Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
31 октября 2018 года Дело № А56-80397/2018
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Телешовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Тропик»
к Управлению Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу
о признании незаконными действий
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 21.09.2018
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.01.2018
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Тропик» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФК) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в возврате Обществу письмом от 18.05.2018 №7200-04-14/6254 исполнительного листа ФС №021858684, выданного Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-51467/2016.
В ходе рассмотрения дела судом Обществом ходатайствовало об уточнении требований, а именно, просило:
- истребовать копию решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2017 и копию исполнительного листа серии ФС № 021858684 по делу №А56-51467/2016, полученные, по утверждению УФК, Управлением от Общества письмом (исх. № 46 от 25.04.2018)
- признать незаконными действия УФК, выразившиеся в непринятии к исполнению заявления Общества об исполнении решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2017 по делу №А56-51467/2016.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом приняты уточнения.
В судебном заседании присутствовали представители обеих сторон. Заявитель поддержал требования, а заинтересованное лицо возражало по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2017 по делу № А56-51467/2017 с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в пользу Общества взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 решение суда первой инстанции в указанной части оставлено без изменения.
По делу № А56-51467/2017 Обществу выдан исполнительный лист серии ФС № 021858684.
Обществом в Управление направлено заявление о перечислении денежных средств, подлежащих взысканию по решению суда по делу № А56-51467/2017 (исх. № 46 от 25.04.2018). Согласно перечню прилагаемых документов к письму прилагаются копия решения арбитражного суда от 11.10.2017 по делу № А56-51467/2017, исполнительный лист ФС № 021858684.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Обществу направлено письмо (исх. № 7200-04-14/6254 от 18.05.2018) с указанием на необходимость предъявления оригинала исполнительного листа серии ФС № 021858684 вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), по месту обслуживания соответствующего лицевого счета должника - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, а именно, в Отдел № 14.
Общество, полагая, что Управление, не исполнив исполнительный документ, незаконно возвратило его Обществу, обратилось в арбитражный суд. В ходе рассмотрения настоящего дела судом Общество подтвердило факт того, что возврат исполнительного листа Управлением не производился. При этом Общество настаивало на том, что оригинал исполнительного листа направлялся им в Управление, в подтверждение ссылалось на опись почтового отправления от 28.04.2018 (почтовый идентификатор 19103622362377).
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Специальный порядок и особенности обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплены в главе 24.1 БК РФ, положениями которой определено, что взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании и во исполнение судебных актов путем организации исполнения требований исполнительных документов (судебных приказов).
Отдельные регламентированные процедуры организации исполнения требований судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета непосредственно по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, установлены нормами статьи 242.3 БК РФ, в силу пункта 1 которой исполнительный документ (судебный приказ), предусматривающий обращение взыскания на средства федеральных казенных учреждений, подлежит направлению на исполнение в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия учреждению - должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
При этом вышеуказанные нормы предполагают предъявление к исполнению и возврат именно оригинала исполнительного документа (судебного приказа).
Исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, установлен пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ими являются:
непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ;
несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ, в территориальный орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;
нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
По утверждению Управления, Обществом исполнительный лист серии ФС № 021858684 (оригинал) к исполнению в соответствии с установленным порядком в Управление или его обособленные структурные подразделения не предъявлялся.
10.05.2018 в адрес Управления поступило заявление Общества от 25.04.2018 № 46 о перечислении денежных средств, подлежащих взысканию, (далее - Заявление) с приложением заверенной Обществом светокопии решения Арбитражного суда города города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2017 по делу № А56-51467/2016 на 5 листах в 1 экземпляре и незаверенных светокопий 1, 5 и 7 страниц исполнительного листа серии ФС № 021858684 на 3 листах в 1 экземпляре.
По правилам ведения делопроизводства в Управлении вся поступающая корреспонденция централизованно проходит первичную обработку, рассмотрение и регистрацию. При приеме входящей корреспонденции на бумажных носителях проверяется правильность доставки, а также наличие указанных в документах приложений (пункты 5.2.1 и 5.2.2 Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 27.05.2011 № 206 (далее - Инструкция)).
Так, службой делопроизводства Управления из числа сотрудников Административно-финансового отдела Управления при обработке 10.05.2018 поступившей в Управление корреспонденции было обнаружено несоответствие «приложения», указанного в заявлении Общества, приложенным к нему документам, а именно, в поступившем комплекте документов отсутствовал указанный в Заявлении оригинал исполнительного листа, о чем службой делопроизводства был составлен соответствующий акт от 10.05.2018 и проставлена пометка в электронной регистрационной контрольной карточке документа посредством прикладного программного обеспечения автоматизированной системы документооборота (ППО АСД «Ландокс»), используемого с целью ведения делопроизводства в территориальных органах Федерального казначейства
В связи с отсутствием оригинала исполнительного документа Заявление Общества после обработки и рассмотрения признано обращением организации и зарегистрировано в общем порядке в журнале «Входящая корреспонденция» под номером 17177 (глава V Инструкции).
Регистрация же поступающих в Управление исполнительных документов производится в журнале «Исполнительные документы от граждан и организаций».
18.05.2018 Обществу в ответ на поступившее Заявление в пределах установленных сроков направлено письмо (исх. per. № 7200-04-14/6254) с указанием на необходимость предъявления к исполнению именно оригинала исполнительного документа серии ФС № 021858684 вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, а также с целью ускорения процедуры организации исполнения требований решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2017 по делу № А56-51467/2016 рекомендовано предъявить названный комплект документов непосредственно по месту обслуживания соответствующего лицевого счета должника - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - в Отдел № 14, расположенный по адресу: наб. р. Фонтанки, д. 22, лит. Б, пом. 1Н, Санкт-Петербург, 191028.
Таким образом, причиной невозбуждения производства по исполнению требований исполнительного документа явилось не отсутствие лицевого счета должника в Управлении, а ненаправление Обществом в составе комплекта документов оригинала исполнительного документа, подлежащего исполнению.
Иначе, в условиях предъявления Обществом в Управление оригинала исполнительного документа, даже при наличии обстоятельств для возврата исполнительного документа по одному из оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ, такой возврат был бы произведен Управлением с указанием причины возврата в соответствии с пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа на исполнение в территориальный орган Федерального казначейства по установленной форме уведомлением о возврате исполнительного документа согласно приложению № 1 к приказу Федерального казначейства от 14.09.2016 № 333 «Об утверждении Порядка учета и хранения территориальными органами Федерального казначейства исполнительных документов, решений налоговых органов и документов, связанных с их исполнением».
Управлением суду по его запросу были представлены на обозрение документы, поступившие от Общества с письмом исх. № 46 от 25.04.2018, а именно, копия решения Арбитражного суда СПб и ЛО от 11.10.2017 и копия исполнительного листа серии ФС № 021858684 по делу №А56-51467/2016, в связи с чем требование заявителя об истребовании указанных документов следует считать исполненным.
Судом установлено, что оригинал исполнительного листа среди документов отсутствует.
Суд Общества предложил ему обеспечить явку в судебное заседание в качестве свидетеля лица, осуществлявшего отправку спорных документов в Управление – ФИО3.
Общество не смогло обеспечить явку в судебное заседание в качестве свидетеля указанного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4). Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (часть 5).
С учетом доводов Управления, необеспечением Обществом явки в суд в качестве свидетеля лица, направившего документы в Управление, а также того, что в описи почтового отправления от 28.04.2018 в графе «наименование предметов» указано помимо «исполнительный лист по делу № А56-51467/2016 от 11.10.2017» также «решение по делу № А56-51467/2016 от 11.10.2017», тогда как самим заявителем не оспаривается факт того, что им был направлено не решение, а копия решения суда, суд полагает, что заявителем не доказан факт направления в Управление оригинала исполнительного листа по делу № А56-51467/2016, в связи с чем основания для признания действий Управления незаконными отсутствуют.
На основании изложенного в удовлетворении требования Общества о признании незаконными действий УФК, выразившихся в непринятии к исполнению заявления Общества об исполнении решения Арбитражного суда СПб и ЛО от 11.10.2017 по делу №А56-51467/2016 надлежит отказать.
Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.