ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-81236/18 от 15.08.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

21 августа 2018 года Дело № А56-81236/2018

Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 21 августа 2018 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Катарыгиной В.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Севостьяновой К.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Акционерное общество «Петербургская сбытовая компания»

заинтересованное лицо Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Ресурс»

об оспаривании определения

при участии

от заявителя - ФИО1, по доверенности от 13.11.2017,

от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 22.12.2017,

от третьего лица – не явился, извещен

установил:

Акционерное общество «Петербургская сбытовая компания» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании определения Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № 27-1/37341-1703/0 от 11.05.2018.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Ресурс».

При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Представитель Управления возражал против удовлетворения заявления.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращения Общества от 10.04.2018 исх. № 13775/011/2 (вх. № 1/37341 от 18.04.2018) о привлечении к административной ответственности ООО «Ресурс» (ИНН <***>), в связи с наличием в их действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61. КоАП РФ Управлением вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 11.05.2018 № 27-1/37341-1703/О.

Данное определение оспорено Обществом в судебном порядке.

Согласно статье 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Субъект нарушения - потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, образует неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.

Таким образом, объективная сторона является выполненной при наличии двух условий: наличие неисполненных обязательств по оплате и непредставление обеспечения.

Отказывая Обществу в возбуждении дела об административном правонарушении Управление указало, что:

- уведомление о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии не было направлено Заявителем в адрес временного управляющего ООО «Ресурс»;

- отсутствие денежных средств у ООО «Ресурс» является основанием для неисполнения обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательства.

Пунктом 6 статьи 38 Закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что для потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее -потребители), установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.

Признаком соответствия потребителя критериям, установленным абзацем первым пункта 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения), является наличие у такого лица задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденной вступившим в законную силу решением суда или признанной таким потребителем.

В связи с ненадлежащим исполнением ООО «Ресурс» своих обязательств по оплате стоимости потребленной электроэнергии у ООО «Ресурс» образовалась задолженность за период с 01.02.2017 по 30.09.2017 в размере 4 317 677,05 руб., что подтверждается актом сверки расчетов от 18.10.2017.

Обществом в адрес ООО «Ресурс» направлено уведомление от 27.12.2017 №42241/092 о необходимости предоставления в адрес АО «Петербургская сбытовая компания» в срок не позднее 5 рабочих дней по истечении 60 календарных дней со дня получения уведомления обеспечительного обязательства в виде выданной банком независимой гарантии или иного согласованного с гарантирующим поставщиком способа обеспечения на срок 6 календарных месяцев. Вышеуказанное уведомление от 27.12.2017 № 42241/092 получено ООО «Ресурс» 10.01.2018, соответственно, ООО «Ресурс» обязано было предоставить обеспечение обязательств по оплате электроэнергии.

Однако, требования Гарантирующего поставщика исполнены не были: задолженность, послужившая основанием, для направления уведомления не погашена, обеспечение не предоставлено.

В отношении ООО «Ресурс» введена процедура наблюдения с 27.09.2017 на основании определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-14686/2017.

Согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - ФЗ «О банкротстве») введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными пунктами 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

На момент получения уведомления генеральным директором ООО «Ресурс» являлся ФИО3, временным управляющим был назначен ФИО4

В соответствии с главой 4 ФЗ «О банкротстве» временный управляющий не является законным представителем юридического лица.

Таким образом, несмотря на введение в отношении ООО «Ресурс» процедуры наблюдения 27.09.2017, единоличным исполнительным органом ООО «Ресурс» остался генеральный директор - ФИО3, имеющий право действовать от имени юридического лица без доверенности. В связи с введением процедуры наблюдения все совершаемые генеральным директором ООО «Ресурс» сделки, связанные с увеличением или уменьшением имущества совершаются с согласия временного управляющего - ФИО4 Однако сведения о совершении сделок во исполнение требований уведомления АО «Петербургская сбытовая компания» в материалах дела отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, направление уведомления в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ по адресу официального местонахождения ООО «Ресурс» выполнено в соответствии с требованиями законодательства. Следовательно, порядок направления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, предусмотренный главой 13 Основных положений и подлежащий исследованию со стороны Ростехнадзора, был выполнен Гарантирующим поставщиком.

В Определении Ростехнадзор приходит к выводу, что ООО «Ресурс» фактически утратило возможность по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии в связи с признанием его банкротом. Следовательно, по мнению государственного органа отсутствуют основания для привлечения юридического лица к ответственности.

Вместе с тем в соответствии со ст. 23.30 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном 14.61 КоАП РФ, рассматривает Ростехнадзор. При этом Кодексом не предусмотрены исключения из полномочий Ростехнадзора по выявлению и привлечению к ответственности определенной категории субъектов административных правонарушений.

Согласно ст. 28.7 КоАП РФ при поступлении заявления о наличии в действиях лиц признаков административного правонарушения государственный орган обязан осуществить административное расследование.

При этом оценка финансового состояния юридического лица, подлежащего привлечению к административной ответственности за нарушение требований законодательства, установление фактической возможности исполнения гражданско-правовых обязанностей не входит в круг полномочий Ростехнадзора.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Сведения о наличии обстоятельств непреодолимой силы, позволяющих освободить юридическое лицо от ответственности, в определении отсутствуют.

ООО «Ресурс» является коммерческой организацией, поэтому в силу положений части 1 статьи 2 и статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации обязано нести риски осуществления предпринимательской (экономической) деятельности, в том числе связанные с исполнением публично-правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством в связи с осуществлением соответствующего вида экономической деятельности.

Со стороны ООО «Ресурс» его руководителем не предприняты все зависящие от них меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Согласно п. 260 Основных положений по согласованию с гарантирующим поставщиком потребителем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Потребитель не представил доказательств использования всех имеющихся способов получения обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие обращение ООО «Ресурс» за получением обеспечения исполнения обязательств к третьим лицам и их последующий отказ в предоставлении обеспечения.

Положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в частности статья 126 данного Закона не предусматривает возможность освобождения от административной ответственности предприятия, находящиеся на момент совершения правонарушения в стадии конкурсного производства.

Непосредственно сам по себе факт возбуждения в отношении ООО «Ресурс» дела о несостоятельности (банкротстве) и введения процедуры наблюдения не свидетельствует об отсутствии у ООО «Ресурс» денежных средств и невозможности исполнения обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии.

На основании изложенного заявленные требования в части признания незаконным определения подлежат удовлетворению.

При отсутствии в материалах дела подлинников материалов дела об административном правонарушении производство по делу в части второго требования подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным определение Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № 27-1/37341-1703/0 от 11.05.2018.

В остальной части производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Катарыгина В.И.