Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
16 ноября 2020 года Дело № А56-78495/2020
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Бокановой М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириковой Д.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: открытое акционерное общество «Автогидроподъемник» (ИНН <***>)
Заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу (ИНН <***>)
об оспаривании постановлений Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу от 07.09.2020 №78102023700056600003; №78102023700152700003; №78102023700169700003; №78102023700143200003; №78102023700245100003; №78102023700181300003; №78102023700202600003; №78102023700196000003; 78102023700225200003; №78102023700210400003; №78102023700231100003; №78102023700267300003; №78102023700178600003; №78102023700136800003; №78102023700048200003; №78102023700025000003; №78102023700298400003; №78102023700272400003; №78102023700036700003; №78102023700259800003; №78102023700112500003; №78102023700125400003; №78102023700108400003; №78102023700066800003; №78102023700077500003; №7810202370098900003; №78102023700086000003; №78102023700282000003,
при участии:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 11.09.2020, № 11/1096
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 24.04.2020 № 28-07/09580
установил:
Открытое акционерное общество «Автогидроподъемник» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган) от 07.09.2020 №78102023700056600003; №78102023700152700003; №78102023700169700003; №78102023700143200003; №78102023700245100003; №78102023700181300003; №78102023700202600003; №78102023700196000003; 78102023700225200003; №78102023700210400003; №78102023700231100003; №78102023700267300003; №78102023700178600003; №78102023700136800003; №78102023700048200003; №78102023700025000003; №78102023700298400003; №78102023700272400003; №78102023700036700003; №78102023700259800003; №78102023700112500003; №78102023700125400003; №78102023700108400003; №78102023700066800003; №78102023700077500003; №7810202370098900003; №78102023700086000003; №78102023700282000003 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал, представитель Инспекции возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений сторон перешел к рассмотрению дела по существу.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, проведенной Инспекцией на основании статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) в отношении ОАО «Автогидроподъемник» установлено, что Общество в нарушение требований части 2 статьи 14 Закон № 173-ФЗ осуществляло незаконные валютные операции, выразившиеся в выплате заработной платы нерезидентам в валюте РФ, минуя банковские счета в уполномоченных банках.
В рамках проведения проверки у Общества были запрошены документы, на основании которых установлено, что между Обществом (работодатель) и иностранными гражданами заключены трудовые договоры для выполнения работ.
Согласно платежным ведомостям, представленным Обществом (вх.113123 от 17.12.2019), последним осуществлялись выплаты заработной платы работникам, являющимся иностранными гражданами, в наличной денежной форме.
По результатам анализа сведений, содержащихся в информационных ресурсах Федеральной налоговой службы России, установлено, что сведения о постановке работников – иностранных граждан на миграционный учет, представляемые в налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового Кодекса Российской Федерации органами, осуществляющими регистрацию (миграционный учет), отсутствуют.
В ответе на запрос налогового органа, направленный письмом от 27.02.2020 № 02-19/04391, Главное Управление Министерства Внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – УМВД) письмом от 16.04.2020 № 15/9-14542 подтвердило в отношении следующих работников Общества, являющихся иностранными гражданами, отсутствие вида на жительство в Российской Федерации:
- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка Республики Беларусь, состояла на миграционном учете в период с 22.11.2016 года по 13.11.2017 года по адресу: <...>, лит. А;
- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Донецкой области, состоит на миграционном учете в период с 19.09.2019 года по 13.08.2020 года по адресу: <...>, кв. 258; выдана 30.09.2014 года справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации серии ВУ-РФ № 0014053 УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, сроком действия до 29.12.2014 года; выдано 06.04.2015 года свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации серии ВУ № 0190228 УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, сроком действия до 01.10.2015 года. Продлен до 13.09.2020 года;
- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики Беларусь, состоял на миграционном учете в период с 28.06.2016 года по 26.06.2017 года по адресу: <...>;
- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики Беларусь, состоял на миграционном учете в период с 07.11.2012 года по 30.01.2013 года по адресу: <...> «Олений Ручей», д. 23;
- ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Шурчинского района, Республики Узбекистан, состоит на миграционном учете в период с 31.01.2020 года по 10.05.2020 года по адресу: <...>;
- ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики Узбекистан, состоит на миграционном учете в период с 25.02.2020 года по 16.06.2020 года по адресу: <...>;
- ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Шурчинского района, Республики Узбекистан, состоял на миграционном учете в период с 15.08.2019 года по 16.10.2019 года по адресу: <...>;
- ФИО10 Рамзиддин Абдимаджид Угли, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Алтынсайского района, Республики Узбекистан, по состоянию на 27.03.2020 года регистрации по месту жительства/пребывания на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- ФИО11 Алибурхон Уктамбек Угли, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики Узбекистан, состоял на миграционном учете в период с 03.08.2018 года по 11.10.2018 года по адресу: <...>;
- ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики Узбекистан, состоит на миграционном учете в период с 24.11.2019 года по 05.05.2020 года по адресу: Ленинградская область, тер. Первомайская, ш. Выборгское, стр. 100;
- ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Шурчинского района, Республики Узбекистан, состоит на миграционном учете в период с 25.02.2020 года по 03.06.2020 года по адресу: <...>;
- ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики Узбекистан, состоит на миграционном учете в период с 01.02.2020 года по 24.04.2020 года по адресу: г. Санкт-Петербург, <...>;
- ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики Узбекистан, состоял на миграционном учете в период с 29.07.2019 года по 08.09.2019 года по адресу: <...>;
- ФИО16 Зиёйдин (в запросе ФИО17) Зулфидинович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики Узбекистан, состоял на миграционном учете в период с 15.07.2019 года по 19.10.2019 года по адресу: <...>;
- ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Алтынсайского района, Республики Узбекистан, состоял на миграционном учете в период с 29.03.2019 года по 01.08.2019 года по адресу: <...>.
По факту выявленных правонарушений Инспекцией были составлены протоколы об административном правонарушении от 24.08.2020 №78102023700056600001; №78102023700152700001; №78102023700169700001; №78102023700143200001; №78102023700245100001; №78102023700181300001; №78102023700202600001; №78102023700196000001; 78102023700225200001; №78102023700210400001; №78102023700231100001; №78102023700267300001; №78102023700178600001; №78102023700136800001; №78102023700048200001; №78102023700025000001; №78102023700298400001; №78102023700272400001; №78102023700036700001; №78102023700259800001; №78102023700112500001; №78102023700125400001; №78102023700108400001; №78102023700066800001; №78102023700077500001; №7810202370098900001; №78102023700086000001; №78102023700282000001 в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 (по доверенности №11/876 от 29.07.2020), действия Общества квалифицированы по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.60 КоАП РФ Инспекцией 07.09.2020 вынесены постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 % от суммы незаконных валютных операций:
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700056600003, размер административного штрафа 30 848,17 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700152700003, размер административного штрафа 98 296,14 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700169700003, размер административного штрафа 17 490,94 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700143200003, размер административного штрафа 21 735,49 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700245100003, размер административного штрафа 23 002,38 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700181300003, размер административного штрафа 49 565,32 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700202600003, размер административного штрафа 26 903,66 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700196000003, размер административного штрафа 37 363,60 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700225200003, размер административного штрафа 90 217,24 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700210400003, размер административного штрафа 29 508,66 рублей;
- постановление о назначении административного наказания № 78102023700231100003, размер административного штрафа 6 902,67 рублей;
- постановление о назначении административного наказания № 78102023700267300003, размер административного штрафа 27 801,26 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700178600003 размер административного штрафа 93 032,83 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700136800003, размер административного штрафа 25 121,04 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700048200003, размер административного штрафа 25 012,67 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700025000003, размер административного штрафа 43 149,40 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700298400003, размер административного штрафа 164 027,72 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700272400003, размер административного штрафа 35 104,08 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700036700003, размер административного штрафа 131 525,28 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700259800003, размер административного штрафа 25 127,26 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700112500003, размер административного штрафа 26 923,82 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700125400003, размер административного штрафа 7 500 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700108400003, размер административного штрафа 54 348,50 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700066800003 размер административного штрафа 49 369,77 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700077500003, размер административного штрафа 91 263,25 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700098900003, размер административного штрафа 30 111,20 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700086000003, размер административного штрафа 27 173,48 рублей;
-постановление о назначении административного наказания № 78102023700282000003 размер административного штрафа 47 959,57 рублей.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями в части размера финансовой санкции, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Законе № 173-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под понятие валютной операции.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
В частности, юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом-юридическим лицом нерезиденту-физическому лицу наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая валютная операция не входит.
Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке. Выплата заработной платы наличными денежными средствами является незаконной валютной операцией.
Как установлено в пункте 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В силу статьи 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Общество, являющееся резидентом, совершило операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов денежных средств в валюте Российской Федерации, минуя счета в уполномоченном банке.
Проверяя соответствие указанных действий требованиям валютного законодательства, суд учитывает приведенные правовые нормы, в соответствии с которыми права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно части 2 которой установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Суд, оценив представленные доказательства (протоколы об административном правонарушении от 24.08.2020, постановления от 07.09.2020, платежные ведомости, письмо УВМ ГУ УМВД по СПб ЛО от 16.04.2020 № 15/9-14542, трудовые договоры, заключенными Обществом с иностранными гражданами) признает доказанным налоговым органом факт совершения Обществом валютных операций в виде выдачи иностранным работникам заработной платы, минуя банковский счет в уполномоченном банке, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Факт правонарушения по существу Обществом не опровергнут.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Обществом предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований валютного законодательства либо имелись объективные обстоятельства, препятствующие их исполнению, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что выплата заработной платы нерезиденту регулируется трудовым законодательством и не является валютной операцией, основан на неверном толковании приведенных положений законодательства. Выполнение Обществом обязанностей работодателя должно осуществляться с соблюдением всех норм действующего законодательства, в том числе Федерального закона № 173-ФЗ.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2020 N 303-ЭС20-13405 по делу N А73-19000/2019).
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).
Суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Правонарушения, связанные с неисполнением требований норм валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, образуют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению реализации единой государственной валютной политики.
Осуществление незаконных валютных операций, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля. Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, защиту внутреннего валютного рынка. Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций.
Пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Таким образом, осуществление незаконных валютных операций нарушает экономические интересы государства, подрывает основы его безопасности, что представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая количество нарушений законодательства в сфере валютного регулирования, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Совокупность оснований для замены административного штрафа по оспариваемым постановлениям предупреждением в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствует.
Административное наказание назначено налоговым органом в минимальном размере санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ для юридических лиц - 75 процентов суммы незаконной валютной операции.
По мнению суда, наказание в указанном размере является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществу правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Боканова М.Ю.