ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-79011/2009 от 22.04.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 апреля 2010 года Дело № А56-79011/2009

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Бойко А.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловым О.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"

ответчик: ОАО "Российские железные дороги"

о взыскании 1308537,87 руб.

при участии

- от истца: Н.А. Орешко – представитель по доверенности от 06.08.2009 г. №б/н

- от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности от 23.12.2009 г. №11/2-92

установил:

ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ОАО "Российские железные дороги" 1 308 537,87 руб. как сумму неосновательно списанную с лицевого счета 11.01.2009 г. по документу №131110150 за январь 2009 г. (плата за нахождение вагонов на путях общего пользования).

Ответчик возражает, ссылаясь на то, что согласно извещению №№НФПР-3/В-324 от 13.07.2009 г., Железная дорога из указанной суммы удовлетворила 69548,26 руб. Подробно аргументы Ответчика изложены в отзыве на иск (л.д. 79-82).

Материалы дела подготовлены для окончательного рассмотрения по существу.

Установлено следующее:

Согласно Справки о движении денежных средств на лицевом счете ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» №6204384 в Санкт-Петербургском Технологическом центре по обработке перевозочных документов (СПбТехПД) за январь 2009 г., ответчик списал 11.01.2009 с указанного счета, по перечню железнодорожных документов по платежам №5 сумму 1628555 руб. 65 коп., в том числе:

- по документу №131110150 сумму 1 308 537 руб. 87 коп.;

начисленные как плата за пользование вагонами за время их нахождения на путях общего пользования.

Основанием для такого списания явился акт общей формы №24, составленный ОАО «РЖД». Согласно данного акта, вагоны, указанные в акте, простаивали на путях общего пользования по причине занятости мест выгрузки в период с 03.12. 23.00 час. по 08.12. 18.00 час.

Списание данной суммы неправомерн по следующим основаниям:

1. Все вагоны, указанные в акте общей формы №24 не принадлежат железной дороге на праве собственности и не находятся у нее в аренде. Данное обстоятельство подтверждается отметкой о принадлежности вагонов в акте общей формы «собс», то есть вагоны, принадлежащие на праве собственности не железной дороге, а иным лицам. Кроме того, в оригиналах транспортных железнодорожных накладных №ЭЦ 202217, ЭЦ 172154, ЭЦ 203999, прямо указано, что данные вагоны не принадлежат перевозчику и являются собственностью ООО «Уралхим-транс».

Согласно статье 39 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или за время их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из статьи 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что данная статья содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими Дороге, за время нахождения их на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами железнодорожного пути необщего пользования.

Договорами, заключенными между Портом и ОАО «РЖД», в том числе Договором №158/М, связанным с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Новый порт Октябрьской железной дороги, также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими Дороге, за время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.

Изложенное выше подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-22825/2008 от 23 сентября 2009 года (Истец: ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», Ответчик: ОАО «РЖД» лице филиала «Октябрьская железная дорога»), Определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26 марта 2009 № ВАС-14549/08, Определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26 марта 2009 № ВАС-14548/08.

Таким образом, Железная дорога списала с лицевого счета Ответчика денежную сумму, уплата которой не предусмотрена ни законом, ни договором.

2. При оформлении указанного акта общей формы Дорога не направила в адрес уведомление о простое вагонов на путях общего пользования. Представителем Порта занятость фронтов выгрузки не подтверждена.

Порядок подачи и уборки вагонов, а также учет времени нахождения вагонов в Порту осуществляется на основании Договора №158 /М, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Новый Порт Октябрьской железной дороги, заключенного между ФГУП «Октябрьская железная дорога МПС РФ» и ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», и «Единого технологического процесса работы ОАО «Морской порт Санкт-Петербург и станций Новый Порт и Автово Октябрьской железной дороги» (далее ЕТП), введенного в действие с 22.03.2002 г. приказом генерального директора Порта и начальника Санкт-Петербург Витебского отделения ОЖД. В соответствии с положениями указанных документов, (п. 16.4 Договора № 157/М п. 5.1.2. ЕТП), при занятости фронта выгрузки, очередная подача груженых вагонов передается станцией Порту на дополнительных путях с оформлением приемо-сдаточной ведомости. При этом разметка вагонных листов на дополнительные пути не требуется, поскольку, исходя из буквального толкования пункта 5.1.1. ЕТП, передача вагонов согласно разметки Порта производится на местах их обработки (то есть на местах погрузки и выгрузки). Согласно пунктам 16.4. Договора, 5.1.2. ЕТП, в случае занятости мест выгрузки (то есть пути, указанного в разметке) вагонами предыдущей подачи, не выгруженными по вине Порта, очередная подача груженых вагонов передается Владельцу под охрану на дополнительных путях в соответствии с ЕТП.

Таким образом, оформление Дорогой акта общей формы о простое вагонов на путях ст. Новый Порт, не было продиктован объективной невозможностью их подачи на подъездные пути Порта и плата за пользование вагонами за этот период начислена и списана с лицевого счета ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» необоснованно.

3. Фактическая подача указанных вагонов на подъездные пути Порта произведена в следующие сроки:

- 48 вагонов, прибывших 03 декабря 2008 года в 13 час. 02 мин., поданы на 2-ой элеваторный путь 03 декабря 2008 года в 23 час. 00 мин.;

- 40 вагонов, прибывших 03 декабря 2008 года в 05 час. 58 мин., поданы на 13-й барочный путь 03 декабря 2008 года.;

- 28 вагонов, прибывших 04 декабря 2008 года в 06 час. 30 мин. - поданы на 3 элеваторный путь 04 декабря 2008 года в 18.00 час;

- 12 вагонов, прибывших 04.12.2008 года в 06 час. 30 мин, поданы на 1 Канонерский путь 04 декабря 2008 года в 18.00 час.

Сведения о фактической подаче вагонов отражены в рабочих документах: в сводках о подаче вагонов, представленных станцией Новый порт.

По факту нахождения вагонов на путях необщего пользования Портом составлены акты №№ 12, 13, 14, 15 от 09 декабря 2008 года, предъявленные к подписанию приемосдатчикам станции Новый порт и не подписанные ими без объяснения причин.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, на путях необщего пользования.

Поскольку, как указано выше, вагоны, перечисленные в акте общей формы № 24, не принадлежат перевозчику и фактически находились на указанных выше путях необщего пользования, плата за пользование данными вагонами за период, указанный в акте общей формы №24 не начисляется.

Указанные обстоятельства признаны основаниями удовлетворения заявленного требования полностью.

Истец перечислил в бюджет РФ 6429,80 руб. госпошлины при обращении в Арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" 1308537 руб. 87 коп. неосновательно списанных с лицевого счета и 6429 руб. 80 коп. расходов по госпошлине.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Бойко А.Е.