Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
25 апреля 2018 года Дело № А56-77873/2017
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2018 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Кармановой Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец:АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" (адрес: Россия 197022, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ул ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 3/П , ОГРН: 7847492888 );
ответчик: 1) МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ, 2) ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОМИТЕТУ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ПО ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ адрес: Россия 185028, г ПЕТРОЗАВОДСК, Респ КАРЕЛИЯ, пр-кт ЛЕНИНА (ЦЕНТР Р-Н) 19; Россия 185030, г ПЕТРОЗАВОДСК, Респ КАРЕЛИЯ, ул МАРШАЛА МЕРЕЦКОВА (ГОЛИКОВКА Р-Н) 8А , ОГРН: 1000011107; 1131001011283 );
третье лицо: Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (адрес: Россия 185030, Петрозаводск, Маршала Мерецкова, 8а , ОГРН: )
о взыскании 23 421 000,00 руб.,
при участии
- от истца: ФИО3 (доверенность от 27.12.2017); ФИО4 (доверенность от 08.02.2018);
- от ответчика: 1) ФИО5 (доверенность от 20.02.2018); 2) ФИО6 (доверенность от 15.01.2018);
установил:
Акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Ответчик №1) и Государственному комитету Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи (далее - Ответчик №2) о взыскании 23 421 000 руб.
Определением суда от 13.12.2017 суд произвел замену Ответчика в порядке процессуального правопреемства с Государственного комитета республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи на Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи.
Определением от 24.01.2018 суд, в порядке ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчики и третье лицо, против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, изложенным в отзывах.
Как следует из материалов дела, Истец осуществляет деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории субъектов Российской Федерации, в том числе – Республики Карелия.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.10.2009 № 387-т ОАО «СЗППК» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (раздел I «Железнодорожные перевозки», регистрационный номер 78/1/2). Пунктом 2 указанного приказа установлено, что в отношении ОАО «СЗППК» введено государственное регулирование и контроль в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при условии возмещения потерь в доходах, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4, пунктом 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 950, органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, иными нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности.
В соответствии с Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643, государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в том числе в целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами, оптимизации совокупных транспортных затрат, создание экономических стимулов, обеспечивающих оптимизацию себестоимости услуг железнодорожного транспорта и улучшение их качества.
Согласно постановлению Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2007 года № 161-П «О способах государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Карелия» государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам путем установления фиксированных (предельных) ценовых ставок тарифов при условии возмещения потерь в доходах, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет бюджета Республики Карелия.
Данные полномочия Госкомитета закреплены подпунктом 48 пункта 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2010 года № 232-П.
В процессе регулирования Госкомитетом определяются экономические показатели компании пригородных пассажирских перевозок, исходя из размеров движения пригородных поездов, определенных Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, являющимся правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи, который, в свою очередь, является правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по транспорту.
Рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении осуществляется Госкомитетом в соответствии с Порядком рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения), утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 19 августа 2011 года № 506-т (далее - Порядок).
Перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении органами регулирования субъектов Российской Федерации, и требования к предоставляемым материалам регламентированы пунктами 5, 6, 7 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28 сентября 2010 года № 235-т/1, (далее – Методика) и пунктом 31 Порядка.
В ходе государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом Госкомитетом устанавливаются ценовые ставки тарифов для населения, изменение которых осуществляется в соответствии с прогнозными индексами тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе, установленными Правительством Российской Федерации. Кроме того, определяется уровень экономически обоснованного тарифа. Расходы компании пригородных пассажирских перевозок должны быть экономически обоснованными и подтверждены соответствующими расчетами и документами, определенными Методикой и Порядком.
Исходя из разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения Госкомитетом определяются потери в доходах компании пригородных пассажирских перевозок от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия, возникающие вследствие государственного регулирования тарифов. На компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах пригородного сообщения, в бюджете Республики Карелия ежегодно предусматриваются субсидии.
30.12.2011 между ОАО «СЗППК» и Министерством экономического развития Республики Карелия заключено Соглашение № 263 о предоставлении субсидии на возмещение части потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Карелия в 2012-2014 годах.
Дополнительным соглашением от 01.11.2013 к Соглашению о предоставлении субсидии Министерство экономического развития Республики Карелия заменено на Государственный комитет Республики Карелия по транспорту – в качестве Заказчика перевозок от имени Республики Карелия.
Документы на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия представляются ОАО «СЗППК» на основании Методики.
Материалы ОАО «СЗППК», представленные на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия на 2014 год и корректировку затрат компании, рассматривались Правлением Госкомитета 25 декабря 2013 года, 27 июня 2014 года, 26 сентября 2014 года, 29 мая 2015 года.
Законом Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1759-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах пригородного сообщения, в 2014 году было предусмотрено 76 525,0 тыс. руб.
Постановлением Госкомитета от 25 декабря 2013 года № 385 были установлены и введены в действие с 1 февраля 2014 года следующие ценовые ставки тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия: для детей в возрасте от 5 до 7 лет - в размере 97 коп. за один пассажиро-километр; для остальных категорий пассажиров - в размере 1 руб. 94 коп. за один пассажиро-километр.
Согласно представленным ОАО «СЗППК» материалам затраты компании от пригородных пассажирских перевозок на территории Республики Карелия должны были составить в 2014 году 140 657 тыс. руб., доходы (с учетом доходов от прочих видов деятельности) – 47 767 тыс. руб., финансовый результат (убыток) – 92 890 тыс. руб.
Протоколом заседания Правления Госкомитета от 25 декабря 2013 года № 294 были приняты следующие показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СЗППК» на 2014 год: доходы в размере 65 883 тыс. руб. с учетом доходов от прочих услуг, связанных с перевозкой пассажиров в пригородном сообщении; экономически обоснованными были определены расходы в размере 127 250 тыс. руб., финансовый результат (убыток) от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия - в размере 61 366 тыс. руб.
На основании результатов государственного регулирования между Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту и ОАО «СЗППК» 31.12.2013 заключено Дополнительное соглашение к Соглашению от 30.12.2011 № 263, в котором была определена прогнозируемая сумма субсидий на возмещение части потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования организации, за период с 01.01.2014 по 30.04.2014 в размере 22 575 тыс. руб.
Во исполнение пункта 4 протокола заседания Правления Госкомитета от 25 декабря 2013 года № 294, 27 июня 2014 года состоялось заседание Правления Госкомитета по вопросу уточнения размера экономически обоснованных затрат ОАО «СЗППК» на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия на 2014 год по итогам фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности компании за 2013 год и с учетом данных, полученных по результатам проведенного обследования пассажирооборота в марте и мае 2014 года.
При государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, одним из проблемных вопросов является определение достоверного пассажирооборота. Данный показатель является ключевым параметром при расчете потерь в доходах пригородной пассажирской компании. Отсутствие доказательной базы по объемам перевозок пассажиров, а, следовательно, и по доходам от перевозок, может привести к необоснованному завышению суммы потерь в доходах.
Фактический, по мнению Истца, пассажирооборот по всем регионам подтверждается выгрузкой данных из вычислительного центра ОАО «РЖД». Вместе с тем, данные о пассажирообороте, как и информация по расходам и доходам по конкретному региону, выгруженные из используемой ОАО «СЗППК» программы, не имеют принадлежности к ней.
В судебном заседании Госкомитет пояснил, что в связи с тем, что ОАО «СЗППК» с момента деятельности в регионе не может подтвердить фактический пассажирооборот какими-либо первичными документами, нет оснований признавать представленную информацию о фактическом пассажирообороте, а, следовательно и доходе организации в качестве обоснованной и документально подтвержденной.
С учетом предложенных ОАО «СЗППК» размеров движения объемные показатели работы ОАО «СЗППК» в части пригородных пассажирских перевозок по территории Республики Карелия на 2014 год приняты Правлением Госкомитета 25 декабря 2013 года в следующих размерах: отправленные пассажиры – 588 861 чел., перевезенные пассажиры – 638 789 чел., пассажирооборот – 34 053 852 пасс.-км, объем вагоно-километровой работы – 2 515 520 вагоно-км, средняя дальность поездки – 53,31 км, средняя населенность вагона – 13,54 чел. (95 % от уровня принятой Госкомитетом на 2012 и 2013 годы).
Пунктом 23.6 Методики регулирующему органу разрешено самостоятельно проверять показатели объемов работы, представленные субъектом регулирования, в том числе с применением маркетинговых исследований или экспертных оценок.
Госкомитет в сентябре 2013 года предложил, а ОАО «СЗППК» приняло и поддержало решение о проведении обследования пассажирооборота на территории республики с участием всех заинтересованных сторон.
Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам в целях повышения эффективности пассажирских перевозок на пригородном железнодорожном транспорте, выявления резервов в повышении доходности от указанных перевозок пассажиров и сокращении бюджетных расходов Республики Карелия, а также в рамках полномочий, предусмотренных п. 23.6 ч. 3 Методики, была создана межведомственная рабочая группа по обследованию пассажирооборота на маршрутах перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия (далее – межведомственная рабочая группа).
В соответствии с п. 1.2 Порядка основной целью обследования пассажирооборота на маршрутах перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия являлось получение достоверных данных, необходимых для формирования экономически обоснованных тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Карелия, в том числе определение средней населённости вагонов и средней дальности поездки пассажиров.
По результатам выездных обследований в марте, мае т.г. членами рабочей группы в соответствии с требованиями Порядка были проведены расчёты пассажирооборота на маршрутах следования и коэффициента использования вместимости вагонов. На основании данных показателей была рассчитана средняя населённость вагонов – 15,79 чел. Результаты расчёта были рассмотрены и одобрены на заседании межведомственной рабочей группы 10 июня 2014 года.
Протоколом заседания Правления Госкомитета от 27 июня 2014 года № 65 с учетом данных, полученных по результатам проведенного обследования пассажирооборота в марте и мае 2014 года, приняты следующие показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СЗППК» на 2014 год: доходы в размере 76 815 тыс. руб. с учетом доходов от прочих услуг, связанных с перевозкой пассажиров в пригородном сообщении; расходы в размере 127 933 тыс. руб., финансовый результат (убыток) от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия в размере 51 118 тыс. руб.
15 августа 2014 года ОАО «СЗППК» обратилось в Федеральную службу по тарифам о досудебном урегулировании спора с Госкомитетом по вопросу определения пассажирооборота компании. Госкомитет письмами от 30 сентября 2014 года № 2614/15-2/КЦТи и от 13 марта 2015 года № 736/14-2/КЦТи направил в адрес Контрольно-ревизионного управления ФСТ России пояснения по существу вопросов, изложенных в заявлении ОАО «СЗППК».
26 сентября 2014 годасостоялось заседание Правления Госкомитета по вопросу уточнения размера экономически обоснованных затрат ОАО «СЗППК» на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия на 2014 год с учетом изменения (снижения) объемов транспортной работы компании. Решение ФСТ России по досудебному урегулированию спора между ОАО «СЗППК» и Госкомитетом на момент проведения заседания Правления Госкомитета не было принято.
Протоколом заседания Правления Госкомитета от 26 сентября 2014 года № 91 приняты следующие показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СЗППК» на 2014 год: доходы в размере 68 265 тыс. руб. с учетом доходов от прочих услуг, связанных с перевозкой пассажиров в пригородном сообщении; расходы в размере 144 790 тыс. руб. с учетом экономически обоснованных подтвержденных затрат компании, не учтенных при регулировании тарифов на 2012-2013 годы (в том числе за 2014 год – 118 661 тыс. руб.), финансовый результат (убыток) от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия в размере 76 525 тыс. руб. (в том числе фактически выделенные из бюджета Республики Карелия в 2014 году – 50 396 тыс. руб.).
В результате данного перерегулирования между ОАО «СЗППК» и Госкомитетом Республики Карелия по транспорту было заключено Дополнительное соглашение от 29.09.2014 к Соглашению от 30.12.2011 № 263 с фиксацией в нем прогнозной суммы убытка (субсидий) ОАО «СЗППК» за период с 01.05.2014 по 31.12.2014 в размере 53 966 тыс. руб.
17.10.2014 было заключено Дополнительное соглашение с отображением корректной суммы убытка (субсидий) ОАО «СЗППК» и главным распорядителем бюджетных средств за период с 01.05.2014 по 31.12.2014 в размере 53 950 тыс. руб.
Также 28.11.2014 было заключено Соглашение, согласно пункту 1.3. которого, размер фактических выпадающих доходов, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Карелия в 2014 году, некомпенсированных из бюджета Республики Карелия, определяется сторонами по итогам фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СЗППК» за 2014 год не позднее 01.10.2015.
Таким образом, 29 мая 2015 годасостоялось заседание Правления Госкомитета по рассмотрению фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СЗППК» за 2014 год с целью корректировки суммы компенсации из бюджета Республики Карелия потерь в доходах ОАО «СЗППК» на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия за 2014 – 2015 годы, а также по вопросу исполнения приказа Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2015 года № 486/4-д «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» о досудебном рассмотрении спора с Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (вх. № ФСТ-22317-29 от 19.08.2014)».
Досудебное рассмотрение спора ОАО «СЗППК» с Госкомитетом завершилось изданием приказа Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2015 года № 486/4-д, в соответствии с которым Госкомитету предписано произвести перерасчет величины пассажирооборота, учитываемого при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО «СЗППК» в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Республике Карелия на 2014 год с учетом замечаний ФСТ России; при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) ОАО «СЗППК» на 2015 год дополнительно учесть затраты, подлежащие компенсации, выявленные при уточнении параметров расчета тарифов на 2014 год.
Протоколом заседания Правления Госкомитета от 29 мая 2015 года № 47 приняты следующие показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СЗППК» на 2014 год: доходы в размере 68 107 тыс. руб. с учетом доходов от прочих услуг, связанных с перевозкой пассажиров в пригородном сообщении; расходы в размере 121 949 тыс. руб., финансовый результат (убыток) от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия в размере 53 842 тыс. руб., экономически обоснованный тариф в размере 3,40 руб. за один пассажиро-километр. Расходы ОАО «СЗППК» на пригородные пассажирские перевозки по территории Республики Карелия в 2014 году приняты Госкомитетом в объеме, предложенном компанией.
Результаты обследования пассажирооборота на маршрутах перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия, проведенного межведомственной рабочей группой в марте и мае 2014 года, пересчитаны Госкомитетом прямым счетом без учета принятого размера предельной ошибки. При этом итоговый размер пассажирооборота с учетом коэффициентов сезонной неравномерности составил 58 812,1 пасс.-км, объем вагоно-километровой работы – 3 767,2 вагоно-км, средняя населенность вагона – 15,61 чел.
Информация об исполнении приказа Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2015 года № 486/4-д направлена Госкомитетом в адрес ФСТ России письмом от 29 мая 2015 года № 1648/14-2/КЦТи. Замечаний от ФСТ России по исполнению данного приказа в адрес Госкомитета не поступало.
4 сентября 2015 года ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам о признании незаконными действий Госкомитета по занижению затрат общества, учитываемых при установлении тарифов на услуги общества в сфере перевозок пассажирским железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Карелия на 2014 и 2015 годы. В ходе рассмотрения дела ОАО «СЗППК» изменило заявленные требования, просило признать незаконными действия Госкомитета по завышению доходов общества на 2014 год, возникших вследствие государственного регулирования тарифов в сфере перевозок пассажирским железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Карелия.
Арбитражный суд Республики Карелия принял решение 06 ноября 2015 года по делу № А26-8195/2015 в удовлетворении заявленных требований ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» отказать. Решение оставлено без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда г. Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 года.
Таким образом, финансовый результат (убыток) от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Карелия в 2014 году определен Госкомитетом Республики Карелия по ценам и тарифам в размере 53 842 тыс. руб. (пункт 2.4. протокола Госкомитета от 29.05.2015 № 47). С учетом фактически перечисленных средств из бюджета Республики Карелия в 2014 году в сумме 50 396 тыс. руб., Госкомитетом Республики Карелия по ценам и тарифам рекомендовано было Государственному комитету Республики Карелия по транспорту учесть при финансировании потерь в доходах ОАО «СЗППК» вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Карелия за 2014 год сумму в размере 3 446 тыс. руб. (53 842 – 50 396 = 3 446 тыс. руб., пункт 3.1. протокола от 29.05.2015 № 47).
22 апреля 2016 года между Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту и ОАО «СЗППК» было подписано Дополнительное соглашение к Соглашению о погашении некомпенсированных из бюджета Республики Карелия выпадающих доходов ОАО «СЗППК», возникших в результате перевозок за 011-2014 гг. по регулируемым тарифам от 28 ноября 2014 года. Согласно условиям данного Дополнительного соглашения, возмещение потерь в доходах ОАО «СЗППК» за 2014 год в размере 3 446 000 руб. возмещаются равными частями в течение 2016-2025 годов.
Истец обосновывает свои требования неисполнением Ответчиком договорных обязательств, вытекающих из Соглашением о предоставлении субсидии ОАО «СЗППК» (от 30 декабря 2011 года № 263) и дополнительных соглашений к нему. Пунктом 6.1. Соглашения о предоставлении субсидии предусмотрено, что размер, порядок и условия предоставления субсидии определяются ежегодно дополнительным соглашением. Соответственно, дополнительными соглашениями от 31.12.2013 г. и от 17.10.2014 г. к Соглашению о предоставлении субсидии предусмотрено обязательство заказчика по предоставлению субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Карелия в 2014 году., в сумме 76 525 000 рублей, в том числе:
- 22 575 000 рублей (перевозки в период с 01.01.2014 по 30.04.2014г.);
- 53 950 000 рублей (перевозки в период с 01.05.2014 по 31.12.2014 г.)
Общая сумма- 76 525 000 рублей.
Однако, Истец не учел, что сумма субсидий в размере 53 950 000 рублей – по дополнительному соглашению от 17 октября 2014 года к соглашению от 30 декабря 201 года № 263, включает в себя субсидии за 2012-2013 годы в размере 26 129 000 рублей, которая была истцу компенсирована) (платежное поручение № 577767 от 25.12.2014 г.) В платежном поручении есть ссылка на допсоглашение от 29 сентября 2014 года на сумму 53 966 000 рублей за период с 1 мая по 31 декабря 2014 года, что подтверждает включение в эту сумму долга за 2012-2013 год. Сумма некомпенсированных потерь в доходах за 2012-2013 год в размере 26 129 000 рублей зафиксирована в п.1.2. Соглашения от 28 ноября 2014года.
Таким образом, учитывая произведенные по договорам оплаты, задолженность Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК перед АО «СЗППК» отсутствует:
76 525 000 – 50 396 000 – 26 129 000= 0 (рублей)
Факт отсутствия задолженности подтверждается также актом сверки расчетов за 2014 год между Министерством и АО «СЗППК» (прилагается), согласно которому Истец подтверждает, что на 31.12.2014 год задолженность перед ним отсутствует.
Также данный факт подтверждается служебной запиской начальника транспортного отдела на имя председателя Государственного комитета РК по транспорту от 19.12.2014 года (прилагается), согласно которой рассмотрены отчеты согласно приложению № 2 к Дополнительному соглашению от 29 сентября 2014 годаи предлагается принять к учету и оплате:
- за ноябрь-декабрь 2014 года – 4 278 000 рублей;
- некомпенсированные потери за 2012- 2013 годы – 26 129 000 рублей.
Таким образом, субсидии, предусмотренные Соглашениями для компенсации выпадающих доходов Истца, образовавшихся вследствие государственного регулирования тарифов, выплачены Истцу в полном объеме, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Таким образом, обязательства по Соглашениям Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК, исполнены им в полном объеме.
Вместе с тем, Истец считает, что сумма фактических доходов от перевозки в 2014 году по территории Республики Карелия составила 44 686 000 рублей на основании справки о показателях АО «СЗППК» за 2014 год. С таким доводом согласиться нельзя, поскольку данные о доходах по конкретному региону, выгруженные из используемой ОАО «СЗППК» программы, не имеют принадлежности к ней. Довод Истца о том, что Порядком, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 311, установлены правила ведения управленческого раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, в том числе по виду деятельности – пассажирские перевозки в пригородном сообщении, не имеет правового значения. Управленческий учет относится к внутреннему документообороту организации и не служит основанием к изменению определенного законодательством порядка установления регулирующим органом экономически обоснованных тарифов, тарифов для населения и потерь в доходах компании пригородных пассажирских перевозок от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов.
В связи с тем, что ОАО «СЗППК» не может подтвердить фактический доход какими-либо первичными документами, довод Истца о том, что сумма фактических доходов от перевозки в 2014 году по территории Республики Карелия составила 44 686 000 рублей, не находит своего подтверждения.
Таким образом, размер дохода АО «СЗППК» за 2014 год, установленный п.2.2 протокола Государственного комитета по ценам и тарифам № 47 от 29 мая 2015 года в размере 68 107 000 рублей, является доказанным.
Следовательно, расчет суммы, подлежащей компенсации, должен быть следующим: 121 949 000 (руб., затраты) – 68 107 000 (руб.доходы) – (50 396 000 + 3 446 000) = 0
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив приведенные ими доказательства и доводы, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В силу положений статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 65 АПК РФ по настоящему делу истец должен доказать наступление вреда (убытков), их размер, противоправность действий (бездействия) государственного органа (должностного лица) и юридически значимую причинно-следственную связь между этими фактами. Кроме того, такое лицо доказывает, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков (статья 1083 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Как указано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В соответствии со статьей 4 Закона N 17-ФЗ в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется государственное регулирование в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций транспорта. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля.
Согласно пунктам 1, 3, 4 и 6 этого Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Кроме того, Правительство Российской Федерации постановлением от 05.08.2009 N 643 утвердило Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Положение N 643), во исполнение которого Федеральной службой по тарифам разработана Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (утверждена приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1; далее - Методика N 235-т/1). Затраты, доходы и убытки, возникшие от осуществления перевозок Истцом в 2014 году, были определены Госкомитетом в соответствии с методикой.
Истец является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.
Размер дохода, заявленный истцом за спорный период, не нашел своего подтверждения.
Крое того, согласно п.1.1. Соглашения о предоставлении субсидии, предметом Соглашения является предоставление субсидии на возмещение части потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Карелия в 2012-2014 годах.
В соответствии с п.2.2. Соглашения о предоставлении субсидии Заказчик обязуется предоставить субсидии на возмещение части потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Карелия.
Таким образом, компенсации подлежат не любые потери Перевозчика в доходах, а лишь та их часть, которая вызвана государственным регулированием тарифа.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется предприятиями на свой риск, в связи с этим на них возлагается бремя несения возможных неблагоприятных последствий, а также определенной ответственности в ходе ее осуществления. Риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности, несет само юридическое лицо, следовательно, надлежит действовать с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требуется по характеру обязательства.
Обращаясь в арбитражный суд с иском, истец не указал, в чем выразилась противоправность действий ответчика либо третьих лиц.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Кроме того, суд считает недоказанным заявленный истцом размер доходов за 2014 год.
Как обоснованно указали Ответчики и третье лицо, в исковом заявлении, в приложенном к нему расчете отсутствуют ссылки на представленные истцом первичные документы. Истец не аргументировал, каким образом, эти документы подтверждают размер доходов за 2014 год и величину убытка, предъявленного к взысканию.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют как правовые, так и фактические основания для взыскания с ответчика каких-либо убытков вследствие государственного регулирования тарифов.
Ответственность государства за действия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, предусмотренная статьями 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия), наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Суд считает, что истец не доказал такие элементы ответственности для взыскания убытков как противоправность действий (бездействия) ответчика, причинно-следственную связь, наличие убытков и их размер.
В связи с тем, что истец не доказал свои требования по праву и размеру, суд отказывает в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Карманова Е.О.