Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 февраля 2016 года Дело № А56-80476/2015
Резолютивная часть решения объявлена января 2016 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2016 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Немичевой И.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Закрытое акционерное общество "БАНК БЕРЕЙТ"
заинтересованное лицо Центральный банк Российской Федерации (главное Управление по Ленинградской области), Отделение по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ
об оспаривании предписания
при участии
от заявителя - ФИО1, по доверенности от 10.10.2014,
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 29.09.2015,
ФИО3, по доверенности от 10.11.2015,
ФИО4, по доверенности от 15.12.2015
установил:
Закрытое акционерное общество "БАНК БЕРЕЙТ" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отделения по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ (далее – Отделение) от 06.10.2015 №Т241-4-25.5/11609ДСП.
В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал.
Представители Отделения возражали против удовлетворения заявления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Отделение проанализировало информацию, направленную Обществом в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон №115-ФЗ) в период с 01.07.2015 по 31.07.2015 в Росфинмониторинг по сделкам скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и установило следующее.
В нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ, пункта 2.5 и Приложения 4 Положения Банка России от 29.08.2008 №321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в 5 записях представленных в уполномоченный орган по коду вида операции 5005 «Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий», неверно указаны сведения о представителе юридического лица являющегося клиентом банка, совершающего операции с денежными средствами или иным имуществом.
В связи с выявленным нарушением Отделение, руководствуясь статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Инструкцией Банка России от 31.03.1997 №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия», выдало Обществу предписание от 06.10.2015 №Т241-4-25.5/11609ДСП, которым ввело в отношении заявителя с 07.10.2015 сроком на 6 месяцев ограничение на осуществление переводов денежных средств:
на осуществление переводов денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте по поручению клиентов банка - резидентов на счета нерезидентов, открытые в иностранных банках и в российских кредитных организациях, а также на счета резидентов (в том числе собственные счета резидентов, по поручению которых осуществляется перевод денежных средств), открытые в иностранных банках, в сумме, не превышающей в долларовом эквиваленте 1 млн.долларов;
на осуществление переводов денежных средств в валюте Российской Федерации по поручению клиентов банка юридических лиц - резидентов на счета юридических лиц -резидентов и индивидуальных предпринимателей (за исключением обязательных платежей в бюджет и государственные-внебюджетные фонды, исполнения-обязательств по кредитам банков), открытые в данной кредитной организации и в других российских кредитных организациях, в объеме не более 0,8 млрд.рублей;
на куплю-продажу иностранной валюты по поручению клиентов в безналичной форме в объеме, не превышающем в долларовом эквиваленте 1 млн.долларов в месяц;
на привлечение денежных средств юридических лиц путем продажи им векселей в сумме, не превышающей 50 млн.рублей в месяц.
Также Обществу предписано:
- в срок не позднее 2-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, представлять в Отделение информацию о выполнении настоящего предписания в части ограничений банковских операций. При этом в случае превышения показателей, в отношении которых настоящим предписанием введено ограничение, необходимо представлять развернутые сведения о причинах допущенных превышений на каждую внутримесячную дату в течение 2-х рабочих дней с момента совершения операции (на бумажном носителе и в электронном виде);
принять меры по недопущению нарушений и недостатков по соблюдению законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в дальнейшей работе.
Данное предписание оспорено Обществом в судебном порядке. Общество ссылается на несоразмерность примененной меры воздействия характеру допущенных нарушений.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:
- вид операции и основания ее совершения;
- дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
- сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
- сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Факт нарушения Обществом требований действующего законодательства подтвержден материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
Между тем, из материалов дела следует, что в спорных записях вместо генерального директора ООО «Лучшие обручальные кольца» ФИО5, указан предыдущий генеральный директора ФИО6. Оба представителя юридического лица идентифицированы Обществом.
Представитель Общества пояснил, что при формировании данных сообщений по коду вида операции 5005 в июле 2015 года представлены неверные сведения по невнимательности ответственного сотрудника. 14.09.2015 вышеуказанные сообщения исправлены и направлены в Росфинмониторинг с достоверно указанной информацией.
Согласно пункту 1.13 Приказа Банка России от 31.03.1997 № 02-139 «О введении в действие Инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» (далее – Приказ) принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия надзорный орган основывается на результатах анализа, проведенного в соответствии с требованиями п. 1.4 настоящей Инструкции.
Пунктом 1.15 Приказа предусмотрено, что к принудительным мерам воздействия относятся:
- штрафы;
- требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;
- требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";
- требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;
- ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
- запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;
- запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
- требование о замене руководителей кредитной организации;
- назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;
- отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
В соответствии с пунктом 1.4 Приказа выбор мер воздействия, если это специально не оговорено настоящей Инструкцией, производится надзорными органами самостоятельно исходя из положений Федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", настоящей Инструкции, других нормативных актов Банка России с учетом:
- характера допущенных кредитной организацией нарушений;
- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;
- общего финансового состояния кредитной организации.
Из материалов дела следует, что 30.10.2015 Отделением вынесено постановление о привлечении Председателя Правления Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ за нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи и7 Закона №115-ФЗ (неверное указание сведений о представителе юридического лица). Штраф должностным лицом уплачен.
29.12.2015 Отделением вынесено постановление о привлечении должностного лица Общества ФИО7 к административной ответственности за то же нарушение.
В данном случае, суд считает, что выданное предписание является несоразмерной мерой ответственностью за допущенные нарушения, поскольку все пять нарушений по порядку заполнения носят аналогичный характер; допущенная техническая ошибка в указании имени и отчества должностного лица исправлена; должностные лица Общества понесли наказание за допущенные нарушения; принятая Отделением мера воздействия может создать реальную угрозу интересам клиентов банка.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы Общества и подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным предписание Отделения по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ от 06.10.2015 №Т241-4-25.5/11609ДСП.
Взыскать с Центрального банка РФ в пользу закрытого акционерного общества «Банк Берейт» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Соколова Н.Г.