ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-79542/2021 от 29.11.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 декабря 2021 года                                                                        Дело № А56-79542/2021

Резолютивная часть решения объявлена   ноября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен   декабря 2021 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Балакир М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пятовой Д.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФРАХТМОРТРАНС" (адрес:   Россия 117428, город Москва, город Москва, Профсоюзная улица, дом 12; Россия 117418, город Москва, город Москва, УЛИЦА ПРОФСОЮЗНАЯ, ДОМ 25А, ОФИС 112

заинтересованное лицо: Капитан морского порта "Большой порт Санкт-Петербург"; (адрес:   Россия 198035, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, ул. Гапсальская 10; Россия 198035, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, ул. Гапсальская д. 10

о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения об исключении судна, обязании устранить допущенные нарушения прав

при участии

- от заявителя: представитель ФИО1, по доверенности от 01.09.2021

- от заинтересованного лица: представитель ФИО2, по доверенности от 24.09.2019

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Фрахтмортранс» обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения и исправления опечатки) в порядке статьи 49 АПК РФ к Капитану Морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» о признании незаконными действий Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» выразившимся в непринятии решения о продлении регистрации судна «ЛЕДИ МАРИА» (ИМО 9777656) в Российском международном реестре судов, в исключении указанного судна из Международного реестра судов, о признании недействительной записи об исключении судна «ЛЕДИ МАРИА» из Российского международного реестра судов, признании недействительным свидетельства об исключении судна «ЛЕДИ МАРИА» из Российского международного реестра судов № 20160500 от 09.06.2021, обязании Капитана морского порта Санкт-Петербург продлить государственную регистрацию судна «ЛЕДИ МАРИА» в Международном реестре судов с 08.06.2021, обязании Капитана Большого порта Санкт-Петербург внести запись в Российский международный реестр судов, из которой следует, что запись о регистрации судна «ЛЕДИ МАРИА» внесена в реестр 08.06.2021.

        В судебном заседании заявитель подержал свои требования.

        В отзыве на заявление ООО «Фрахтмортанс» заинтересованный орган указал, что основанием для исключения судна «ЛЕДИ МАРИА» ИМО 9777656 из Российского международного реестра явилось нарушение заявителем сроков предоставления заявления о продлении регистрации судна Международном реестре судов, с прилагаемым к нему платежным поручением об оплате государственной пошлины, в установленном законодательством размере.

         Изучив доводы и объяснения сторон, рассмотрев представленные сторонами письменные доказательства, арбитражным судом установлено следующее:

В соответствии с договором аренды судна без экипажа (бербоут-чартер) № 27.3 от 22.06.2020 года, заключенным с компанией Синержи 1 Шиппинг ЛТД. (Мальта), ООО «Фрахтмортранс» является фрахтователем судна «ЛЕДИ МАРИА», номер ИМО 9777656. Договор заключен сроком на пять лет. На момент заключения договора судно несло флаг Мальты. По заявлению ООО «Фрахтмортранс» судно было зарегистрировано в Российском международном реестре судов. Указанные обстоятельства подтверждаются Свидетельством о праве плавания под флагом Российской Федерации № 201190864 от 29.07.2020, выданным Капитаном Большого порта Санкт-Петербург. Срок действия свидетельства истекал 08.06.2021 года.

         09.03.2021 года, ООО «Фрахтмортранс» оплатило государственную пошлину за ежегодное подтверждение регистрации суда в Российском международном реестре судов, что подтверждается платежным поручением № 202. 25.05.2021 года заявителем была также оплачена государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве плавания под флагом Российской Федерации, что подтверждается платежным поручением № 345470.

        Из заявления следует, что 01.06.2021 года ООО «Фрахтмортранс» направило почтовое отправление, содержавшее заявление о продлении срока регистрации судна, с прилагаемыми документами, включавшими указанные выше платежные документы, подтверждающие оплату государственной пошлины. Направление письма подтверждается описью вложения в заказное письмо за регистрационным номером 2277062101291, принятым к доставке курьерской службой «ВИП ПОСТ».

        В связи с тем, что по состоянию на 08.06.2021 года заявления о продления срока регистрации судна «ЛЕДИ МАРИА» в Капитану морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» от заявителя не поступило, 09.06.2021 года заинтересованное лицо направило в адрес ООО «Фрахтмортранс» уведомление об исключении судна из Российского международного реестра судов № 02/КП-907 от 09.06.2021, а также свидетельство об исключении судна из Российского международного реестра судов № 20160500 от 09.06.2021 года.

29.06.2021 в адрес органа регистрации поступило заявление о первоначальной государственной регистрации судна «Леди Мария» в РМРС с приложением документов, предусмотренных правилами регистрации. Судно было зарегистрировано вновь в Российском международном реестре судов на основании бербоут-чартера для цели предоставления права плавания РФ 06.07.2021, в подтверждение чего были выданы соответствующие документы.

Вместе с тем, считая снятие судна с регистрации незаконным, влекущим для заявителя негативные последствия в виде необходимости уплаты таможенных пошлин, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявленные требования обоснованными ввиду следующего.

Как усматривается из заявления Общества и пояснений его представителей, данных в судебном заседании, Общество оспаривает законность действий Капитана порта, то есть действия должностного лица.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания действий должностного лица незаконным, является совокупность двух условий: несоответствие действий закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий Капитана порта, Общество ссылается на незаконность действий по исключению судов из РМРС.

В соответствии со статьями 15, 16 КТМРФ по заявлению фрахтователя право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) с даты государственной регистрации в Бербоут-чартерном реестре РФ (п.1, 6 ст. 33 КТМ РФ) или в Российском международном реестре судов (п.1, 7, 8 ст. 33 КТМ РФ).

Согласно статье 35 КТМ РФ государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов, бербоут-чартерном реестре осуществляется капитанами морских портов, входящих в Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20.03.2018 № 458-р «Об утверждении перечня морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре и государственную регистрацию строящихся судов в реестре строящихся судов» и Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2006 № 583-р «Об утверждении перечня морских портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в Российском международном реестре судов» Капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» уполномочен регистрировать суда в бербоут-чартерном реестре РФ и в Российском международном реестре судов.

Реестры судов ведутся в соответствии с КТМ РФ и Правилами государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.05.2017 № 191 (далее - Правила регистрации). До 29.12.2017 года действовали Правила регистрации судов и прав на них в морских портах, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.12.2010№ 277.

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 37 КТМ РФ судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.

Государственная регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения государственной регистрации судна в Российском международном реестре судов устанавливается правилами государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов.

Порядок исключения установлен разделом VПравил.

Согласно пункту 80 Правил судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, подлежит исключению из этого реестра по следующим основаниям:

- заявление судовладельца; - истечение установленного пунктом 3 статьи 37 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации срока государственной регистрации;

- просрочка судовладельцем уплаты государственной пошлины за ежегодное подтверждение государственной регистрации судна в Российском международном реестре судов или в Российском открытом реестре судов.

В пункте 91 Правил указано, что орган государственной регистрации за 15 дней до дня истечения срока государственной регистрации судна или срока уплаты государственной пошлины за ежегодное подтверждение государственной регистрации судна направляет судовладельцу почтовым отправлением или по электронной почте с использованием информационной системы уведомление об окончании указанного срока.

Орган государственной регистрации с учетом положений пункта 81 настоящих Правил в первый рабочий день после дня истечения срока государственной регистрации судна или срока уплаты государственной пошлины за ежегодное подтверждение государственной регистрации судна исключает из Российского международного реестра судов судно, в отношении которого истек срок государственной регистрации, или судно, в отношении которого в орган государственной регистрации не поступило заявление об уплате в установленный срок государственной пошлины за ежегодное подтверждение государственной регистрации в Российском международном реестре судов и оформляет свидетельство об исключении судна из соответствующего реестра судов. Свидетельство об исключении судна из соответствующего реестра судов, а также уведомление об аннулировании ранее выданных капитаном морского порта в отношении судна документов в трехдневный срок направляется судовладельцу почтовым отправлением. Судовладелец обязан лично или почтовым отправлением представить в орган государственной регистрации в срок не позднее 10 дней со дня получения свидетельства об исключении судна из соответствующего реестра судов выданные ранее в соответствии с настоящими Правилами документы.

Из материалов дела видно, что судно «Леди Мария» было зарегистрировано Капитаном морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга» в Российском международном реестре судов 27.07.2020 по заявлению фрахтователя- ООО «Фрахмортранс» для цели предоставления права плавания под флагом Российской Федерации на срок до 08.06.2021 года.

На основании пункта 5.1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение.

При рассмотрении дела судом было установлено, что государственная пошлина была оплачена заявителем в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки.

В материалы дела заявителем представлена опись документов во вложение № 2277062101291, заверенное курьерской службой «ВИП ПОСТ». Указанное письменное доказательство подтверждает, что обязанность ООО «Фрахтмортранс» по направлению в регистрирующий орган заявления о продлении срока регистрации судна «ЛЕДИ МАРИА» с приложенным платежным поручением об уплате ежегодного сбора за продление регистрации судна в Российском международном реестре судов, была исполнена в сроки, установленные законодательством и Правилами. Заявление и копии документов для продления в РМРС регистрации судна было направлены в адрес заинтересованного лица 01.06.2021. Отсутствие заявления и платежного поручения в службе Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по состоянию на 08 июня 2021 года, вызвано нарушением оператором почтовой связи «ВИП ПОСТ» сроков доставки приятых от заявителя документов.

Правила не устанавливают способ представления заявителем, заявления о продлении срока регистрации, а также платежного поручения, подтверждающего уплату государственной пошлины. Пунктом 29 Правил устанавливается, что государственный орган принимает их от заявителя или уполномоченного им лица. Таким лицом может являться курьерская служба, являющаяся оператором почтовой связи, и действующая в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Капитаном порта нарушена процедура исключения судов из реестра, не принято решение по поданному своевременно заявлению о продлении регистрации судна, что является нарушением установленных законодательством Правил.

Нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности выражается в том, что в результате незаконных действий и принятого решения заинтересованного лица на заявителя незаконно возложена обязанность по уплате таможенных платежей, подлежащих уплате в результате исключения судна Заявителя из Российского международного реестра судов.

С учетом изложенного, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

1.Признать незаконными действия Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», выразившееся в непринятии решения о продлении регистрации судна «Леди Мария» в Российском международном реестре судов и в исключении из Российского международного реестра судов  судна «Леди Мария» ИМО 9777656.

2.Признать недействительным запись в Российском международном реестре судов №50192077 от 09.06.2021, внесенную Капитаном морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» об исключении из реестра судов судно «Леди Мария», ИМО 9777656.

3.Признать недействительным свидетельство об исключении из реестра судна «Леди Мария», оформленное Капитаном морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» 09.06.2021 № 201605000.

4.Обязать Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» продлить государственную регистрацию судна «Леди Мария  ИМО 9777656 в Российском международном реестре с 08.06.2021, обязать внести запись о продлении регистрации судна в реестре и выдать свидетельство о регистрации судна в РМРС, из которых следует, что данные о регистрации в Российском международном реестре судов и предоставлении разрешения плавания под государственным флагом РФ внесены в реестр 08.06.2021 года.

5.Взыскать с Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "Фрахмортрнас" 9000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                            Балакир М.В.