Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
20 февраля 2021 года Дело № А56-79217/2020
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «АЭРОМАКС» (ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
третьи лица: 1) Комитет государственного заказа Ленинградской области, 2) Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Оператор «Электронного Правительства»
о признании незаконным решения от 30.07.2020 №047/06/54.3-2014/2020
при участии
от заявителя – не явился, извещен,
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 28.12.2020,
от третьих лиц – 1) ФИО2 по доверенности от 30.12.2020, 2) не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «АЭРОМАКС» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление, УФАС) от 30.07.2020 №047/06/54.3-2014/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет государственного заказа Ленинградской области (далее - Комитет), государственное казенное учреждение Ленинградской области «Оператор «Электронного Правительства» (далее – Учреждение).
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представители Управления и Комитета возражали против удовлетворения требований.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 17.06.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0145200000420001097 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по развитию Фонда пространственных данных в части создания слоев электронных цифровых карт территории Всеволожского, Выборгского, Кингисеппского, Киришского, Кировского, Ломоносовского, Приозерского районов Ленинградской области с высоким пространственным разрешением.
Начальная (максимальная) цена контракта – 168 634 801,00 руб.
Общество, ссылаясь на нарушения в положениях конкурсной документации, обратилось в УФАС с жалобой (вх. от 23.07.2020 № 9297) на действия заказчика (Учреждения) при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Рассмотрев жалобу Общества, УФАС вынесло решение от 30.07.2020 по делу
№ 047/06/54.3-2014/2020.
Названным решением Управление признало жалобу Общества необоснованной.
Не согласившись с решением УФАС от 30.07.2020 по делу № 047/06/54.3-2014/2020 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3. Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Критерии и показатели оценки заявок установлены в документации о закупке в полном соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).
Показатель № 2 «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», установленный в соответствии с пунктом 27 Правил оценки заявок, исходя из предмета закупки и потребностью ГКУ ЛО «ОЭП», позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и не противоречит положениям Правил и Закона о контрактной системе.
В случае отсутствия подтвержденного опыта по вышеуказанному показателю заявке участника присваивается 0 баллов, при этом такая заявка не подлежит отклонению.
Таким образом, показатель оценки, установленный Заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки (так как не исключает возможности получить баллы по другим показателям), не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Согласно положениям статьи 105 Закона о контрактной системе именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Как правильно указал УФАС, представленная Обществом копия скриншота не является доказательством нарушения законодательства, так как указывает лишь на результат поиска, по ключевым словам, содержащимся в предмете закупки. При этом Обществом не доказано, что размещенный в единой информационной системе закупки будут содержать такой же предмет закупки (ключевые слова), как и проводимая закупка.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В соответствии с информационной картой заказчика (приложение № 4 к конкурсной документации, далее – Информационная карта), одним из показателей, по которым оцениваются заявки заявителей на участие в конкурсе, является опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Под сопоставимым характером и объемом понимается наличие у участника конкурса опыта по успешному выполнению работ (оказанию услуг) (с учетом правопреемства) по контрактам (договорам), заключенным и успешно исполненным (завершенным) в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сведения о которых содержатся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в Реестре контрактов, на выполнение работ по развитию Фонда пространственных данных в части создания слоев электронных цифровых карт с высоким пространственным разрешением.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в Российской Федерации создаются следующие государственные фонды пространственных данных:
1) федеральный фонд пространственных данных;
2) ведомственные фонды пространственных данных;
3) фонд пространственных данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны (далее - фонд пространственных данных обороны);
4) фонды пространственных данных субъектов Российской Федерации (далее - региональные фонды пространственных данных).
Таким образом, как на региональных, так и на федеральном уровнях создаются соответствующие фонды пространственных данных, при этом объект такой закупки каждым субъектом закупки может быть сформулирован иначе, чем «выполнение работ по развитию Фонда пространственных данных в части создания слоев электронных цифровых карт с высоким пространственным разрешением».
Подрядчики из иных регионов РФ могут иметь опыт выполнения аналогичных работ, при этом объект закупки может быть поименован отлично от заданного критерия, и такой опыт должен быть принять Заказчиком, поскольку словосочетание «выполнение работ по развитию Фонда пространственных данных в части создания слоев электронных цифровых карт с высоким пространственным разрешением» не закреплено в законе, не является термином.
Показатель оценки, установленный Заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки (так как не исключает возможности получить баллы по другим показателям).
Утверждение заявителя о том, что установленный Заказчиком показатель оценки заявок на участие в конкурсе приводит к ограничению числа участников конкурса, не соответствует действительности, поскольку данный критерий оценки не является требованием к каждому участнику закупки, отсутствие опыта выполнения работ не может являться причиной отказа конкурсной комиссией в допуске участника к участию в конкурсе.
В соответствии с пунктом 8 частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом Заказчик руководствуется Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходя из собственных нужд, и не имеет возможности установить такие критерии, которые удовлетворяли бы интересам всех возможных участников закупки. Кроме того, установление критериев, которым соответствовали бы все потенциальные участники конкурса, было бы абсолютно не эффективным, поскольку не позволяло бы ранжировать заявки участников и выявить победителя конкурса.
Суть устанавливаемых критериев в том, чтобы определить участника закупки, в наибольшей степени подходящего для выполнения закупаемых работ. Поскольку у каждого участника отличные от других квалификация и опыт, предъявление требований к более высокой квалификации или наиболее близкому к объекту закупки опыту выполнения работ не является ограничением конкуренции. Так как конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, именно посредством оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается победитель в этом соперничестве. Участник, имеющий высшую квалификацию или больший опыт выполнения работ, выигрывает в конкурсе не по причине ограничения конкуренции, а по причине возможности в отличие от конкурентов предложить заказчикам наилучшие условия исполнения контрактов, расходования бюджетных средств.
Таким образом, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, установленные Заказчиком, не ограничивают конкуренцию между участниками конкурса, а способствуют достижению целей и задач осуществления закупок работ для государственных и муниципальных нужд и удовлетворяют потребности Заказчика.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18.11.2019 № 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан – жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Таким образом, Комиссия УФАС пришла к правильному выводу о том, что права и законные интересы Общества не были нарушены, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.