ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-77075/20 от 24.02.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 марта 2021 года Дело № А56-77075/2020

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 08 марта 2021 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шинтяпиной Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Научно-консультационный центр «Флора»,

заинтересованное лицо: Кингисеппская таможня,

о признании незаконным решения от 08.06.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ №10218040/290819/0015328

при участии

от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 22.01.2021 (он-лайн),

от заинтересованного лица: ФИО2 на основании доверенности от 16.12.2020, ФИО3 на основании доверенности от 14.01.2021,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Научно-консультационный центр «Флора» (далее – заявитель, ООО «НКЦ «Флора», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Кингисеппской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможня) от 08.06.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ №10218040/290819/0015328.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании представили ходатайство об объединении дела №А56-77075/2020 с делами №А56-77102/2020, №А56-77165/2020 в одно производство по тому основанию, что данные дела связаны между собой по основаниям заявленных требований и представленным доказательствам, в них участвуют те же лица. Против удовлетворения заявления о признании незаконным решения возражали.

Судом установлено, что в производстве арбитражного суда имеются дела №А56-77102/2020 по заявлению Общества об оспаривании решения таможни от 08.06.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ №10218040/141019/0018011, дело №А56-77165/2020 по заявлению Общества об оспаривании решения таможни от 09.06.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ № 102180040/211019/0018428.

В силу части 2 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.

Частью 2.1 статьи 130 АПК РФ установлено, что арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.

Из положений частей 2, 2.1 статьи 130 АПК РФ следует, что объединение дел является правом, но не обязанностью суда.

Помимо формальных оснований для объединения дел в одно производство, установленных указанными нормами Кодекса, такое объединение должно являться процессуально целесообразным и способствовать более правильному и своевременному рассмотрению дела.

Исследовав материалы дела, суд находит, что объединение дел не является целесообразным, поскольку раздельное исследование обстоятельств по данным делам способствует более правильному и своевременному рассмотрению дел, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения ходатайства заинтересованного лица об объединении дел.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд установил следующее.

ООО «НКЦ «Флора» во исполнение внешнеэкономического контракта от 26.03.2017 № СО-03/17 (далее - контракт), заключенного с компанией «Vgrove Inc» (Канада), на условиях CIF Усть-Луга на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) ввезен и на Усть-Лужском таможенном посту Кингисеппской таможни по ДТ № 10218040/290819/0015328 задекларирован товар - «кокосовый субстрат в матах, представляет собой волокно кокосового ореха различных фракций, не подвергнутое прядению и гребнечесанию, высушенное и спрессованное в маты без добавления связующих веществ, не подвергнутое иными видами обработки...», производитель - «Lanka Green Growers (Pvt) Limited»,
модель - «Millenniumsoiis Coir», страна происхождения/отправления - Шри-Ланка (далее – товар).

Таможенная стоимость товара определена и заявлена декларантом по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Выпуск товара, сведения о котором заявлены в ДТ № 10218040/290819/0015328, осуществлен Усть-Лужским таможенным постом Кингисеппской таможни 29.08.2019 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

В период с 30.12.2019 по 08.06.2020 на основании статей 324, 326, 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) Кингисеппской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров по ДТ № 10218040/290819/0015328 с целью проверки документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товара.

08.06.2020 по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений Кингисеппской таможней составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров № 10218000/016/080620/А0048, на основании которого 08.06.2020 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10218040/290819/0015328.

Не согласившись с законностью решения Кингисеппской таможни от 08.06.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ № 10218040/290819/0015328, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установлены главой 5 ТК ЕАЭС и правовыми актами Евразийской экономической комиссии, принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 ТК ЕАЭС для обеспечения единообразного применения положений данной главы. Упомянутые правила в силу пункта 12 статьи 38 ТК ЕАЭС применяются с учетом принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994.

Согласно пунктам 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

При этом пунктом 13 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что положения главы 5 ТК ЕАЭС не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.

В пункте 14 статьи 38 ТК ЕАЭС указано, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учётом пункта 3 статьи 71 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.

При таможенном декларировании товара, сведения о котором заявлены в ДТ №10218040/290819/0015328, таможенная стоимость была определена и заявлена декларантом по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимым товаром (первый метод) в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

существенно не влияют на стоимость товаров;

установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;

2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за, ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов ЕАЭС.

В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений
о таможенной, стоимости товаров). При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения
в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров,
а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.

Иные особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых
на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, основания для признания сведений о таможенной стоимости товаров недостоверными, определяются Евразийской экономической комиссией (пункт 3 статьи 313 ТК ЕАЭС).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018
№ 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» утверждено Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (далее – Положение).

Пунктом 1 статьи 324 ТК ЕАЭС предусмотрено, что Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке:

1) таможенной декларации;

2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;

3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с настоящим Кодексом;

5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;

6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.

Согласно пункту 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

В силу пункта 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных, в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения» необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 ТК ЕАЭС.

Пунктом 3 статьи 326 ТК ЕАЭС установлено, что по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии, с ТК ЕАЭС, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

В ходе осуществления таможенного контроля таможенной стоимости товаров после выпуска товаров, в связи с выявлением признаков недостоверного определения таможенной стоимости товаров Кингисеппской таможней в адрес Общества направлен запрос документов и (или) сведений от 30.12.2019.

07.03.2020 в ответ на запрос документов и (или) сведений от 30.12.2020 Общество письмом от 10.02.2020 б/н представило копии имеющихся документов и сведений, а также пояснения.

08.06.2020 Кингисеппской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10218040/290819/0015328 (далее – решение).

При оценке законности принятого решения судом проведен последовательный анализ доводов таможенного органа, положенных в обоснование принятого решения.

Так, решение Кингисеппской таможни содержит доводы, указывающие на отсутствие документального подтверждения факта исполнения обязательств по контракту в части оплаты за товар.

В частности, таможенным органом в решении указано, на выявление необходимости представления документов об оплате товара, в том числе, в связи с неопределенностью условий оплаты по сделке. Также указано на непредставление платежных документов, относящихся к рассматриваемой поставке, и сделан вывод о несогласовании условий финансовых обязательств по данной поставке товаров и их исполнении покупателем товара.

Данные обстоятельства не позволили таможенному органу устранить сомнения в достоверности сведений о таможенной стоимости товара и правомерности ее определения по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) ввиду следующего.

Документы об оплате ввозимого товара определены пунктом 8 Положения как документы, необходимые при осуществлении проверки правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.

Исходя из запроса документов и (или) сведений от 30.12.2019 Кингисеппской таможни, у Общества запрошены документы по оплате ввозимого товара и ранее ввезенных товаров, а именно: банковские платежные - документы (заявления на перевод, swift - сообщения к ним, платежное поручение), заверенные в установленном порядке и содержащие отметки уполномоченного банка о выполнении операции; ведомость банковского контроля; выписки с лицевых счетов.

В ответ на запрос таможенного органа Обществом в качестве документов, подтверждающих сведения об оплате товара представлены: заявления на перевод от 25.10.2018 № 587, от 28.09.2018 № 573, ведомость банковского контроля
от 06.06.2017 № 17060001/2932/0000/2/1.

SWIFT уведомления, заверенные уполномоченным банком, Обществом в ответ на запрос таможенного органа не представлены. При этом положениями законодательства по направлению контроля таможенной стоимости не предусмотрена возможность частичного представления запрошенных таможенным органом документов или сведений без представления соответствующих пояснений.

В соответствии с пунктом 10 Положения, в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что:

а) запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки;

б) лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.

Вместе с тем, заявителем не представлена информация о наличие объективных препятствий для представления таможенному органу запрошенных документов (SWIFT уведомлений).

При этом необходимо отметить, что иные представленные платежные документы не имеют отметок (печатей, подписей) уполномоченного лица банка, что подтверждало бы достоверность сведений, указанных в данных банковских документах.

Таким образом, таможенный орган не мог оставить без внимания факт непредставления всех документов, указанных в запросе, в том числе документов, подлежащих согласно запросу таможенного органа представлению с отметками уполномоченного лица банка.

Согласно пункту 4.2 контракта от 26.03.2017 № CO-03/17 (далее - контракт) оплата производится покупателем на условиях предоплаты. Продавец не производит отгрузку до поступления денег на свой банковский счет.

Учитывая данные обстоятельства факт осуществления отгрузки товара должен свидетельствовать об осуществлении оплаты товара Обществом.

Вместе с тем, Обществом представлен инвойс от 01.08.2019 № VM19/102736 на сумму 15851,52 долларов США, а также заявления на перевод от 25.10.2018 № 587 на сумму 27 777,28 долларов США и от 28.09.2018 № 573 на сумму 15 843,04 долларов США, в которых в качестве назначения платежа указаны инвойсы (проформы-инвойсы), не относящиеся к рассматриваемой поставке.

При этом в заявлении в суд Общество утверждает об осуществлении оплаты по рассматриваемой поставке заявлением на перевод от 01.07.2019 № 764 в размере 15 851,52 долларов США. Кроме этого, Общество указывает о представлении данного платежного документа в таможенный орган письмом от 10.02.2020 (пункт 11).

В материалах дела представлено письмо Общества от 10.02.2020, поступившее в ответ на запрос таможенного органа и имеющее штамп входящей корреспонденции Кингисеппской таможни. Согласно пункту 11 данного письма в таможенный орган представлены коммерческие предложения российских компаний по продаже коксового субстрата тепличному хозяйству. При этом в тексте письма указание на представление заявления на перевод от 01.07.2019 №764 отсутствует, в ходе анализа документов, приложенных к данному письму, заявления на перевод от 01.07.2019 № 764 не обнаружено.

Также проведен анализ ведомости банковского контроля (далее - ВБК), оформленной в уполномоченном банке по ПС № 17060001/2932/0000/2/1, в ходе которого установлено, что в разделе II «Сведения о платежах» ВБК №17060001/2932/0000/2/1 содержится информация об осуществленных в рамках контракта платежах (с указанием дат и сумм), однако не содержатся сведения относительно каких поставок и по каким заявлениям на перевод осуществлялись данные платежи.

Учитывая, что заявления на перевод от 25.10.2018 № 587, от 28.09.2018
№ 573 не относятся к рассматриваемой поставке (содержат в назначении платежа номера проформ-инвойсов по иным поставкам), установление обоснованности/ необоснованности довода таможенного органа о различии в банковских реквизитах в данных заявлениях на перевод с реквизитами контракта, не повлияет на оценку законности оспариваемого решения.

Из вышеизложенного следует, что на момент принятия решения в распоряжении таможенного органа отсутствовали документы, подтверждающие оплату товара, задекларированного в ДТ № 10218040/290819/0015328.

Таможенная стоимость товаров определена и заявлена Обществом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее – метод 1).

Пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.

Таким образом, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется по методу 1 при наличии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в том числе информации, необходимой для подтверждения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, и осуществления дополнительных начислений к этой цене. Данная позиция также закреплена в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)».

Классификатором видов документов и сведений, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» (Приложение № 8), предусмотрен перечень документов, подтверждающих согласно статье 108 ТК ЕАЭС заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения.

К перечню документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров при ее определении методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, относятся как счет-фактуры (инвойсы) к договору, так и банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового договора), а также иные платежные документы, отражающие стоимость товара.

Кроме этого, документы об оплате ввозимых товаров определены пунктом 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 (далее - Положение), как документы, необходимые при осуществлении проверки правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.

На основании вышеизложенного следует вывод, что Обществом не представлены документы (банковские документы), являющиеся необходимыми для подтверждения таможенной стоимости товаров (цены фактически уплаченной в рамках сделки) согласно статье 108 ТК ЕАЭС, Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов».

Имеющиеся в распоряжении таможенного органа документы и сведения, при выявленном таможенным органом расхождении заявленных сведений с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, являются недостаточными, и документально не подтверждают цену, фактически уплаченную за товар (не соответствуют требованиям пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС) и, как следствие, его таможенную стоимость.

В решении таможни от 08.06.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ № 10218040/290819/0015328, также указано, что Обществом не представлена экспортная таможенная декларация страны отправления с переводом, выполненным в установленном порядке.

При оценке данного довода таможенного органа судом установлено следующее.

В рамках судебного разбирательства Общество заявляло о непредставлении в таможенный орган пояснений о невозможности представления экспортных деклараций, вместе с тем, настаивало на факте представления в таможенный орган экспортных деклараций через таможенного брокера посредством ответа от 10.02.2020 (пункт 2 сопроводительного письма в Кингисеппскую таможню от 10.02.2020).

Вместе с тем, в материалах дела представлено письмо Общества от 10.02.2020, поступившее в ответ на запрос таможенного органа и имеющее штамп входящей корреспонденции Кингисеппской таможни. Согласно пункту 2 данного письма Обществом в таможенный орган предоставлялись прайс-листы поставщиков на 2019 год, а не экспортные декларации. При этом данное письмо в пункте 5 содержит информацию о невозможности предоставления экспортных деклараций страны отправления.

Иные письма от 10.02.2020 в ответ на запрос таможенного органа не поступали. Таким образом, утверждение Общества о представлении в таможенный орган экспортных деклараций письмом от 10.02.2020 не соответствует фактическим обстоятельствам и не подтверждено документально.

При этом в рамках таможенного контроля таможенной стоимости товаров запрошен также перевод экспортной декларации страны отправления.

Согласно пункту 7 статьи 80 ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций таможенным органам могут представляться документы, составленные на государственных языках государств-членов или на иностранных языках. Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в необходимых для совершения таможенных операций документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства-члена, таможенному органу которого представляются такие документы.

Перевод экспортной декларации в таможенный орган также не представлен. Также Обществом не даны пояснения о причинах невозможности предоставления перевода экспортной декларации в таможенный орган.

Дополнительно судом проведен анализ экспортных деклараций, представленных Обществом в материалах дела, по результатам которого установлен факт представления экспортных деклараций (с одним номером), содержащих различные сведения о номере инвойса, стоимости товара, в связи с чем суд критически оценивает представленные заявителем копии экспортных деклараций.

Согласно пункту 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, таможенная декларация страны отправления включена в перечень документов, которые таможенный орган вправе запросить при проведении контроля таможенной стоимости товаров.

Учитывая тот факт, что такой документ содержит сведения, заявленные продавцом при вывозе товара в соответствии с законодательством страны вывоза, которые заполняются на основе коммерческих документов на конкретную поставку, и, соответственно, могут быть, использованы при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, а также наличие указанного документа у декларанта (был представлен при таможенном декларировании товара), невозможность предоставления в Кингисеппскую таможню его копии и перевода, выполненного в установленном порядке, представляется не объективной.

В качестве обоснования принятого решения Кингисеппской таможней указано на то, что в результате анализа таможенной стоимости товара, задекларированного в ДТ № 10218040/290819/0015328, при ее сравнении с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией выявлено, что аналогичные товары задекларированы по стоимости, значительно превышающей заявленную, в связи с чем, таможней у Общества запрошен прайс-лист производителя товара, коммерческое предложение продавца, сведения о стоимости товаров в стране отправления, с целью установить, по какой цене товар предлагается к продаже неопределенному кругу лиц, а также выяснить условия, которые могли повлиять на формирование цены сделки. Также в решении таможенным органом указаны признаки, по которым представленные прайс-листы не могут быть приняты для подтверждения цены, по которой данный товар предлагается неопределённому кругу лиц.

При оценке формирования цены сделки судом установлено, что в соответствии с положениями пункта 2.1 контракта цены на товар, проданный по контракту, согласовываются сторонами в отдельных дополнительных соглашениях к контракту. Согласно пункту 3.2 контракта цены и количество товара в партии согласуются сторонами по почте или по электронной почте и указываются в инвойсах каждой партии.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 приложения от 15.05.2019 № 19 к контракту цена за одну штуку товара составляет 1,29 долларов США, общая стоимость - 63 406,08 долларов США.

В ходе проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений 30.12.2019 Кингисеппской таможней у Общества запрошены документы и (или) сведения, в том числе, прайс-лист производителя товара или коммерческое предложение продавца, сведения о стоимости товаров в стране отправления.

В ответ на запрос документов и (или) сведений от 30.12.2019 Кингисеппской таможни Общество письмом от 10.02.2020 представило следующие документы: прайс-лист компаний «Bio Grow», ценовую информацию продавца на рассматриваемый товар, прайс-лист продавца.

Прайс-лист производителя товаров Общество не представило, пояснения о причинах непредставления данного документа также не даны.

При анализе представленных ценовых предложений установлены следующие обстоятельства:

- информация продавца о ценах на продукцию «Миллениум койр кокосовый мат Микс» не имеет даты, срока действия, наименования адресата, сведений о размещении в сети Интернет, печати продавца, условий поставки, на которых установлена цена на товар;

- прайс-лист продавца со сроком действия с 01.02.2019 по 31.12.2019 не содержит сведений об условиях поставки товаров; не позволяет определить зависимость цены товара от его характеристик; не является публичной офертой (адресован Обществу), не имеет печати продавца.

Таким образом, в ходе таможенного контроля Обществом по запросу таможенного органа предоставлен прайс-лист продавца товаров, являющийся коммерческим предложением. В данном прайс-листе стоимость товара установлена без учета условий поставки товара.

Прайс-лист продавца/производителя товаров запрашивается таможенным органом в связи с выявленным отклонением заявленной таможенной стоимости товаров с целью установления порядка выбора продавца товаров и порядка установления/согласования стоимости рассматриваемого товара. Прайс-лист, не содержащий условий поставки товаров, в международной коммерческой практике не устраняет возможность осуществления продавцом товаров дополнительных начислений к указанной в нем стоимости (в том числе за транспортировку, страхование), в связи с чем не представляется возможным установить, что стоимость за рассматриваемый товар на условиях поставки CIF согласована на основании данного прайс-листа.

Прайс-лист компании «Bio Grow» можно отнести к сведениям о стоимости товаров в стране отправления, запрошенным таможенным органом в рамках проверочных мероприятий.

При оценке данного прайс-листа установлено, что стоимость в нем установлена на условиях поставки FOB, то есть отличающихся от условий поставки по рассматриваемой сделке. Кроме этого, по рассматриваемой поставке Обществом ввезён товар «кокосовый мат 50/50 микс, размер 100*15*12 см». В данном прайс-листе товар с аналогичными характеристиками отсутствует.

Также необходимо отметить, что ввиду отсутствия в распоряжении таможенного органа прайс-листа производителя товаров, задекларированных в рассматриваемых ДТ, использование прайс-листа производителя «BIO GROW» для целей таможенного контроля не представляется возможным, ввиду осуществления рассматриваемых поставок через посредника.

Таким образом, в ответ на запрос документов и (или) сведений от 30.12.2019 Кингисеппской таможни документов, подтверждающих формирование цены товара в соответствии с согласованными сторонами условиями контракта (условиями поставки), Обществом не предоставлено, равно как и пояснений о причинах не предоставления запрашиваемых документов и (или) их отсутствия в распоряжении Общества. Представленные документы не подтверждают, что аналогичный товар предлагается неопределённому кругу лиц по сопоставимой цене.

Также в решении указано на непредоставление Обществом калькуляции себестоимости товара, отражающей исчисление в денежном выражении затрат на производство и реализацию продукции.

В соответствии с пунктом 10 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее - Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров), в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что:

а) запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки;

б) лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.

Поскольку Обществом не представлены документы и (или) сведения, позволяющие оценить все условия сделки, которые оказали влияние на формирование и согласование цены рассматриваемого товара, как не представлены и документы, подтверждающие невозможность предоставления запрашиваемых документов и (или) сведений, довод Кингисеппской таможни является обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров при контроле таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе:

а) о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов;

б) о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов.

Понятия идентичных, однородных товаров, товаров того же класса или вида регламентированы статьей 37 ТК ЕАЭС. Под однородными товарами понимаются товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования. Товары того же класса или вида - товары, относящиеся к одной группе или ряду товаров, включая идентичные и однородные товары, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 45 ТК ЕАЭС, в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41- 44 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 ТК ЕАЭС на основе сведений, имеющихся на таможенной территории ЕАЭС.

Согласно пункту 2 статьи 45 ТК ЕАЭС методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 - 44 ТК ЕАЭС, однако при определении таможенной стоимости в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС допускается гибкость при их применении. В частности, допускается следующее:

1) для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары;

2) при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных соответственно статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС требований о том, что идентичные оцениваемым или однородные с оцениваемыми товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и ввезены на таможенную территорию ЕАЭС в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию ЕАЭС оцениваемых товаров;

3) для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных оцениваемым или однородных с оцениваемыми товаров, определенная в соответствии со статьями 43 и 44 ТК ЕАЭС;

4) при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров в соответствии со статьей 43 ТК ЕАЭС допускается отклонение от срока, установленного, пунктом 3 статьи 43 ТК ЕАЭС.

В качестве основы для определения таможенной стоимости товара, сведения о котором заявлены в ДТ № 10218040/290819/0015328, таможенным органом использована информация о товаре «кокосовый субстрат прессованный...», страна происхождения - Шри-Ланка, производитель - «Solidex Agro (Pvt) Ltd», сведения о котором заявлены в ДТ № 10216100/240619/0015272, имеющего сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки, и отвечающего условиям, определенным статьей 45 ТК ЕАЭС.

В силу положений части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, оспариваемое решение Кингисеппской таможни от 08.06.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ №10218040/290819/0015328, является законным и обоснованным, а заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Анисимова О.В.