ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-8071/17 от 20.03.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

21 марта 2017 года Дело № А56-8071/2017

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2017 года. Полный текст решения изготовлен 21 марта 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Терешенкова А.Г.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Яйлоян Э.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КЕМИРА ХИМ"

заинтересованное лицо - Выборгская таможня

об оспаривании действий

при участии

от заявителя – Антонов М.В.,

от заинтересованного лица – Новалодский Н.Д., Романова М.Г.,

установил:

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КЕМИРА ХИМ" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным действий Выборгской таможни (далее – таможня, таможенный орган) по корректировке таможенной стоимости по ДТ №№ 10206082/060715/0002353; 10206082/280915/0003742; 10206082/261015/0004108; 10206082/281015/0004147; 10206082/291015/0004150; 10206082/231115/0004498; 10206082/301115/0004592; 10206082/211215/0004893.

Представители общества поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель таможни возражал против заявленных требований.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Кемира Хим» 22.12.2010 заключило с компанией Kemira Oyj (Финляндия) договор поставки № Р10/2011.

В соответствии с договором поставки от 22.12.2010 № Р10/2011, заключенным с компанией Kemira Oyj (Финляндия), Общество, выступая в качестве декларанта товаров на основании ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), с применением электронной формы декларирования осуществило декларирование в регионе деятельности Выборгской таможни в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» в декларациях на товары №№ 10206082/060715/0002353, 10206082/280915/0003742, 10206082/261015/0004108, 10206082/281015/0004147, 10206082/291015/0004150, 10206082/231115/0004498, 10206082/301115/0004592, 10206082/211215/0004893 (далее – ДТ, проверяемые ДТ), товаров «полиалюминийхлорид 30-40%, марки «Fennofloc А 100», в жидком виде, предназначен для очистки питьевой воды, наливом, в автоцистерне», производитель «Kemira Oyj», код 2827320009 ТН ВЭД ЕАЭС, общей фактурной стоимостью 33404,80 Евро, общим весом 208780 кг, общей статистической стоимостью 38877,45 долларов США, средней статистической стоимостью 0,19 долларов США за кг., средней таможенной стоимостью 11,96 руб. за кг. (далее - товар, полиалюминийхлорид). Страна происхождения товаров – Финляндия (FI). Товары приобретались на условиях поставки FCA Састамала (Финляндия). Подачу деклараций осуществлял таможенный представитель ООО «АТЭК Р-Лидер». Таможенная стоимость товара определена таможенным представителем и заявлена в ДТ и декларациях таможенной стоимости (далее - ДТС) по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод) в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее – Соглашение).

При таможенном декларировании товаров декларантом в графе 7 (а) ДТС к проверяемым ДТ заявлены сведения о наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем в значении, указанном в пункте 1 статьи 3 Соглашения,

В таможенную стоимость проверяемых товаров таможенным представителем в соответствии с п. 5 Соглашения включены транспортные расходы до границы Евразийского экономического союза. Прибытие товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза осуществлялось на т/п МАПП Брусничное.

В целях проверки достоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров Выборгской таможней в период с 23.12.2015 по 02.11.2016 проведена камеральная таможенная проверка акционерного общества «Кемира Хим».

На момент назначения проверки организационно-правовая форма общества – ЗАО, на момент окончания проверки с 23.09.2016 – АО.

В ходе проверки Выборгской таможней составлен акт камеральной таможенной проверки № 10206000/210/021116/А0101, в котором отражен вывод об установлении фактов, свидетельствующих о неправомерном использовании метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, сведения о которых заявлены в проверяемых ДТ.

По результатам таможенной проверки Выборгская таможня 02.11.2016 приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены АО «Кемира ХИМ» в проверяемых ДТ, по стоимости сделки с идентичными товарами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены Соглашением.

В соответствии со ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения (в том числе расходами по доставке товара до места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, а также расходами по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза), при условии, что покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.

Согласно положениям статьи 66 ТК ТС контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров.

Порядки осуществления декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее – Решение №376).

В соответствии с пунктом 2 Порядка декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением №376, таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров, сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.

В соответствии с пунктом 5 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением №376, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством государств – членов Евразийского экономического союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

В соответствии с пунктом 26 раздела IV Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением №376, контроль таможенной стоимости после выпуска товаров, в отношении которых таможенным органом принято решение по таможенной стоимости, осуществляется в соответствии со статьей 99 ТК ТС, которая также устанавливает право таможенных органов проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

В соответствии со статьей 110 ТК ТС таможенный контроль осуществляется таможенными органами, в том числе в форме камеральной таможенной проверки в соответствии со статьей 122 ТК ТС.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 122 ТК ТС при таможенной проверке таможенными органами проверяются, в том числе, достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах представленных при декларировании товаров.

В ходе проверки таможней установлено:

Единственным учредителем (участником) общества являлось АО "КЕМИРА ЕВРОПА ОЮ", созданное и зарегистрированное 15.01.2002 в соответствии с законодательством Республики Финляндия патентно-регистрационным управлением системы торгового реестра Финляндии по адресу: Порккаланкату 3, 00180 Хельсинки, регистрационный номер 1740895-0.

ООО «Кемира Хим» 14.11.2011 года реорганизовано в форме преобразования в ЗАО «Кемира Хим», которое в 2016 году в свою очередь преобразовано в АО «Кемира Хим».

В соответствии с письмом Общества ЗАО «Кемира ХИМ», АО «Кемира Европа Ою» и компания «Kemira Oyj» входят в группу компаний Kemira.

В ходе проверки в результате рассмотрения сведений специальной таможенной статистики таможенным органом установлено, что ЗАО «Интернешнл Пейпер», не имеющем взаимосвязи с продавцом товара «Kemira Oyj», в установленный статьей 6 Соглашения период 90 дней до ввоза рассматриваемого товара декларировался идентичный товар «водный раствор полиалюминий хлорид 30-40%, марки FENNOFLOC А100, изготовитель Kemira OYJ...», код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2827320009, по более высокой таможенной стоимости.

Таможенным органом проведен анализ сопутствующих продаже обстоятельств, который показал, что разница в условиях поставки (FCA Састамала (Финляндия) в адрес ЗАО «Кемира ХИМ») и DAP Светогорск в адрес ЗАО «Интернешнл Пейпер») не могла привести к уменьшению таможенной стоимости товара, ввезенного Обществом, так как таможенная стоимость в соответствии с п. 5 Соглашения включает расходы по доставке товара до места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, а также расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. Таким образом, таможенным органом сравнивалась стоимость товара, доставленного ЗАО «Кемира ХИМ» на МАПП Брусничное и стоимость товара, доставленного в адрес ЗАО «Интернешнл Пейпер» на МАПП Светогорск, таким образом данные различия в условиях поставки не могли привести к уменьшению таможенной стоимости товаров Общества, так как таможенным органом в обоих случаях сравнивалась таможенная стоимость, то есть стоимость товаров, доставленных в место их прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Кроме того, ЗАО «Интернешнл Пейпер» приобрело в 2,8 раза больше идентичного товара, и в соответствии с обычаями делового оборота должно было бы заплатить меньшую цену за единицу товара, чем покупатель, приобретавший товар в меньшем объеме.

На основании вышеизложенного в ходе таможенной проверки установлен факт, что товар, приобретенный лицом, не имеющим взаимосвязи с продавцом (ЗАО «Интернешнл Пейпер»), у того же поставщика, что и Общество, но в существенно большем объеме, доставленный до места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза стоит за единицу товара существенно дороже единицы идентичного товара, ввезенного по договору поставки между взаимосвязанными лицами.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 года №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях (далее – Постановление Пленума Верховного Суда №18).

В соответствии с п. 4 ст. 4 Соглашения, в случае если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами и при этом на основе информации, полученной таможенным органом, обнаруживаются признаки того, что взаимосвязь продавца и покупателя повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то лицо, декларирующее товары, может доказать отсутствие влияния взаимосвязи продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то есть при продаже товаров между взаимосвязанными лицами для определения таможенной стоимости ввозимых товаров стоимость сделки с ними принимается только в том случае, если лицо, декларирующее товары, докажет, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из следующих проверочных величин, имеющих место в тот же или соответствующий ему период времени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границу Таможенного союза:

1) стоимости сделки с идентичными или с однородными товарами при продажах таких товаров покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза;

2) таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определенной согласно ст. 8 Соглашения;

3) таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определенной согласно ст. 9 Соглашения.

В адрес общества письмом Выборгской таможни направлено соответствующее требование от 15.06.2016 №04-10/15816, в котором таможенным органом предложено Обществу представить соответствующие документы и пояснения.

Декларантом в ходе таможенной проверки соответствующих доказательств представлено не было, а имеющаяся в таможенном органе информация о декларировании идентичных товаров покупателем, не являющимся взаимосвязанным с продавцом лицом, свидетельствует о влиянии взаимосвязи продавца и покупателя на цену товара, фактически уплаченную или подлежащую уплате.

Таким образом, в ходе таможенной проверки установлено, что идентичный товар ввозился на таможенную территорию Таможенного союза в соответствующий период времени в адрес ЗАО «Интернешнл Пейпер», не являющегося взаимосвязанным с продавцом лицом, с уровнем таможенной стоимости, который существенно превышает заявленную Обществом таможенную стоимость товара, при этом таможенным органом было предоставлено АО «Кемира ХИМ» право доказать отсутствие влияние взаимосвязи на цену товара в соответствии с п. 4 ст. 4 Соглашения в ходе таможенного контроля после выпуска товара, однако Общество письмом от 08.07.2016 №1440 сообщило об отсутствии таких доказательств.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда №18 и статьи 4 Соглашения взаимосвязь сторон договора влечет невозможность применения первого метода определения таможенной стоимости, если такая взаимосвязь повлияла на цену, уплачиваемую или подлежащую уплате за товар.

На основании вышеизложенного, таможенным органом в ходе таможенной проверки установлено, что взаимосвязь сторон договора повлияла на таможенную стоимость товара, в связи с чем таможенная стоимость ввезенного товара не может быть определена в соответствии со статьей 4 Соглашения.

В случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена в соответствии со статьей 4 настоящего Соглашения, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, определяемая в соответствии со статьей 6 Соглашения (2 метод).

В соответствии со статьей 178 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – 311-ФЗ) по результатам таможенной проверки составляется акт, а согласно п. 5 данной статьи в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки, уполномоченное лицо одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела.

02.11.2016 Выборгской таможней составлен акт камеральной таможенной проверки № 10206000/210/021116/А0101, в котором отражен вывод об установлении фактов, свидетельствующих о неправомерном использовании метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, сведения о которых заявлены в проверяемых ДТ.

По результатам таможенной проверки и в соответствии с 311-ФЗ и Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением №376, Выборгская таможня 02.11.2016 приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены АО «Кемира ХИМ» в декларациях на товары №№ 10206082/060715/0002353, 10206082/280915/0003742, 10206082/261015/0004108 10206082/281015/0004147, 10206082/291015/0004150, 10206082/231115/0004498, 10206082/301115/0004592, 10206082/211215/0004893, по стоимости сделки с идентичными товарами (второй метод).

В обоснование своих требований о незаконности действий таможни по КТС заявитель ссылается на следующее:

1) Выборгской таможней на этапе декларирования не было заявлено подозрений, что таможенная стоимость может быть занижена, что аффилированность могла повлиять на определение таможенной стоимости, Обществу не было предложено дополнительно обосновать заявленную таможенную стоимость;

2) таможенным органом не приняты во внимание существенные различия условий поставки и используемых логистических схем;

3) таможенным органом не доказан факт влияния взаимосвязи на стоимость сделки, таможенным органом для доказательства взаимосвязи использовались сделки только одного лица;

4) таможенным органом не сообщено декларанту в письменной форме о принятии во внимание существенных различия условий поставки и используемых логистических схем.

Из материалов дела следует, что при декларировании таможенным представителем было заявлено о наличии взаимосвязи с Продавцом товара.

Ст. 99 ТК ТС устанавливает право таможенных органов на проведение таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в форме камеральной таможенной проверки. Учитывая достаточно короткие сроки выпуска товаров на этапе таможенного декларирования, основной акцент таможенного контроля и, в частности, вопрос оценки влияния взаимосвязи, учитывая его длительность, таможенным органом перенесен на этап после выпуска товаров. При этом в целях соблюдения права лица предоставить доказательство отсутствия влияния взаимосвязи на цену сделки, таможенным органом в ходе таможенной проверки в адрес декларанта направлено соответствующие требование от 15.06.2016 №04-10/15816, в ответ на которое письмом от 08.07.2016 ЗАО «Кемира ХИМ» сообщило, что такие доказательства отсутствуют. Таким образом, довод заявителя, что Обществу не было предложено дополнительно обосновать заявленную таможенную стоимость не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Таможенным органом проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства, а именно, разница в условиях поставки и объемах продаж, и эти обстоятельства дополнительно свидетельствуют о наличии влияния взаимосвязи на таможенную стоимость товара, так как таможенная стоимость товара в обоих случаях это стоимость товара, доставленного в место его прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза, кроме того товар, приобретенный лицом, не имеющим взаимосвязи с продавцом в больших объемах и доставленный к месту прибытия товара на единую таможенную территорию Таможенного союза стоит за единицу товара больше, чем товар, ввезенный АО «Кемира ХИМ», что не соответствует обычаям делового оборота и подчеркивает влияние взаимосвязи на таможенную стоимость товара.

В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №18, признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях. В ходе таможенной проверки таможенный орган проанализировал и доказал, что иное лицо, не имеющее взаимосвязи с продавцом товара, приобретало и ввозило идентичный товар при сопоставимых условиях по более высокой цене. что свидетельствует о наличии влияния взаимосвязи сторон договора на цену сделки, при этом Общество соответствующих доказательств отсутствия такого влияния не представило, хотя такая возможность Обществу была предоставлена. Кроме того в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Соглашения при продаже товаров между взаимосвязанными лицами для определения таможенной стоимости ввозимых товаров стоимость сделки с ними принимается только в том случае, если лицо, декларирующее товары, докажет отсутствие влияния взаимосвязи на цену сделки, таким образом, при продаже товаров между взаимосвязанными лицами именно на лице, декларирующем товары, лежит обязанность доказывания отсутствия влияния взаимосвязи на стоимость сделки.

Следовательно, суд полагает, что Таможня доказала недостоверность представленных Обществом сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости, необоснованное расхождение заявленной декларантом стоимости с действительной стоимостью однородного (идентичного) товара.

Представленными декларантом документами, сведениями и пояснениями не обоснован объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными товарами, ввезенными в Российскую Федерацию при сопоставимых условиях.

Таким образом, арбитражный суд, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, полагает обоснованным вывод Таможни о том, что заявленная Обществом таможенная стоимость товаров и представленные им сведения, относящиеся к ее определению, не основаны на достоверной и документально подтвержденной информации, в связи с чем таможенный орган правомерно принял решение о корректировке таможенной стоимости.

Руководствуясь ст.ст. 110, 201   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Терешенков А.Г.