ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-80079/13 от 25.03.2014 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

01 апреля 2014 года Дело № А56-80079/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2014 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Королевой Т.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терлецкой К.С.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Библиотека Российской академии наук

заинтересованное лицо Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным и отмене Постановления

при участии

от заявителя – представители Журапаров В.Ф. (доверенность от 18.12.2013 № 10214-764-780/273), Милованов А.В. (доверенность от 18.12.2013 № 10214-764-780/399)

от заинтересованного лица – представитель Ковалевич В.В. (уведомлен 30.12.2013 № 167/Дв)

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Библиотека Российской академии наук (далее – Учреждение, Библиотека, БАН) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) от 12.12.2013 г. № 08-8455-3131/ПС о привлечении Библиотеки к административной ответственности по части 7 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа 105 000 руб.

Учреждению вменяется необеспечение котельной БАН приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Управление заявленные требования не признал, поскольку Постановление является законным и обоснованным.

Выслушав доводы обеих сторон и, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Северо-Западного управления Ростехнадзора от 25.10.2013 № 08-8455/Рк в период с 14.11.2013 по 20.11.2013 была проведена проверка выполнения БАН обязательных требований законодательства об энер­госбережении и о повышении энергетической эффективности (в части принятия программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективно­сти, соблюдения собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процес­се их эксплуатации требований энергетической эффективности предъявляемых к та­ким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В резуль­тате проведенных мероприятий установлено, что Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Библиотекой Российской академии наук не обеспечено выполнение требований части 1 статьи 13 Федерального за­кона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ), а именно не осуществляется учет производимой тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 1, с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

По результатам проверки составлен Акт от 20.11.2013 № 08-8455-7220/А и протокол от 20.11.2013 № 08-8455-3279/ПТ об административном правонарушении.

Постановлением от 12.12.2013 №08-8455-3131/ПС Библиотека привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 105 000 рублей.

Частью 7 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Кроме того, Закон обязывает осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Законом установлены конкретные обязанности собственников нежилых зданий по вопросу установки приборов учета используемых энергоресурсов и сроки их исполнения.

Таким образом, котельная должна быть оснащена приборами учета производимой тепловой энергии с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

При этом Закон не связывает данное требование ни с величиной котельной, ни с производительностью котлов, ни с иными обстоятельствами.

Из материалов дела следует, что БАН на праве оперативного управления обладает модульной котельной (свидетельство 78-АЖ № 578597 от 31.05.2012). Котельная обеспечивает тепловой энергией и теплоносителем здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении БАН, а так же по договору на поставку тепловой энергии от 01.09.2013 № 8-Х/2013 обеспечивает тепловой энергией жилое здание ООО «Жилкомсервис № 2 Василеостровского района» и по договору от 01.09.2013 № 9-Х/2013 - здание Санкт-Петербургского филиала федерального государственного бюджетного учреждения науки Архива Российской академии наук (СПФ АРАН) необходимой тепловой энергией.

Возражая против требования Библиотека ссылается на то, что услуги по производству тепловой энергии не являяются основной уставной деятельностью и установление приборов учета не может быть запланировано бюджетным учреждением ввиду его несоразмерно высокой стоимости.

Однако, учет производимой тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 1, с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов не осуществляется. Данный факт Заявителем не оспаривается.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Доказательств принятия Обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение вышеуказанных положений, в материалы дела не представлено.

Таким образом, Библиотека правомерно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.16 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Административным органом Библиотеки назначен штраф в размере 105 000 рублей.

Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом не установлены.

Вместе с тем, суд считает необходимым и возможным снизить размер штрафа, подлежащего взысканию с Библиотеки по факту совершения рассматриваемого правонарушения, руководствуясь следующим.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в абзаце 1 пункта 21 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Кодекс РФ об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, предусматривающих ответственность за конкретное административное правонарушение, и суд не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи. При этом при назначении административного наказания суды должны учитывать характер совершенного правонарушения, личность виновного, его финансовое (имущественное) положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Однако, Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.02.2014 N 4-П "По делу о проверки конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью, была сформулирована иная позиция.

Конституционным Судом РФ федеральному законодателю рекомендовано внести в КоАП РФ изменения, которые позволят назначать за административное правонарушение справедливое и соразмерное наказание с учетом имущественного и финансового положения юридического лица и иных имеющих значение для назначения административного наказания обстоятельств.

Согласно пункту 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ, впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Учитывая изложенное, суд считает возможным применить Постановление Конституционного Суда РФ N 4-П от 24.02.2014 в данном деле.

Суд считает, что наложение на Библиотеку штрафа в размере 105 000 руб. является чрезмерным и подлежит уменьшению до 15 000 руб. Данную сумму суд считает справедливой и соразмерной характеру совершенного Обществом правонарушения.

Руководствуясь статьями 207-211, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требование Федерального государственного бюджетного учреждения науки Библиотека Российской академии наук о признании незаконным и отмене Постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.12.2013 г. № 08-8455-3131/ПС отклонить.

Изменить Постановление Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.12.2013 г. № 08-8455-3131/ПС, в соответствии с которым Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Библиотека Российской академии наук привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 9.16 КоАП РФ, в части назначения наказания, изменить размер административного штрафа с 105 000 руб. до 15 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

Судья Королева Т.В.