ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-78639/15 от 05.12.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 декабря 2017 года Дело № А56-78639/2015

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:

судьи Корушовой И.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью "ЦНИИМ-Пром"

заинтересованное лицо Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

третьи лица 1) АО "ЛОКС"

2) Администрация Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области

3) Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области

о признании незаконным решение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области об отказе обществу с ограниченной ответственностью «ЦНИИМ-Пром» в рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды), оказываемые в 2015 году, оформленное извещением от 04.09.2015 № КТ-1-3797М5-0-6; обязании открыть дело об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды) на основании заявления от 07.07.2015 г. № 13 и приложенных к нему материалов

при участии

от заявителя – ФИО2, доверенность от 24.01.2017

от заинтересованного лица – ФИО3 по дов. от 10.01.2017

от третьих лиц – 1) ФИО4 по дов. от 26.06.2017; 2,3) не явились, не извещены

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЦНИИМ-Пром» (далее- Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным решения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее- Комитет) об отказе обществу с ограниченной ответственностью «ЦНИИМ-Пром» в рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды), оказываемые в 2015 году, оформленное извещением от 04.09.2015 № КТ-1- 3797М5-0-6; В порядке устранения нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЦНИИМ-Пром»» обязать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области:

-рассмотреть предложение общества с ограниченной ответственностью «ЦНИИМ-Пром» об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды), изложенное в заявлении № 13 от 07.07.2015 и приложениях к нему;

- открыть дело об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды) на основании заявления от 07.07.2015 г. № 13 и приложенных к нему материалов;

- установить в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЦНИИМ-Пром» тарифы на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды) на основании заявления № 13 от 07.07.2015 г. и приложенных к нему материалов.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, указал, что Договор № 1 от 03.07.2013 между ОАО «Ленинградские областные коммунальные системы» и ЗАО «ЦНИИМ-Пром» не является доказательством по делу, о чем сделана отметка в протоколе.

Заинтересованное лицо возражало по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество направило в адрес Комитета заявление от 07.07.2015 № 13 об установлении тарифов на услуги по транспортировке воды на 2015 год с приложением обосновывающих материалов.

Письмом от 04.09.2015 № КТ-1-3797М5-0-6 Комитет направил Обществу уведомление об отказе в рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды), оказываемые в 2015 году.

Не согласившись с решением Комитета, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406. (далее - Правила N 406).

Согласно пункту 12 Правил N 406 установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.

В силу подпункта "а" пункта 13 Правил N 406 открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации.

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе, по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил N 406).

В соответствии с подпунктом «м» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Правила) к заявлению об установлении тарифов прилагаются, в том числе, следующие обосновывающие материалы: копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоры водоснабжения, водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении), или реестр таких договоров - в случае если такие договоры утверждаются по единой форме, в том числе в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения обязаны заключить с гарантирующей организацией договор по транспортировке воды, а гарантирующая организация обязана оплачивать эти услуги.

В силу абзаца 2 пункта 18 Правил N 406 для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, является исчерпывающим.

В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, отказ в открытии дела не допускается (абзац 4 пункт 18 Правил N 406).

Как указывает заинтересованное лицо, 08.07.2015 в Комитет поступило заявление ООО «ЦНИИМ-Пром» от 07.07.2015 исх. № 13 (вх. № КТ-1-3797/15-0-0) (далее - заявление), в котором Общество представило на рассмотрение предложение об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды), оказываемые ООО «ЦНИИМ-Пром» в 2015 году, с приложением обосновывающих материалов (далее - материалы).

Исходя из представленных ООО «ЦНИИМ-Пром» материалов следует, что единственным потребителем услуги по транспортировке питьевой воды Общества является филиал «Тосненский водоканал» АО «Ленинградские областные коммунальные системы» (далее - АО «ЛОКС»). Питьевая вода, передаваемая по сетям ООО «ЦНИИМ-Пром», поступает в дальнейшем для нужд потребителей Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Никольское городское поселение).

Постановлением Администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация) от 19.06.2014 № 168-па АО «ЛОКС» определено в качестве гарантирующей организации по обеспечению услугами водоснабжения потребителей Никольского городского поселения.

Как следует из материалов дела, к заявлению Общество представило пояснительную записку от 07.07.2015 исх. № 12, из содержания которой следует, что Общество просило рассмотреть заявление в отсутствие договора на транспортировку холодной воды с гарантирующей организацией в связи с тем, что ранее Общество не осуществляло регулируемую деятельность по транспортировке воды и, как следствие, не заключало соответствующего договора с гарантирующей организацией, в связи с чем не имеет возможности представить указанный договор.

Комитет письмом от 15.07.2015 исх. № КТ-1-3797/15-0-4 направил в адрес Общества запрос о предоставлении договора на транспортировку питьевой воды, заключенный между ООО «ЦНИИМ-Пром» и АО «ЛОКС».

Письмом от 16.07.2015 исх. № 14 (вх. № КТ-1-3948/15-0-0 от 16.07.2015) ООО «ЦНИИМ-Пром» уведомило Комитет о том, что договор на транспортировку питьевой воды между Обществом и АО «ЛОКС» находится в стадии подписания. Надлежащим образом заверенная копия данного договора будет предоставлена в Комитет незамедлительно по факту его подписания сторонами.

Письмом от 17.08.2015 исх. № КТ-1-3797/15-0-5 Комитет повторно запросил у ООО «ЦНИИМ-Пром» представить договор на транспортировку питьевой воды, заключенный между ООО «ЦНИИМ-Пром» и АО «ЛОКС».

Письмом от 17.08.2015 исх. № 20 (вх. № КТ-1-3797/15-2-0 от 18.08.2015) ООО «ЦНИИМ-Пром» предоставило в дополнение к заявлению копию договора № 1 по транспортировке холодной воды от 03.07.2013, заключенного, по утверждению Общества, между ЗАО «ЦНИИМ-Пром» и ОАО «Ленинградские областные коммунальные системы» (далее - Договор) (в материалы дела представлена нотариально заверенная копия данного договора, подлинник для обозрения суду не представлялся).

Комитет письмом от 18.08.2015 исх. № КТ-5-1172/15-0-0 направил запрос в АО «ЛОКС» (с приложением копии Договора) о предоставлении информации по вопросу подтверждения действия Договора на 2015 год, а также о намерении АО «ЛОКС» продлить предусмотренные им договорные отношения на очередной период регулирования.

Письмом от 21.08.2015 исх. № 766 (вх. № КТ-1-4645/15-0-0 от 21.08.2015) АО «ЛОКС» уведомило Комитет о том, что в АО «ЛОКС» отсутствует как сам Договор, так и документация, свидетельствующая о соблюдении порядка заключения и фактического исполнения Договора, в связи с чем пролонгация такого Договора не предоставляется возможной. Кроме того, АО «ЛОКС» уведомило Комитет о том что, письмом от 21.05.2015 № 6 ООО «ЦНИИМ-Пром» представило в АО «ЛОКС» на рассмотрение проект типового договора по транспортировке холодной воды (далее - проект договора), в свою очередь, письмом от 10.08.2015 исх. № 738 АО «ЛОКС» направило Обществу замечания на указанный проект договора.

Как указывает Комитет, указанные выше обстоятельства, в том числе, противоречивая позиция самого Общества (первоначально ООО «ЦНИИМ-Пром» утверждало, что на момент подачи заявления Общество не осуществляло регулируемую деятельность по транспортировке воды, а также о намерении в кратчайшие сроки заключить указанный договор, в дальнейшем представило Договор, датированный 03.07.2013) позволили Комитету сделать вывод о том, что действующий договор о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, у Общества отсутствует.

В судебном заседании 05.12.2017 Заявитель указал, что представленный Договор не является доказательством по делу, так как его представление не является обязательным. Общество ссылается на мнение, изложенное в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.11.2014 № 26623-ГБ/04 (далее - Письмо)).

При принятии решения об установлении тарифов Комитет руководствуется нормативными правовыми актами, регулирующими именно вопросы тарифообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Действующими нормативными правовыми актами в данной области правового регулирования, в частности, Правилами, возможность непредставления копии договора по транспортировке холодной воды организацией, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, не предусмотрена. При этом Письмо не является нормативным правовым актом и выражает исключительно мнение одного из федеральных органов, к компетенции которого тарифное регулирование не относится.

Таким образом, Комитет правомерно, руководствуясь пунктом 17 Правил, пунктом 10 Регламента установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э, письмом от 04.09.2015 № КТ-1-3797/15-0-6 направил в адрес ООО «ЦНИИМ-Пром» мотивированный отказ в рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги по транспортировке воды, оказываемые в 2015 году.

Как следует из пп. а пункта 17 Правил к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

В своем заявлении Общество указало, что является собственником водовода Красный Бор- Никольское, расположенного в Тосненском районе Ленинградской области. Посредством данного водовода, на участке принадлежащего ООО «ЦНИИМ-Пром» осуществляется транспортировка питьевой воды. Заявитель указал, что является правопреемником ЗАО «ЦНИИМ-Пром».

Как следует из материалов дела, АО «ЛОКС» обратилось с запросом о принадлежности участка водовода в Администрацию МО Никольское городское поселение, о чем уведомило заявителя. Запрос был вызван поступившим в АО «ЛОКС» от ООО «ЦНИИМ-Пром» предложения заключить договор на транспортировку воды за плату через указанный участок. К предложению приложено свидетельство о регистрации права собственности на водоотвод от 27.03.2015, в котором указано в качестве основания для регистрации права решение Московского районного суда города Санкт-Петербурга по делу № 2-3207/2002 от 28.02.2002.

В ответ на запрос Администрации от 01.07.2016 исх. № 65/01-06-03.02, Московский районный суд Санкт-Петербурга сообщил, что согласно алфавитным книгам за 2002 год под № 2-3207/2002 дела указаны другие стороны.

В рамках настоящего дела Администрация Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области заявлено ходатайство о фальсификации решения Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 28.02.2002 по делу №2-3207/2002 по иску ООО «ЦНИИМ-Пром» к ТОО «Ленинградский завод керамических изделий» ФИО5.

В материалах дела имеется ответ Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 04.04.2016 №А449 о невозможности представления копии решения по гражданскому делу № 2-3207/2002, так как по актам сдачи гражданских дел за 2002 год данное гражданское дело в суде не рассматривалось, а под указанным по номером числится гражданское дело по иску ФИО6 к ООО «ИНОС».

В то же время в материалах регистрационного дела Тосненского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области (копия регистрационного дела представлена суду УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по Тосненскому району) имеется письмо от 31.03.2015 №2-3207/2002 Московского районного суда города Санкт-Петербурга о том, что гражданское дело №2-3207/2002 по иску ООО «ЦНИИМ-Пром» к ТОО «Ленинградский завод керамических изделий», ФИО5 не пересматривалось и решение вступило в законную силу.

Поскольку Администрация Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ЦНИИМ-Пром" об истребовании объекта недвижимости - сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 6265 м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, водовод Красный Бор-Никольское из чужого незаконного владения; об обязании аннулировать запись о регистрации права собственности ответчика и зарегистрировать право собственности истца на указанное имущество (дело №А56-14991/2017) и вопрос правомерности регистрации права собственности рассматривается в указанном деле, то по настоящему делу суд не дает оценку данному доказательству.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, суд пришел к выводу, о том, что заявленные требования не могут быть удовлетворены.

Следует также отметить, что обязать заинтересованное лицо открыть дело об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, оказываемые в 2015 году на дату принятия решения по настоящему делу не представляется возможным, так как установление тарифов на прошедший период законом не предусмотрено.

Руководствуясь ст.ст. 167-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Корушова И.М.