Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 февраля 2016 года Дело № А56-80139/2015
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 29 февраля 2016 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Радынова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котоминой М.Д.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МИНУТКА»
заинтересованное лицо Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой службы № 7 по Ленинградской области,
о признании незаконным и отмене постановления № 478653/5152 от 22.10.2015 года
при участии: от заявителя - ФИО1 (доверенность от 30.10.2015 года), от заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность от 12.012016 года),
установил:
ООО «МИНУТКА» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы № 7 по Ленинградской области (далее заинтересованное лицо, Инспекция) № 72-00-15/925 от 21.07.2015 года.
На основании статьи 137 АПК РФ суд завершает предварительное судебное заседание, переходит в основное судебное заседание.
Заявитель поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица заявленные требование не признал, представил отзыв.
Исследовав обстоятельства дела, представленные доказательства суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Инспекцией на основании поручения заместителя начальника ФИО3 от 16.10.2015 года № 267 была проведена проверка ООО «МИНУТКА» по месту осуществления деятельности, расположенного по адресу: <...> автомойка, по вопросу выполнения Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
При проведении проверки 16.10.2015 года в 11 час. 10 мин. выявлено нарушение, выразившееся в осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг по предоставлению во временное пользование оборудования на автомойке - клиентом оплачено 10 рублей за предварительную мойку автомобиля и 10 рублей за ополаскивание. Оплата произведена наличными денежными средствами - монетами достоинством по десять рублей через устройство, работающее в автоматическом режиме. В момент оплаты клиенту чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой не выдан (бланк строгой отчетности не выдан). Монеты опущены в приемник монет. После оплаты клиенту предоставлено во временное пользование оборудование (время по 10 секунд) для самостоятельной мойки автомобиля. Мойка самообслуживания ООО «Минутка» состоит из 2-х секций для одновременной мойки 2 автомобилей. Обслуживающего персонала автомойки рядом с секциями (постами) не установлено. Монетоприемник фактически является платежным терминалом - устройством для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации, осуществляющих наличные денежные расчеты). После вложения 10 руб. клиентом оборудование автоматически включилось, при этом кассовый чек платежным терминалом не был выдан. Клиент самостоятельно осуществил мойку автомобиля, по окончании которой платежный терминал также не выдал кассовый чек.
Результаты проверки отражены в акте N 478653 от 19.10.2015 года и в приложении к акту № 478653 от 16.10.2015 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 19.10.2015 года Инспекцией в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Постановлением от 22.10.2015 N 478653/5152 ООО «Минутка» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В протоколе об административном правонарушении от 19.10.2015г. № 478653/5152 и в постановлении о назначении административного наказания от 22.10.2015г. № 478653/5152 указано, что при оказаний услуг по предоставлению во временное пользование оборудования на автомойке - клиентом оплачено 10 рублей за предварительную мойку автомобиля и 10 рублей за ополаскивание кассовый чек платежным терминалом не был выдан.
Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993г. № 163 утвержден «ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению», в соответствии с которым услуги автомойки, в зависимости от вида транспортного средства, могут быть отнесены к позиции 017103 «Уборочно-моечные работы», входящие в вид деятельности «Техническое обслуживание легковых автомобилей» (код 017100), или к позиции 017303 «Уборочно-моечные работы», входящие в вид деятельности «Техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов» (код 017300).
Таким образом, вид деятельности ООО «МИНУТКА» является оказание услуг.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно ст.1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ приведено понятие платежного терминала. Под платежным терминалом понимается устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).
Статьей 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ установлены требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения:
Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). При этом контрольно-кассовая техника. применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна:
- быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
- быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
- иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо требований, установленных п. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ должна (п. 1.1. ст. 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):
- быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа:
- быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
- передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные. регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.
Статьей 5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ установлены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны (п.1 ст. 5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):
- осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти):
- выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию:
- производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных п. 1 ст. 5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, обязаны (п. 2 ст. 5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):
- использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата. установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
- осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.
При этом ООО «МИНУТКА» ИНН <***> не регистрировало контрольно-кассовой техники в МИФНС России № 7 по Ленинградской области.
Общество утверждает, что механизм по приему денежных средств на автомойке не работает без участия уполномоченного сотрудника заявителя.
Однако, согласно объяснениям (приложение к Акту № 478653) в момент осуществления наличного денежного расчета за оказание услуги по предоставлению во временное пользование оборудования на автомойке в размере 10 руб. за предварительную мойку автомобиля и 10 рублей за ополаскивание сотрудник ООО «МИНУТКА», назначенный для выдачи БСО отсутствовал на рабочем месте без объяснения причин.
Монетоприемник фактически является платежным терминалом - устройством для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации, осуществляющих наличные денежные расчеты).
Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2015 по делу N А56-60818/2015.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Исходя из буквального прочтения п. 2.1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ от применения контрольно-кассовой техники, но с выдачей документа о приеме денежных средств по требованию покупателя, освобождены налогоплательщики единого налога на вмененный доход только в случае осуществления деятельности, не подпадающей под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Таким образом, статус плательщика единого налога на вмененный доход не является достаточным для освобождения от применения контрольно-кассовой техники, необходимо еще и осуществление предпринимательской деятельности, не включенной в пункты 2 и 3 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Следовательно, на налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, оказывающих услуги населению, положения пункта 2.1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ не распространяются.
Соответственно, в случае оказания организацией, являющейся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход услуг населению без применения контрольно-кассовой техники в силу п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ выдача соответствующих бланков строгой отчетности обязательна вне зависимости от требования покупателя (такой оговорки в п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ в отличие от пункта 2.1 указанной статьи не содержится).
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 N 13АП-7937/2015 по делу N А56-87293/2014. Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу N А57-8320/2014
Таким образом, применение бланков строгой отчетности вместо контрольно-кассовой техники не является правом организаций и индивидуальных предпринимателей, а является их обязанностью, установленной Законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Как следует из материалов дела ООО «МИНУТКА» является плательщиком единого налога на вмененный доход.
Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993г. № 163 услуги автомойки, в зависимости от вида транспортного средства, могут быть отнесены к позиции 017103 или к позиции 017303, а соответственно, могут осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, однако с обязательным использованием бланков строгой отчетности.
Следовательно, если деятельность, осуществляемая организациями или индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход, связана с оказанием услуг населению, то применяются положения п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В этом случае альтернативой применению контрольно-кассовой техники является выдача бланков строгой отчетности, форма которых утверждена Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 (далее - Постановление от 06.05.2008 № 359), в соответствии с которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению, а выдавать бланки строгой отчетности, соответствующие требованиям Положения, вне зависимости от применяемого налогоплательщиком режима налогообложения.
В соответствии с п. 2 Положения на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.
В соответствии с п. 3 и 4 Постановления от 06.05.2008 № 359 документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5-6 Положения: а) наименование документа, шестизначный номер и серия; б) наименование и организационно- правовая форма - для организации: фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя; в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ; д) вид услуги; е) стоимость услуги в денежном выражении; ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты; з) дата осуществления расчета и составления документа; и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя); к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов. Как указано выше, в силу требований п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ Заявитель при оказании услуги по предоставлению во временное пользование оборудования на автомойке мог осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, но при условии обязательной выдачи бланка строгой отчетности вне зависимости от того, является ли он плательщиком единого налога на вмененный доход по данному виду деятельности, или нет. При этом обязанность выдавать бланки строгой отчетности не обусловлена требованием клиента предоставить ему этот документ.
Данный вывод соответствует позиции Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.06.2012 № ВАС-7182/12, которым отказано в передаче в Президиум Высшего арбитражного Суда Российской Федерации дела № А54-5700/2011.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов за оказание услуги по предоставлению во временное пользование оборудования на автомойке ООО «Минутка» контрольно-кассовая техника применена не была, бланк строгой отчетности также выдан не был, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенной на ООО «МИНУТКА» публично-правовой обязанности.
Таким образом, ООО «МИНУТКА» не приняло должные меры по соблюдению указанных выше требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Кроме того, в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что ООО «МИНУТКА» предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
По заключению суда материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Срок для привлечения Общества к административной ответственности соблюден. Наказание назначено с учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Оснований для признания деяния малозначительным нет.
На основании изложенного в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявления ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МИНУТКА» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Радынов С.В.