ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-81673/15 от 04.04.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 апреля 2016 года                                                                                       Дело № А56-81673/2015

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2016 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2016 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Д.В. Хохлова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фартушняк Я.Н.

рассмотрев в судебном заседании заявленияакционерного общества «Гатчинагаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 188304, <...>), акционерное общество «Газпром газораспределение Ленинградская область» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 188507, Ленинградская область, Ломоносовский район, п. Новоселье, здание административного корпуса. Нежилое, лит. А, А1)

к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; 191124, <...>)

при участии третьих лиц: ФИО1, Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области (188304, <...>)

о признании недействительными решения и предписания от 19.10.2015 по делу № 559-05-7926-А/15

в заседании суда приняли участие:

от АО «Гатчинагаз» – ФИО2  по доверенности от 11.01.2016,

от АО «Газпром газораспределение Ленинградская область»– ФИО3 по доверенности от 11.03.2016, ФИО4 по доверенности 01.01.2016,

от заинтересованного лица – ФИО5 по доверенности от 15.07.2015,

от Администрации Гатчинского муниципального района не явились, извещены, 

ФИО1 лично

установил:

Акционерное общество «Гатчинагаз» (далее – АО «Гатчинагаз») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России, заинтересованное лицо) о признании недействительными и отмене решения и предписания от 19.10.2015 по делу № 559-05-7926-А/15.

В обосновании заявленных требований АО «Гатчинагаз» указывает, что антимонопольным органом не приняты во внимание, что общество не является газораспределительной организацией и не обладает статусом исполнителя применительно к требованиям Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения объектов к сетям газораспределения).

Определением суда от 13.11.2015 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А56-81673/2015.

Также, акционерное общество «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее – АО «Газпром газораспределение Ленинградская область») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России, заинтересованное лицо) о признании недействительными и отмене решения и предписания от 19.10.2015 по делу № 559-05-7926-А/15.

В обоснование поданного заявления АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» указывает, что ФИО1 и ФИО6 с заявками к обществу не обращались, отказа в выдачи технических условий и заключение договора технологического присоединения общество не осуществляло. АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» не передавало АО «Гатчинагаз» полномочий на выдачу технических условий. Кроме того, действующее законодательство не обязывает общество размещать информацию о стоимости услуг применительно к конкретному газопроводу; в процессе рассмотрения дела состав комиссии антимонопольного органа неоднократно менялся.

Определением суда от 04.12.2015 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А56-87381/2015.

Определением суда от 14.12.2015 дела № А56-81673/2015 и № А56-87381/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А56-81673/2015; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1 (далее – ФИО1).

Определением суда от 29.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация Гатчинского муниципального района).

Представители АО «Гатчинагаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область»  в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Ленинградское УФАС России в судебном заседании и в письменном отзыве с заявленными требованиями не согласилось, поскольку в действиях группы лиц в составе АО «Гатчинагаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область»  имеется нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в отказе выдать договор и технические условия подключения ФИО1 в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В судебном заседании и в письменном отзыве ФИО1 поддержал позицию заинтересованного лица.

Администрация Гатчинского муниципального района, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание явку представителя не обеспечило, в письменном отзыве указало на отсутствие возражений относительно получение ФИО1 технических условий вне рамок Правил подключения объектов к сетям газораспределения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ФИО1 10.11.2014 обратился в АО «Гатчинагаз» с заявкой о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, согласно которой просил заключить договор о подключении к сети газораспределения, а также выдать технические условия на присоединение жилого дома, находящегося по адресу: <...>.

Письмом от 21.11.2014 № 4074/1877 общество «Гатчинагаз» сообщило ФИО1, что распределительный газопровод, к которому возможно подключение газопровода-ввода для газоснабжения дома заявителя, строится по проекту «Распределительный газопровод низкого давления в микрорайоне «Загвоздка» <...> очередь (в границах ул. Нади ФИО7, ул. Герцена, ул. Шоссейная, пер. Некрасова, 3-его Тосненского пер. и ул. Железнодорожная)», разработанному в соответствии с техническими условиями, выданными администрации МО «Город Гатчина», и не принадлежит исполнителю (АО «Гатчинагаз»). Учитывая данное обстоятельство, могут быть подготовлены технические условия присоединения для проектирования и строительства газопровода – ввода и внутреннего газопровода без заключения договора о подключении.

Схожие обстоятельства выявлены Ленинградским УФАС России и при обращении в АО «Гатчинагаз» ФИО6

Ссылаясь на отказ АО «Гатчинагаз» в заключении договора о подключении и выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети, ФИО1 и ФИО6 обратились с соответствующими жалобами в Ленинградское УФАС России.

Решением Ленинградского УФАС России № Р/02/1299 от 19.10.2015 по делу № 559-05-7926-А/15 признано нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»в действиях группы лиц в составе: АО «Гатчинагаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область», выразившихся в отказе выдать договор и технические условия подключения в порядке, предусмотренном Правилами подключения № 1314, что препятствует гражданину ФИО1 в доступе к получению услуги газоснабжения, осуществлении деятельности по присоединению к газопроводу низкого давления «Распределительный газопровод низкого давления в микрорайоне «Загвоздка» г. Гатчины, без надлежащего информирования граждан о порядке подключения и стоимости подключения, что ущемляет интересы заявителя и других заинтересованных в подключении лиц.

Предписанием от 19.10.2015 № П/03/413 по делу № 559-05-7926-А/15 АО «Гатчинагаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» указано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07,2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в отказе выдать договор и технические условия подключения в порядке, предусмотренном Правилами подключения № 1314, что препятствует гражданину ФИО1 в доступе к получению услуги газоснабжения, осуществлении деятельности по присоединению к газопроводу низкого давления «Распределительный газопровод низкого давления в микрорайоне «Загвоздка» г. Гатчины, без надлежащего информирования граждан о порядке подключения и стоимости подключения, что ущемляет интересы заявителя и других заинтересованных в подключении лиц путем размещения на сайтах АО «Гатчинагаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» в срок до 01.11.2015 подробных сведений о порядке подключения к газопроводу низкого давления «Распределительный газопровод низкого давления вмикрорайоне «Загвоздка» г. Гатчины с указанием стоимости работ, осуществляемых АО «Гатчинагаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область», на каждом этапе мероприятий по подключению.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 указанной статьи).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как следует из материалов дела, АО «Гатчинагаз» включено в реестр субъектов естественных монополий по разделу «Транспортировка природного газа по трубопроводам» (Постановление ФЭК РФ от 14.11.1997 № 121/1).

Приказом ФСТ России от 28.04.2015 № 108-э/1 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» на территории Ленинградской области и г. Санкт-Петербург.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» система газоснабжения – это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система – это имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Транспортировка газа по трубопроводам в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесена к деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность по присоединению к газораспределительным сетям, в том числе относительно выдачи технических условий, не имеет самостоятельного характера, а является частью взаимосвязанного, естественно-монопольного вида деятельности по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Само по себе присоединение к газораспределительной сети, получение технических условий, не представляет самостоятельной ценности для потребителя, а направлено непосредственно для подачи газа потребителю.

В данном случае соответствующие возражения АО «Гатчинагаз» относительно неправомерности применения антимонопольным органом положений статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, исполнитель – это газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Согласно пункту 6 данных Правил заявитель, не располагающий сведениями об организации, выдающей технические условия, обращается в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса об организации, выдающей технические условия, обязан предоставить сведения о соответствующей организации с указанием ее наименования и местонахождения, определяемых на основании схем газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, а также на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Письмом № 2136-22-1 от 07.10.2014 Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области сообщило ФИО1 сведения об организации, выдающей технические условия для подключения к газовой сети в Гатчинском районе: ОАО «Гатчинагаз», юридический и фактический адрес: 188304, <...>.

Из материалов дела усматривается, что 01.01.2014 между ОАО «Гатчинагаз» (исполнитель) и ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (заказчик) заключен договор № 720-0972-14 на техническую эксплуатацию газораспределительных сетей, согласно которому заказчик в целях обеспечения условий безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства, в том числе, по оказанию услуг по технической эксплуатации газопроводов и технических устройств заказчика.

В антимонопольный орган также представлена доверенность ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» от 24.03.2014 № 15-03/01, уполномачивающая заместителя генерального директора - главного инженера ОАО «Гатчинагаз» ФИО8 выдавать технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к принадлежащим ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» на правах собственности и иных законных основаниях, сетям газораспределения, расположенным на территории г. Гатчина и Гатчинского района.

Кроме того, ОАО «Гатчинагаз» выданы потребителям (физическим лицам) технические условия № 1967 от 17.06.2014, № 732 от 23.03.2015, № 608 от 13.03.2015, № 607 от 13.03.2015, № 605 от 13.03.2015 подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Обозначенные обстоятельства (заключение договора на техническую эксплуатацию газораспределительных сетей, выдача доверенности, уполномачивающей должностное лицо ОАО «Гатчинагаз» на выдачу технических условий подключения к сетям газораспределения, выдача технических условий иным физическим лицам, а также обозначенная в письме от 21.11.2014 № 4074/1877 возможность выдачи технических условий) свидетельствуют о фактическом выполнении АО «Гатчинагаз» функций газораспределительной организации, принимающей заявления на присоединение к сетям и выдающей технические условия.

Изложенные при рассмотрении настоящего дела пояснения представителя антимонопольного органа, а также доводы АО «Гатчинагаз» о нераспространении на общество положений Правил подключения от 30.12.2013 № 1314, подлежат отклонению, поскольку как  следует из материалов дела и установлено антимонопольным органом в ответ на заявку ФИО1 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения АО «Гатчинагаз» в письме от 21.11.2014 № 4074/1877  указало на возможность подготовки технических условий присоединения для проектирования и строительства газопровода-ввода и внутреннего газопровода без заключения договора о подключении. При этом мотивированного отказа в выдаче технических условий в указанном письме не содержится.

В письме Администрации Гатчинского муниципального района от 07.10.2014 АО «Гатчинагаз» обозначена в качестве организации, выдающей технические условия для подключения к газовой сети в Гатчинском районе.

Кроме того, именно для АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» установлены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Ленинградской области и г. Санкт-Петербург (Приказом ФСТ России от 28.04.2015 № 108-э/1), а АО «Гатчинагаз» является субъектов естественных монополий по разделу «Транспортировка природного газа по трубопроводам» (Постановление ФЭК РФ от 14.11.1997 № 121/1).

Сведений об иных субъектах естественных монополий по транспортировки газа по трубопроводам на территории г. Гатчина (Ленинградская область) материалы дела не содержат.

Кроме того, в пункте 34 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения предусмотрено, что в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту.

В связи с изложенным, обстоятельства принадлежности газопровода низкого давления в мкр. «Загвоздка» иному лицу не влияют на возможность выдачи технических условий подключения (технологического присоединения) газораспределительной организацией в порядке Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Таким образом, по мнению суда, положения Правил подключения от 30.12.2013 № 1314 распространяются на газораспределительные организации, осуществляющие свою деятельность на территории г. Гатчина, которыми являются АО «Гатчинагаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область».

В оспариваемом решении антимонопольного органа, в том числе и в резолютивной части, обозначен тождественный вывод о применении к деятельности заявители положений Правил подключения от 30.12.2013 № 1314.

В данной части суд полагает обоснованными соответствующие доводы ФИО1

В соответствии с пунктом 6 Правил подключения объектов к сетям газораспределения заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.

Требования к запросу о предоставлении технических условий и перечень документов прилагаемых к нему предусмотрены в пунктах 7, 8 Правил подключения объектов к сетям газораспределения.

Согласно пункту 13 данных Правил при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году (пункт 14 Правил).

АО «Гатчинагаз», как реализующая функции газораспределительной организации, не исполнило требования пункта 13 Правил подключения объектов к сетям газораспределения в части определения и предоставления ФИО1 технических условий либо предоставление мотивированного отказа в их выдаче.

В соответствии со списком аффилированных лиц АО «Гатчинагаз» по состоянию на 31.03.2015 АО «Гатчинагаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» являются аффилированными лицами.

С учетом перераспределения функций по выдаче технических условий подключения объектов к сетям газораспределения в Гатчинском районе и аффилированности АО «Гатчинагаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область», Ленинградское УФАС России обоснованно признало нарушение положений части 1 статьи 10 Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» именно в действиях данных юридических лиц.

Таким образом, антимонопольным органом правомерно установлено нарушение положений части 1 статьи 10 Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Доводы заявителей относительно нарушения срока изготовления оспариваемых решения и предписания, состава комиссии подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о недействительности данных ненормативных правовых актов.

Наименование газораспределительной сети, зоны  входа (выхода) в газораспределительную сеть являются составной частью подлежащей раскрытию информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (подсоединением) к газораспределительным сетям (Приложение № 8 к Приказу ФАС России от 07.04.2014 № 231/14 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»), в связи с чем подлежат отклонению возражения АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» относительно недействительности решения и предписания в части необходимости раскрытия информации о порядке подключения к конкретному газопроводу.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах дела, оснований для удовлетворения заявленных АО «Гатчинагаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» требований о признании недействительными решения и предписания Ленинградского УФАС России от 19.10.2015 не имеется.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате АО «Гатчинагаз» государственной пошлины (3 000 руб.) подлежат отнесению на заявителя, в остальной части возвращению как излишне уплаченные.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных акционерным обществом «Гатчинагаз» и акционерным обществом «Газпром газораспределение Ленинградская область» требований отказать.

Возвратить акционерному обществу «Гатчинагаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 188304, <...>) из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 439 от 03.11.2015.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                         Д.В. Хохлов