Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
20 декабря 2021 года Дело № А56-80201/2021
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2021 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо ООО «Инженерный центр «Лифт-Диагностика»
о признании недействительным решения от 18.05.2021 № 78/13889/21
о признании недействительным предписания от 18.05.2021 № 78/13890/21
при участии
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 30.07.2021 № 108)
от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 23.05.2021)
от третьего лица: Учитель М.Е. (по доверенности от 01.12.2021)
установил:
Некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, УФАС, Управление) о признании недействительным решения от 18.05.2021 № 78/13889/21; о признании недействительным предписания от 18.05.2021 № 78/13890/21.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Инженерный центр «Лифт-Диагностика».
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Представитель УФАС возражал против удовлетворения заявления.
Представитель третьего лица поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, извещение 057270000012100400, опубликовано на сайте для размещения информации о проведении торгов https://www.roseltorg.ru (далее - сайт торгов).
Предметом аукциона является выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов.
Публикация извещения: 31.03.21 00:00:00 (МСК)
Приём заявок: до 22.04.21 11:10:00 (МСК)
Рассмотрение заявок: до 28.04.21 00:00:00 (МСК)
Проведение торгов: 04.05.21 11:00:00 (МСК)
Начальная (максимальная) цена: 494 512,01 рублей.
ООО «Инженерный центр «Лифт-Диагностика» обратилось в УФАС с жалобой (вх. от 20.04.2021 №13520-ЭП/21) на действия Организатора торгов – НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" при организации и проведении аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов (извещение №057270000012100400).
ООО «Инженерный центр «Лифт-Диагностика» в жалобе указало на то, что установленный заказчиком срок (14 календарных дней) выполнения работ по проектированию не соответствует разумным срокам.
По результатам рассмотрения жалобы Антимонопольным органом было вынесено решение от 18.05.2021 № 78/13889/21, в рамках которого УФАС решило:
1.Признать жалобу ООО «Инженерный центр «Лифт-Диагностика» обоснованной.
2.Признать в действиях Организатора торгов - Некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» нарушение пункта 79, подпункта ж) пункта 135 Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Оспариваемым предписанием от 18.05.2021 № 78/13890/21 Управление обязало: НО «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в срок до 11 июня 2021 года: аннулировать электронный аукцион № 057270000012100400 (https://www.roseltorg.ru/).
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель оспорил их в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, связанные с проведением рассматриваемых торгов, регулируются Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение).
В силу подпункта ж) пункта 129 Положения в извещении о проведении электронного аукциона в обязательном порядке указываются сведения о месте, сроках оказания услуг и (или) выполнения работ и условия оплаты выполненных работ (услуг).
В соответствии с пунктом 10 извещения сроки оказания услуг и (или) выполнения работ:
-дата начала: с момента подписания сторонами договора.
-дата окончания: через 14 календарных дней с момента начала выполнения работ.
В соответствии с пунктом 134 Положения определено, что документация об электронном аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком.
Согласно пункту ж) 135 Положения документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать: график оказания услуг и (или) выполнения работ, включая стоимость этапов выполнения работ (услуг), в соответствии с проектной и (или) сметной документацией; форму, сроки и порядок оплаты услуг и (или) работ место, условия и сроки (периоды) оказания услуг и (или) выполнения работ порядок сдачи приемки услуг и (или) работ.
В пункте 12 Раздела X аукционной документации установлены сроки оказания услуг и (или) выполнения работ: «Дата начала: с момента подписания сторонами Договора. Дата окончания: через 2 недели (14 календарных дней) с начала выполнения работ. Сроки выполнения этапов работ (оказания услуг): в соответствии с графиком производства и стоимости работ, указанном в разделах XV «График оказания услуг и (или) выполнения работ, включая стоимость этапов выполнения работ (оказания услуг)» и XVII «Проект договора о проведении капитального ремонта».
Раздел XV «График оказания услуг и (или) выполнения работ, включая стоимость этапов выполнения работ (оказания услуг)» также содержит указание на дату начала выполнения работ (момент подписания договора) и дату окончания выполнения работ (14 календарных дней). Кроме того, указанный график содержит указание на, что в рамках выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемого аукциона, победителю торгов будет необходимо совершить обследование, проектирование и согласования за 14 календарных дней.
Согласно пункту 3.4. Проекта договора датой окончания выполненных работ по Объекту считается дата подписания сторонами Акта сдачи-приемки работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта Объекта общего имущества в многоквартирном доме (далее – Акт сдачи-приемки) по форме согласно Приложению 8 к Договору, в порядке, установленном статьей 8 Договора.
В соответствии с пунктом 6.1. Проекта договора установлено, что Заказчик обязан передать Подрядчику в течение 10 (десяти) дней с момента подписания Договора иные исходные данные по перечню исходной документации (Приложение 5 к Договору) по акту.
Пунктом 6.4. Проекта договора установлено, что Заказчик, обязан рассматривать в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней принятую от Подрядчика по Накладной на передачу проектной документации по форме согласно Приложению № 6 к Договору Документацию, подписанную Подрядчиком и соответствующую пункту 8.1 Договора.
При отсутствии замечаний направляет уведомление (Приложение 7 к Договору) Подрядчику о необходимости предоставить Акт(-ты) сдачи-приемки по форме согласно Приложению № 8 к Договору.
При наличии замечаний Заказчик оформляет акт выявленных нарушений в порядке, установленном статьей 8 Договора.
Согласно пункту 8.2. Подрядчик обязан не менее чем за 5 (пять) рабочих дней письменно уведомить Заказчика о завершении работ по Договору (по этапу Работ по Договору) и готовности Документации к передаче.
В случае мотивированного отказа Заказчика от приемки Документации по причине ее ненадлежащего качества и обнаружения недостатков в разработанной Документации, Заказчик составляет акт выявленных нарушений с перечнем необходимых доработок. Подрядчик обязан безвозмездно устранить все имеющиеся недостатки в Документации, в установленном порядке и в срок, указанный в пункте 5.8 Договора.
Общий срок устранения отклонений и приёмки Документации, с момента первого предоставления Документации Подрядчиком, не может превышать срок выполнения работ, указанный в п. 3.2 Договора (пункт 8.6. Проекта договора)
Согласно пункту 8.8. Проекта договора Подрядчик, получив уведомление о необходимости предоставить Акт сдачи-приемки в соответствии с пунктом 8.4 Договора, в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет Заказчику Акт сдачи-приемки по форме согласно Приложению №8к Договору.
В соответствии с пунктом 11 Задания на проектирование установлена обязанность Подрядчика получить технические требования (технические условия) на подключение лифтового оборудования к системе электроснабжения многоквартирного дома, а так же копии паспорта заменяемого лифтового оборудования, копия заключения инженерного центра по результатам оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, согласовать схемы прокладки и подключения силовых питающих линий лифтового оборудования.
Указанные документы и согласования проектная организация должна получить лично в организации, осуществляющей управление многоквартирным домом. В случае отказа в их предоставлении Подрядчик должен в течение 3 дней сообщить Заказчику.
Однако сроки на предоставление Подрядчику указанной документации и согласований ни действующим законодательством, ни договором не установлены.
Разделом 15 Задания на проектирование определены требования о порядке проведения согласований с ведомствами и организациями.
Все необходимые согласования проектно-сметной документации с заинтересованными ведомствами и организациями выполняются Подрядчиком в объеме требований действующих нормативно-правовых документов при участии Заказчика, в том числе:
- осуществить согласование с уполномоченным представителем собственников МКД и (или) организацией, управляющей МКД;
- раздел «Проект выноса (защита) инженерных сетей, проходящих в зоне производства работ по ремонту (замене) лифтового оборудования» согласовать с ресурсоснабжающей организацией или организацией, на балансе которой находятся сети;
- раздел «Сети связи. Диспетчеризация» подлежит обязательному согласованию в жилищном комитете. Приемка ПСД Заказчиком будет осуществляться только после получения согласования раздела Жилищным комитетом.
Документацией не установлены порядок и сроки осуществления указанных согласований (за исключением согласования раздела Диспетчеризация Жилищным комитетом), что порождает ситуацию неопределенности аналогичную описанной выше и невозможности выполнить работы в течение 14 дней.
Раздел проектной документации «Диспетчеризация» должен быть согласован с Жилищным комитетом.
Административным регламентом, утвержденным Распоряжением Жилищного комитета от 18.03.2010 № 87-Р установлено, что Жилищный комитет согласовывает проектную документацию в течение 15 дней, что само по себе превышает общий срок выполнения работ.
Таким образом, совокупность приведенных выше положений документации об аукционе свидетельствует о том, что Организатором торгов не установлены график, сроки (периоды) выполнения работ, указан лишь общий срок исполнения договора, что противоречит требованиям подпункта ж) пункта 135 Положения.
ООО «Инженерный центр «Лифт-Диагностика» были представлены сведения по ранее заключенным между Заказчиком и ООО «Инженерный центр «Лифт-Диагностика» договорам на выполнение проектных работ по замене лифтов, расположенных в металлокаркасных и (или) приставных шахтах.
Согласно указанной информации в период с 16.06.2017 по 06.04.2021 между ООО «Инженерный центр «Лифт-Диагностика» и Организатором торгов заключено 15 договоров на выполнение проектных работ по замене лифтов, расположенных в металлокаркасных и (или) приставных шахтах, срок выполнения работ в рамках указанных договоров составляет от 30 до 80 дней.
Управление правомерно пришло к выводу о том, что столь короткий срок выполнения работ (14 дней с момента подписания договора) с длительностью производственного цикла выполнения работ, учитывая необходимость получения исходных данных (в течении 10 дней после подписания договора); технических условий; копии паспортов заменяемого лифтового оборудования, копии заключения инженерного центра по результатам оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, согласования схемы прокладки и подключения силовых питающих линий лифтового оборудования; согласования с уполномоченным представителем собственников МКД и (или) организацией, управляющей МКД; согласования с ресурсоснабжающей организацией или организацией, на балансе которой находятся сети; согласования в Жилищном комитете, противоречит требованиям пункта 79 Положения.
Следовательно, оспариваемое решение антимонопольного органа и выданное на основании решения предписание правомерны и обоснованы.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Требования заявителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.