 21.09.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

14 октября 2020 года                                                                    Дело № А56-76914/2019

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года . Полный текст решения изготовлен октября 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Гуляев С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания энергия»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо: Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»

о признании незаконным и отмене решения от 27.06.2019 по делу №44-3529/19

при участии

от заявителя – не явился, извещен,

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

от третьего лица – ФИО1 по доверенности от 10.07.2019

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания энергия» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 27.06.2019 по делу №44-3529/19, а также признанием недействительной процедуру вскрытия конвертов.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – Предприятие).

Определением арбитражного суда от 08.10.2019 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-70861/2019.

Определением арбитражного суда от 14.08.2020 назначен вопрос о возобновлении производства по делу на 21.09.2020, в судебном заседании производство по делу возобновлено.

Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обеспечило явку своего представителя в судебное заседание.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представитель Предприятия против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным  в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 29.03.2019 Предприятием на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0672200000219000018 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции магистральной тепловой сети в Н.З. Парнас, выход из котельной "Парнас" - от коллектора котельной до Узла №1 у 3-го Верхнего пер. и пароконденсатопровода по 3-му Верхнему пер. от ТК-1 до Узла №1 (юго-западнее пересечения с ул. Оптиков (СПЧ, кв.59А, корп. 33).

В Управление поступила жалоба Общества на неправомерные действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона.

Решением УФАС от 27.06.2019 по делу №44-3529/19 жалоба признана необоснованной.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, не находит основания для признания решения недействительным ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ, Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации. Гражданского кодекса Российской Федерации. Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

В силу ч. 21 ст. 99 Закона о контрактной системе информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, арбитражным судом по делу №А56-70861/2019 уже исследован вопрос о законности определения об исправлении опечатки в решении по делу №44-3113/19 от 11.06.2019, которым решение изложено в иной редакции; жалоба признана необоснованной.

Решением от 03.12.2019 по делу №А56-70861/2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.02.2020, суд пришел к выводу, что в данном случае при формальном нарушении Управлением требований Закона о контрактной системе при вынесении определения об исправлении опечатки, меняющего резолютивную часть решения, оспариваемый акт не нарушает прав и законных интересов Общества.

Как следует из материалов дела, информацией Единой информационной системы подтверждается, что Заказчиком неоднократно вносились изменения в положения документации об аукционе, а именно: 12.04.2019 (дважды); 26.04.2019; 27.05.2019; 11.06.2019; 13.06.2019.

Согласно извещению и документации об аукционе в редакции от 27.05.2019 датой и временем окончания подачи заявок являлось 13.06.2019 в 10 часов 00 минут.

После публикации в Единой информационной системе определения об исправлении решения по делу № 44-3113/19 от 11.06.2019 Заказчиком были размещены соответствующие изменения (13.06.2019) в извещение о проведении закупки, а сроки для подачи заявок были возвращены в исходную редакцию документации от 27.05.2019. Данными действиями Заказчик нивелировал негативные последствия допущенной контрольным органом ошибки, исходя из принципа эффективности осуществления закупки.

В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Таким образом, участники закупки были вправе подать заявку на участие в электронном аукционе в любое время, начиная с 29.03.2019.

На основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других
материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня
квалификации для исполнения контракта.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло постановление от 4 февраля 2015 г. № 99, в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99) при выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей установлены дополнительные требования:

Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;

не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей

В качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям установлены:

копия исполненного контракта (договора);

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Вместе с тем, информация, содержащаяся в реестре участников электронно-торговой площадки РТС-тендер, являющейся площадкой для определения поставщика в рассматриваемом случае, показала, что Заявитель не соответствует дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки, поскольку им не исполнено ни одного контракта.

Также, для принятия участия в закупке, в качестве подтверждения опыта Заявителю необходимо было бы иметь исполненных контрактов по предмету закупки на сумму не менее 100 811 164 рублей, что составляет 20% от начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с требованиями, установленными документацией о закупке. Указанные доказательства в материалы дела Комиссии УФАС или суда не представлены.

На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку определение УФАС и процедура вскрытия конвертов не нарушает прав и законных интересов Общества.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                    Гуляев С.Б.