Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
21 октября 2020 года Дело № А56-80100/2020
Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года . Полный текст решения изготовлен октября 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Лебедевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга"
заинтересованное лицо - Государственная административно-техническая инспекция
об оспаривании постановления №2369 от 14.08.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №20179 от 14.07.2020
при участии:
от заявителя - ФИО1, по доверенности от 06.08.2020,
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 20.12.2019,
установил:
Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее – заявитель, Общество, АО «Теплосеть Санкт-Петербурга») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции (далее – Инспекция, ГАТИ, заинтересованное лицо) №2369 от 14.08.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №20179 от 14.07.2020, о привлечении Общества к административной ответственности по пункту 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон №273-70), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, с согласия сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представитель Инспекции возражал против удовлетворения заявления.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Административное дело возбуждено по факту выявления совершенных Обществом административных правонарушений, выразившихся в следующем:
- в невосстановлении по адресу: Санкт-Петербург, пр. Лермонтовский, д. 54, лит. X, по истечении 96 часов с момента регистрации уведомления о факте аварии № 22304 элемента благоустройства - асфальтобетонного покрытия, нарушенного в результате производства работ, не требующих получения ордера ГАТИ, а именно: сопряжение восстановленного Обществом асфальтобетонного покрытия выполнено не на одном уровне с асфальтобетонным покрытием, выполненным ООО "СК "ОРИОН ПЛЮС", имеются неровности швов сопряжения, просадки асфальтобетонного покрытия в зоне восстановления Общества, неровность восстановления асфальтобетонного покрытия; а также в нарушении сроков производства работ по устранению аварии как заказчиком производства работ, а именно: на момент осмотра территории 14.07.2020 работы не завершены, элемент благоустройства - асфальтобетонное покрытие не восстановлено, работы производятся более 96 часов;
- в невосстановлении по адресу: Санкт-Петербург, пр. Лермонтовский, д. 54, лит. X, по истечении 96 часов с момента регистрации уведомления о факте аварии № 22368 элемента благоустройства - асфальтобетонного покрытия, нарушенного в результате производства работ, не требующих получения ордера ГАТИ, а именно: сопряжение восстановленного Обществом асфальтобетонного покрытия выполнено не на одном уровне с асфальтобетонным покрытием, выполненным ООО "СК "ОРИОН ПЛЮС", имеются неровности швов сопряжения, просадки асфальтобетонного покрытия в зоне восстановления Общества, неровность восстановления асфальтобетонного покрытия; а также в нарушении сроков производства работ по устранению аварии как заказчиком производства работ, а именно: на момент осмотра территории 14.07.2020 работы не завершены, элемент благоустройства - асфальтобетонное покрытие не восстановлено, работы производятся более 96 часов;
- в невосстановлении по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 173, по истечении 96 часов с момента регистрации уведомления о факте аварии № 22378 элемента благоустройства - асфальтобетонного покрытия, нарушенного в результате производства работ, не требующих получения ордера ГАТИ, а именно: сопряжение восстановленного Обществом асфальтобетонного покрытия выполнено не на одном уровне с асфальтобетонным покрытием, выполненным ООО "СК "ОРИОН ПЛЮС", имеются неровности швов сопряжения, просадки асфальтобетонного покрытия в зоне восстановления Общества, неровность восстановления асфальтобетонного покрытия; а также в нарушении сроков производства работ по устранению аварии как заказчиком производства работ, а именно: на момент осмотра территории 14.07.2020 работы не завершены, элемент благоустройства - асфальтобетонное покрытие не восстановлено, работы производятся более 96 часов;
- в невосстановлении по адресу: Санкт-Петербург, пр. Лермонтовский, д. 54, лит. X, по истечении 96 часов с момента регистрации уведомления о факте аварии № 22712 элемента благоустройства - асфальтобетонного покрытия, нарушенного в результате производства работ, не требующих получения ордера ГАТИ, а именно: сопряжение восстановленного Обществом асфальтобетонного покрытия выполнено не на одном уровне с асфальтобетонным покрытием, выполненным ООО "СК "ОРИОН ПЛЮС", имеются неровности швов сопряжения, просадки асфальтобетонного покрытия в зоне восстановления Общества, неровность восстановления асфальтобетонного покрытия; а также в нарушении сроков производства работ по устранению аварии как заказчиком производства работ, а именно: на момент осмотра территории 14.07.2020 работы не завершены, элемент благоустройства - асфальтобетонное покрытие не восстановлено, работы производятся более 96 часов;
- в невосстановлении по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного капала, д. 177, лит. С, по истечении 96 часов с момента регистрации уведомления о факте аварии №23262 элемента благоустройства - асфальтобетонного покрытия, нарушенного в результате производства работ, не требующих получения ордера ГАТИ, а именно: сопряжение восстановленного Обществом асфальтобетонного покрытия выполнено не на одном уровне с асфальтобетонным покрытием, выполненным ООО "СК "ОРИОН ПЛЮС", имеются неровности швов сопряжения, просадки асфальтобетонного покрытия в зоне восстановления Общества, неровность восстановления асфальтобетонного покрытия, просадка в районе камеры теплосети; а также в нарушении сроков производства работ по устранению аварии как заказчиком производства работ, а именно: на момент осмотра территории 14.07.2020 работы не завершены, элемент благоустройства - асфальтобетонное покрытие не восстановлено, работы производятся более 96 часов;
- в невосстановлении по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 179, лит. А, по истечении 96 часов с момента регистрации уведомления о факте аварии №23335 элемента благоустройства - асфальтобетонного покрытия, нарушенного в результате производства работ, не требующих получения ордера ГАТИ, а именно: сопряжение восстановленного Обществом асфальтобетонного покрытия выполнено не на одном уровне с асфальтобетонным покрытием, выполненным ООО "СК "ОРИОН ПЛЮС", имеются неровности швов сопряжения, застой воды в местах сопряжения, просадки асфальтобетонного покрытия в зоне восстановления Общества, неровность восстановления асфальтобетонного покрытия; а также в нарушении сроков производства работ по устранению аварии как заказчиком производства работ, а именно: на момент осмотра территории 14.07.2020 работы не завершены, элемент благоустройства - асфальтобетонное покрытие не восстановлено, работы производятся более 96 часов.
Актами комиссионного обследования указанных адресов от 23.06.2020, составленным представителями СПБ ГУДП "ЦЕНТР" и ООО "СК "ОРИОН ПЛЮС", от 26.06.2020 с фототаблицей и схемой, составленным представителем СПБ ГУДП "ЦЕНТР", от 08.07.2020, составленным представителем СПБ ГУДП "ЦЕНТР", были зафиксированы выявленные нарушения, о чем была поставлена в известность ГАТИ.
Учитывая требования ст.ст. 27.8, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в целях соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, законный представитель Общества уведомлен о необходимости 14.07.2020 проведения осмотра территории и составления протоколов об административных правонарушениях путём направления уведомления по адресу Общества, указанному в выписке из ЕГРЮЛ.
В ходе осмотра 14.07.2020 указанные правонарушения были зафиксированы специалистом ГАТИ с применением видеозаписи в присутствии представителя Общества по доверенности, по результатам которого были составлены протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 14.07.2020 с фототаблицей и схемой, а также протоколы по делам об административных правонарушениях №№ 20179, 20180, 20181, 20182, 20183, 20184 от 14.07.2020.
Постановлением №2369 от 14.08.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №20179 от 14.07.2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.2 ст.14 Закона №273-70 и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 3.6. Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875 (далее - Правила), производство аварийных работ должно быть произведено в срок, не превышающий 96 часов с момента регистрации аварии, включая время на восстановление элементов благоустройства. Информация о производстве аварийных работ размещается на сайте ГАТИ в сети Интернет по адресу gati-online.ru в открытом доступе. Производитель работ обязан приступить к восстановлению элементов благоустройства незамедлительно после завершения работ по устранению аварии.
Согласно п. 13.10.5.2. Правил в случае, если сроки производства аварийных работ не приходятся на агротехнический период, и отсутствует возможность восстановления элементов благоустройства, владелец объектов обязан восстановить нарушенные элементы благоустройства не позднее 1 мая. При этом, работы по первичному восстановлению благоустройства территории (засыпка траншеи, укладка с разравниванием и уплотнением грунта, первичное восстановление ранее существовавших покрытий) должны быть выполнены в срок, не превышающий 96 часов с момента регистрации аварии.
В силу п. 11.10. Правил ответственность за невосстановление элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ, несет производитель работ. Ответственность за нарушение сроков производства работ по восстановлению элементов благоустройства несет заказчик.
В соответствии с п. 1.4.20. Правил производитель работ - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков (генеральный подрядчик), следовательно, на Общество возложена обязанность по соблюдению указанных пунктов Правил.
Согласно ордеру ГАТИ на производство плановых работ № У-4485 от 08.05.2020 заказчиком работ по ремонту асфальтобетонного и плиточного покрытия, складированию материалов и оборудования на территории наб. Обводного канала от Подъездного пер. до ул. Циолковского является СПБ ГКУ "Дирекция транспортного строительства", а производителем - ООО "СК "ОРИОН ПЛЮС".
Из письма ООО "СК "ОРИОН ПЛЮС" в адрес ГАТИ следует, что указанная организация выполнила работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия па участке от Московской пр. до ул. Циолковского, однако, в связи с производством Обществом аварийных работ была нарушена целостность уложенного верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.
В пределах указанного участка Обществом производились аварийные работы, о чем Общество проинформировало ГАТИ уведомлениями о проведении работ по ликвидации аварий №№ 22304, 22368, 22378, 22712, 23262, 23335 с указанием конкретных адресов производства таких работ. Согласно указанным уведомлениям владельцем инженерных коммуникаций по указанным в уведомлениях адресам, как и производителем работ на них, являлось Общество.
Актом комиссионного обследования от 17 июля 2020 года установлено, что нарушенное в результате произведенных Обществом аварийных работ асфальтобетонное покрытие было восстановлено в полном объеме силами СПБ ГУДП "ЦЕНТР".
Таким образом, не восстановив элемент благоустройства - асфальтобетонное покрытие после проведения аварийных работ в установленные сроки, Общество тем самым нарушило вышеуказанные пункты Правил и совершило правонарушения, административная ответственность за каждое из которых предусмотрена п. 2 ст. 14 Закона № 273-70.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона №273-70 производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их завершения и окончания срока действия ордера, либо невосстановление после завершения работ объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ без ордера, а также работ, производство которых разрешено без ордера, влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Факт нарушения Обществом вышеприведенных нормативных положений установлен административным органом и подтверждается материалами дела.
Вмененное Обществу правонарушение правильно квалифицировано административным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 273-70.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований вышеприведенных нормативных положений в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на их соблюдение, при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененных правонарушениях применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, ГАТИ в ходе производства по делу об административном правонарушении установила именно те юридически значимые обстоятельства (правовые и фактические основания), наличие которых позволяет применить к Обществу инструменты публично-правового реагирования в виде административного наказания, предусмотренного указанными нормами.
Из представленных материалов дела арбитражный суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Следовательно, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Общественная опасность совершенного Обществом административного правонарушения заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, не проявлению должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований закона.
С учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
При назначении административного наказания ГАТИ учитывала характер совершенного правонарушения, отсутствие сведений о тяжелом финансовом положении заявителя, наличие смягчающих ответственность обстоятельств и отягчающих ответственность обстоятельств.
Анализ постановлений о назначении административного наказания заявителю, которые были учтены ГАТИ в качестве отягчающих ответственность обстоятельств, позволяет сделать вывод о систематическом нарушении заявителем требований законодательства в сфере благоустройства, что свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере благоустройства.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа на которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен, если его наложение в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Решение о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, может быть принято только в исключительных случаях.
Общество не представило доказательств наличия обстоятельств, подтверждающих, что примененная Инспекцией санкция не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав организации.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения постановления нет, наказание назначено заявителю с учетом всех обстоятельств дела и отвечает принципам соразмерности и справедливости, соответствует целям назначения наказания.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, требования Общества не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.