ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-77099/16 от 02.02.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

09 февраля 2017 года Дело № А56-77099/2016

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Соколовой Н.Г.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Мининым К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ФИО1

заинтересованное лицо Управление антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо Адвокатская палата Санкт-Петербурга

об оспаривании решения

при участии

от заявителя - ФИО1,

от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 26.01.2017,

от третьего лица – ФИО3, по доверенности от 28.04.2016

установил:

ФИО1 обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – УФАС, Управление), выразившихся в отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Адвокатской палаты Санкт-Петербурга.

В судебном заседании заявитель требования поддержал.

Представитель Управления и третьего лица возражали против удовлетворения заявления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Решением совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга с 01.03.2016 установлен размер отчислений первого месяца на общие нужды для адвокатов, принятых в члены палаты, в размере 60000 руб.

Полагая, что введение указанных единовременных обязательных отчислений в размере 60000 руб. является актом, ограничивающим создание и допуск на рынок юридических услуг вновь образованных адвокатских образований, ФИО1 обратился в УФАС с жалобой.

Управление направило ФИО1 отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Данный отказ оспорен в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 123.16-1 Гражданского кодекса Российской Федерации адвокатскими палатами признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве всех адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

-необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Таким образом, деятельность Адвокатских палат не подпадает под регулирование статьи 15 Закона №135-ФЗ.

В силу статьи 3 Закона №135-ФЗ адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно статье 4 Закона №135-ФЗ хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Адвокаты не являются хозяйствующими субъектами по смыслу Закона о защите конкуренции, адвокаты оказывают не услуги, а квалифицированную юридическую помощь.

В соответствии со статьей 10 Закона №63-ФЗ лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом (статья 9 Закона №63-ФЗ).

Данными нормами не регламентировано ни создание адвокатских палат, ни утверждение правил и порядка квалифицированного испытания, ни принятие государством на себя какой-либо публично-правовой обязанности и тем более делегирование ее государственном адвокатским палатам.

При приобретении статуса адвоката Адвокатская палата не осуществляет функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления.

Таким образом, Управление правомерно отказало ФИО1 в возбуждении в отношении Адвокатской палаты дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Соколова Н.Г.