ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-78500/20 от 13.11.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 ноября 2020 года                                                           Дело № А56-78500/2020

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Шпачева Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Клышниковой Ю.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Заинтересованное лицо: Религиозная духовная образовательная организация высшего образования "Теологический  институт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии"

об аннулировании лицензии

при участии:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 10.12.2019, ФИО2, доверенность от 10.12.2019

от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее – служба, Рособрнадзор) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об аннулировании лицензии от 02.06.2016 № 2174, выданной Религиозной духовной образовательной организации высшего образования "Теологический  институт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии" (далее – Организация) на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации суд перешел из предварительного судебного заседания в основное  судебное заседание.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования. Организация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако ее представитель в суд не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

Религиозная духовная образовательная организация высшего образования «Теологический институт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии» (далее - Институт, организация) осуществляла образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 02.06.2016, регистрационный номер № 2174, серия 90Л01 № 0009215, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, с бессрочным сроком действия (далее - лицензия).

На основании приказа Рособрнадзора от 06.06.2019 Л« 775 «О проведении плановой документарной проверки Религиозной духовной образовательной организации высшего образования «Теологический институт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии» (далее - приказ Рособрнадзора от 06.06.2019 № 775), с учетом изменений, внесенных приказом от 24.07.2019 1078, в период с 4 июля 2019 года по 31 июля 2019 года Рособрнадзором была проведена плановая документарная проверка Организации.

О проведении плановой документарной проверки Институт был уведомлен письмом Рособрнадзора от 28.06.2019 № 07-880.

По результатам плановой документарной проверки Института были выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, а также нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, указанные в акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 31.07.2019 196/Л/З (далее - акт проверки Л» 196/JI/3).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) Институту было выдано предписание Рособрнадзора об устранении нарушений лицензионных требований от 31.07.2019 № 07-55- 138/22-Л (далее - Предписание Л) со сроком устранения выявленных нарушений лицензионных требований, а также причин, способствующих их совершению, до 01.10.2019.

Согласно части 6 статьи 93 Закона об образовании Институту было выдано предписание от 31.07.2019 № 07-55-137/22-3 (далее - Предписание 3) со сроком устранения выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и сфере образования до 01.09.2019.

Экземпляры акта проверки № 196/Л/З, Предписания Л, Предписания 3 были направлены в адрес Института письмом Рособрнадзора от 01.08.2019 № 07-1067.

Институт письмом от 30.08.2019 № 27 (вх. № 07-55-1098 от 02.09.2019) представил в Рособрнадзор отчет об исполнении Предписания 3 с приложением подтверждающих документов, анализ которых не позволил сделать вывод об устранении Институтом нарушении, указанных в Предписании 3.

В связи с истечением срока исполнения Предписания 3, Предписания Л Рособрнадзором в соответствии с пунктом 62 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.09.2016 № 1230 (зарегистрирован Минюстом России 17.10.2016, регистрационный № 44064), пунктом 63 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.11.2017 № 1134 (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2018, регистрационный № 50106) (далее - Административный регламент № 1134), частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ было принято решение о проведении внеплановой проверки Института с целью проверки исполнения Предписания 3, Предписания Л, сроки исполнения которых истекли.

На основании приказа Рособрнадзора от 04.10.2019 № 1414 в период с 15 октября по 16 октября 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка Института с целью проверки исполнения Предписания 3, Предписания Л, по результатам которой составлен акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 16.10.2019 357/ВП/КП/Л/З (далее - акт проверки № 357/ВП/КП/Л/З), в котором зафиксирован факт неустранения Институтом нарушений, указанных в Предписании 3, Предписании Л.

В связи с неисполнением Институтом Предписания 3 Рособрнадзором в соответствии с частью 7 статьи 93 Закона об образовании в установленном порядке:

- Институту выдано повторно предписание Рособрнадзора от 16.10.2019 № 07-55-191/14-3/ПП со сроком устранения нарушений до 15.01.2020 (далее - Повторное предписание);

- в отношении ректора Института возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), составлен протокол об административном правонарушении от 16.10.2019 № АП-357/ВП/КП/Л/З/14-3/ПП-19.5.1.З;

- издано распоряжение Рособрнадзора от 28.10.2019 № 1575-07 «О запрете приема в Религиозную духовную образовательную организацию высшего образования «Теологический институт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии», Об издании указанного распоряжения Институт уведомлен письмом Рособрнадзора от 29.10.2019 № 07-1606.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 76 Всеволожского района Ленинградской области от 25.11.2019 по делу № 3-476/2019 (далее - постановление мирового судьи от 25.11.2019) ректор Института признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно: в невыполнении в установленный срок Предписания 3. Постановление мирового судьи от 25.11.2019 вступило в законную силу 17.12.2019.

Кроме того, в связи с установлением факта неисполнения Институтом Предписании Л в соответствии с пунктом 67 Административного регламента № 1134 Рособрнадзором в установленном порядке в отношении ректора Института возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 16.01.2019 АП-357/ВП/КП/Л/З/14-3/ИИ-19.5.1.Л. Постановлением мирового судьи судебного участка № 76 Всеволожского района Ленинградской области от 25.11.2019 по делу № 3-477/2019 (далее - постановление мирового судьи № 3-477/2019) ректор Института признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно: в невыполнении в установленный срок Предписания Л.Постановление мирового судьи № 3-477/2019 вступило в законную силу 17.12.2019.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о лицензировании, пунктом 70 Административного регламента № 1134 и на основании постановления мирового судьи № 3-477/2019 Институту было вновь выдано предписание от 06.02.2020 № 07-55-05/14-Л/ВВ со сроком устранения нарушений до 20.04.2020 (далее - Вновь выданное предписание от 06.02.2020).

Вместе с тем Рособриадзором в соответствии с пунктом 1 части I статьи 20 Закона о лицензировании. Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании), и на основании постановления мирового судьи № 3-477/2019 издан приказ от 19.02.2020 № 166 «О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Религиозной духовной образовательной организации высшего образования «Теологический институт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии» до 20.04.2020, об издании которого Институт был уведомлен письмом Рособрнадзора от 20.02.2020 № 07-191.

Институт письмом от 09.01.2020 5 (вх. № 07-55-7 от 10.01.2020) представил справку о принятых мерах по устранению выявленных замечаний по Повторному предписанию (далее - Справка от 09.01.2020) с приложением подтверждающих документов, по результатам проверки которых уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора был составлен Акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 28.01.2020 № 07-55-7 (далее - акт проверки от 28.01.2020 № 07-55-7).

Согласно акту проверки от 28.01.2020 07-55-7 Повторное предписание не исполнено Институтом в части следующих нарушений:

1) подпункта «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг), заключающегося в том, что копии договоров об обучении, заключенных Институтом с обучающимися в 2018 году, не содержат сведения о виде документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

С целью подтверждения устранения указанного нарушения Институтом представлены:

- копия дополнительного соглашения № iот 20.10.2019 к договору об обучении № 50 от 01.10.2018, заключенному с ФИО3;

- копия дополнительного соглашения № 1 от 20.10.2019 к договору об обучении № 57 от 15.10.2018, заключенному со ФИО4

Анализом представленных Институтом документов и материалов при проведении проверки установлено следующее.

Дополнительные соглашения к договорам об обучении, заключенным с обучающимися в 2018 году, содержат сведения о виде документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы, но не содержат сведения о виде документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им части образовательной программы.

Согласно подпункту «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, договор заключается в простой письменной форме и должен содержать, в числе прочих сведений, информацию о виде документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

Согласно пункту 1 статьи 60 Закона об образовании в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации.

При отсутствии государственной аккредитации образовательных программ у образовательной организации в соответствии с частью 3 статьи 60 Закона об образовании лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В соответствии с частью 12 статьи 60 Закона об образовании лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В этой связи в договорах, заключенных Институтом с обучающимися, должны быть указаны следующие сведения о виде документа: «Институт обязуется в случае успешного прохождения итоговой аттестации выдать диплом бакалавра, образец которого самостоятельно устанавливается Институтом».

Таким образом, нарушение подпункта «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг Институтом не устранено.

2) пункта 2 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 (далее - Требования к структуре официального сайта), - для размещения информации на сайте Института https://www.seminariaelci.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации», не соответствующий Требованиям к структуре официального сайта.

Согласно абзацу 3 пункта 2 Требований к структуре официального сайта для размещения информации на сайте организации должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации», страницы которого должны содержать информацию, указанную в пунктах 3.1 - 3.11 Требований к структуре официального сайта.

Фактическим осмотром официального сайта Института https://www.semimriaelci.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что созданный специальный раздел «Сведения об образовательной организации» не соответствует следующим Требованиям к структуре официального сайта, а именно:

Согласно пункту 3.2 Требований к структуре официального сайта - главная страница подраздела «Структура и органы управления образовательной организацией» не содержит информацию о местах нахождения структурных подразделений Института.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.3 Требований к структуре официального сайта - на главной странице подраздела «Документы» не размешены в виде копий правила внутреннего трудового распорядка» локальные нормативные акты, регламентирующие режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся.

На основании подпункта «д» пункта 3.3 Требований к структуре официального сайта - на главной странице подраздела «Документы» не размещены все предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования и отчеты об исполнении таких предписаний, а именно предписания Рсообрнадзора от 31.07.2019 № 07-55-138/22-JI, предписание Рособрнадзора от 31.07.2019 № 07-55-137/22-3, отчет об исполнении предписания от 02.09.2019 № 07-55-1098.

В силу пункта 3.4 Требований к структуре официального сайта - подраздел «Образование» не содержит информацию о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о языках, на которых осуществляется образование (обучение).

Согласно подпункту «б» пункта 3.6 Требований к структуре официального сайта -главная страница подраздела «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав» содержит информацию о персональном составе педагогических работников без указания уровня образования, квалификации и опыта работы педагогических работников, в том числе наименования направления подготовки и (или) специальности, общего стажа работы, стажа работы по специальности.

В соответствии с пунктом 3.7 Требований к структуре официального сайта - главная страница подраздела «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» не содержит информацию об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, нарушение пункта 2 Требований к структуре официального сайта, указанное в Повторном предписании, не устранено. Повторное предписание не исполнено.

Институт также направил в Рособрнадзор ходатайство от 04.03.2020 № 8 (вх. Кч 07-55-166 от 05.03.2020) о досрочном проведении проверки с целью признания исполненным Вновь выданного предписания от 06.02.2020.

На основании указанного выше ходатайства приказом Рособрнадзора от 13.03.2020 № 293 в отношении Института была назначена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения Вновь выданного предписания от 06.02.2020, однако во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации MB. ФИО5 от 18.03.2020 № ММ-П36-1945 приказом Рособрнадзора от 19.03.2020 355 «О приостановлении и отмене проверок» проведение указанной внеплановой выездной проверки было приостановлено.

Приказом Рособрнадзора от 20.05.2020 603, с учетом изменений, внесенных приказом Рособрнадзора от 08.06.2020 № 638, в отношении Института в период с 25.05.2020 по 22.06.2020 была проведена внеплановая проверка с целью контроля исполнения вновь выданного предписания, о проведении которой Институт был уведомлен письмами от 25.05.2020 № 07-557, от 08.06.2020 Лу 07-586.

По результатам указанной проверки составлен Акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 22.06.2020 № 100/ВП7КП/Л/ВВ (далее - акт проверки № 100/ВП/КП/Л/ВВ), в котором зафиксирован факт неисполнения Институтом Вновь выданного предписания от 06.02.в части нарушения подпункта «г» пункта 6Положении о лицензировании,заключавшегося в отсутствии у Института разработанных и утвержденных образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций.

С целью подтверждения устранения указанного нарушения Институтом были представлены:

- образовательная программа подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, квалификация бакалавр, утверждённая Централизованной религиозной организацией Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России 30.08.2019 (далее - ОП подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, квалификация бакалавр);

- образовательная программа подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, квалификация магистр, утверждённая Централизованной религиозной организацией Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России 30.08.2019 (далее - ОП подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, квалификация магистр).

Однако анализом представленных Институтом документов и материалов при проведении проверки установлено:

- в ОП подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, квалификация бакалавр, отсутствуют следующие обязательные компоненты: программы практик, предусмотренные учебным планом: «Консультации по дипломным работам», «Практика (викариат)»; оценочные материалы по дисциплинам «Евангелие св. ФИО6», «Синоптические евангелия», «Послания св. апостола Павла (1,2)», «Соборные послания», «Экзегетика книги Деяния апостолов», «Книги премудрости», «Богословие и миссиология», «История христианского искусства», «Кризисное душепопечение», «Семиотика».

- в ОП подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, квалификация магистр, отсутствуют следующие обязательные компоненты:программа практики: «Педаготческая практика»; оценочные материалы по дисциплинам: «Современные методы библейской экзегетики», «Современная антропология в контексте экзегетики книги Деянии», «Методика разработки учебного курса», «Теория и практика переводов (английский язык)».

Факт отсутствия у Института указанных компонентов образовательных программ зафиксирован в акте проверки № 100/ВП/КП/Л/ВВ и прилагаемых к нему экспертных заключениях (копии прилагаются).

Указанное во Вновь выданном предписании от 06.02.2020 нарушение лицензионного требования, установленного подпунктом «г» пункта 6 Положения о лицензировании. Институтом в установленный срок не устранено.

В силу части 6 статьи 93 Закона об образовании в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

При этом в соответствии с частью 7 статьи 93 Закона об образовании в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона об образовании до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.

В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации.

В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.

Таким образом, неисполнение или несвоевременное исполнение лицензиатом обязанности по устранению нарушения лицензионных требований является самостоятельным основанием для аннулирования лицензии.

Такое полномочие лицензирующего органа по обращению в суд с требованием об аннулировании лицензии предусмотрено также частью 12 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства.

Основанием для аннулирования лицензии является не само нарушение, допущенное лицензиатом, а факт невыполнения указаний лицензирующего органа об устранении этих нарушений.

Таким образом, материалами дела и прилагаемыми к настоящему заявлению документами подтверждается факт неисполнения Институтом в установленный срок Повторного предписания об устранении ранее не устраненных нарушений требований законодательства Российской Федерации об образовании, Вновь выданного предписания от 06.02.2020 об устранении ранее не устраненных нарушений лицензионных требований, а также причин, способствующих их совершению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

аннулировать лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности от 02.06.2016 № 2174.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья                                                                           Шпачев Е.В.