ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-81870/20 от 06.10.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

09 октября 2020 года                                                                    Дело № А56-81870/2020

Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года . Полный текст решения изготовлен октября 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Лебедевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

заинтересованное лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента"

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя  - ФИО1, по доверенности от 22.10.2019,

от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 09.07.2020,

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента" (далее – заинтересованное лицо, Общество, ООО «РАСЭМ») к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -  КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Общества заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Выборгским городским судом Ленинградской области жалобы ООО «РАСЭМ» на постановление Управления о назначении административного наказания №АД-13-100/202 от 02.09.2020.

Не усмотрев оснований для приостановления производства по настоящему делу, суд отказал в удовлетворении ходатайства.

Представитель Управления поддержал заявленные требования.

Представитель Общества возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что в адрес Управления из Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» поступили сведения по проведенной аэрофотосъемки территории земельных участков Ленинградской области, Всеволожский район, Ленинградская обл., Выборгский муниципальный р-н, <...> уч.9, кадастровый номер 47:01:0115002:16, территория полигона ООО «РАСЭМ».

Учитывая наличие признаков нарушения требований законодательства государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г.Санкт-Петербургу, консультантом отдела государственного экологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возбуждено дело об административном правонарушении №АД-13-100/2020 и назначено проведение административного расследования в отношении ООО «РАСЭМ» по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

В рамках административного расследования установлено, что ООО «РАСЭМ» имеет одну производственную площадку, по адресу: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный р-н, <...> уч. 9, кадастровый номер 47:01:0115002:16.

Согласно Уставу ООО «РАСЭМ» осуществляет деятельность по удалению и обработке твердых отходов.

ООО «РАСЭМ» получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности Серия 78 №00098 от 11 декабря 2015 года, в части сбора отходов I-IV классов опасности, транспортирование отходов IV классов опасности, размещение отходов I-IV классов опасности.

В ходе проведения административного расследования в соответствии с определением №АД-13-100/2020 об обеспечении мер производства по делу об административном правонарушении от 07.07.2020, 10 июля 2020 был проведен осмотр территории полигона по адресу: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный р-н, <...> уч.9, по результатам осмотра составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов №АД-13-100/2020 от 10.07.2020.

По результатам проведенного расследования Управлением установлено, что в нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, ООО «РАСЭМ» осуществляется деятельность по захоронению отходов III – IV классов опасности с использование объекта размещения отходов, расположенного по адресу: <...> уч. 9 и находящегося в границах населенного пункта г. Выборг, что не соответствует установленным требованиям к объекту размещения.

По данному факту Управлением в отношении Общества составлен протокол от 25.08.2020 об административном правонарушении по делу №АД-13-159/2020.

Протокол и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Управление полагает, что Обществом осуществляется деятельность по захоронению отходов на земельном участке, отнесенном к категории земель населенных пунктов, что не соответствует требованиям к объекту размещения отходов, в связи с чем, Обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. При этом, захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях дальнейшей утилизации, обезвреживания, захоронения.

Таким образом, основным критерием, отличающим понятие «хранение отходов» от понятия «захоронение отходов», является возможность дальнейшего обращения с отходами.

Хранение отходов предполагает возможность, в случае необходимости, переместить отходы, изменить их форму, модернизировать метод и место складирования. Хранение является временной мерой обращения с отходами, после которой должна следовать их утилизации, обезвреживания или захоронение.

В тоже время, главным аспектом захоронения отходов является их полная окончательная изоляция и недопустимость/невозможность дальнейшего обращения с ними. После захоронения дальнейшее обращение с отходов невозможно.

Законодательством не предусмотрен максимальный срок хранения отходов.

Общество осуществляет свою деятельность на основании лицензии 78 № 00098 от 11.12.2015 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В соответствии с требованиями, установленными Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», Общество ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Учет размещенных отходов ведется Обществом в части хранения.

На основании Приказа Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», а также ранее действовавшими Приказами, ежегодно в адрес Управления Общество представляет сведения по форме (2-ТП (отходы)) федерального статистического наблюдения о размещении отходов на эксплуатируемом объекте в части хранения, а также сведения по количеству и площади эксплуатируемых респондентом объектов хранения отходов.

В соответствии с требованиями, установленными Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» Общество ежегодно предоставляло в Управление отчеты об образовании, использовании, обезвреживания, о размещении отходов, в которых сведения о размещении отходов предоставлялись именно в части хранения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект размещения отходов Общества поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При этом, вид хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте Ответчика определен как хранение отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более); хранение отходов производства и потребления I-III классов опасности. Объекту присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду и код 41-0178-001127-П, что документально подтверждено свидетельством о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и свидетельством об актуализации учётных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году, выданными самим Управлением.     

Управлением отчетность Общества, подтверждающая факт осуществления им деятельности именно по хранению отходов, принимается без замечаний.

Кроме того, Управление подтвердило данный вид деятельности Общества, актуализировав в 2019 году учётные сведения об объекте Общества, как об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Объект размещения отходов, эксплуатируемый Обществом, расположен по адресу: <...> уч. 9, кадастровый номер земельного участка 47:01:0115002:16, внесен в государственный реестр объектов размещения отходов под номером 47-00032-Х-00133-18022015. Назначение объекта размещения отходов - хранение, наименование - «Другой специально оборудованный объект хранения отходов».

Таким образом, объект размещения отходов, эксплуатируемый Обществом, представляет собой объект хранения отходов.

Работы по хранению отходов выполняются Обществом на основании «Технологического регламента эксплуатации объекта размещения отходов (в части хранения отходов) № в ГРОРО 47-00032-Х-00133-18022015», утвержденного 01.01.2019.

По заявлению Общества нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО3 в соответствии со ст.ст. 102, 103 Основ законодательства РФ о нотариате, в порядке обеспечения доказательств было вынесено Постановление от 09.07.2020 о назначении строительно-технической экспертизы, проведение данной экспертизы было поручено ООО «Берг-проект», на разрешение поставлен следующий вопрос:

- является ли деятельность, осуществляемая ООО «РАСЭМ» на объекте размещения отходов по адресу: <...> уч.9, кадастровый номер земельного участка 47:01:0115002:16, деятельностью по размещению отходов в части хранения.

По результатам проведенной экспертизы ООО «Берг-проект» составлено заключение, согласно которому установлено следующее:

- целевое назначение объекта размещения отходов Общества - хранение отходов,

- по результатам выездного обследования выявлено, что работы производимые на объекте размещения отходов Общества в целом соответствуют «Технологическому регламенту эксплуатации объекта размещения отходов (в части хранения отходов)»,

- при обследовании объекта размещения отходов Общества выявлено отсутствие признаков, свидетельствующих о захоронении - окончательной изоляции отходов и невозможности дальнейшего их изъятия. На объекте осуществляется исключительно промежуточная изоляция отходов с целью минимизации негативного воздействия на окружающую среду (запахов, пыли, разноса ветром материалов) и снижения пожароопасности. Технология формирования объекта позволяет в дальнейшем в любой момент осуществить процесс по выемке и погрузке хранящихся отходов в автосамосвалы для перевозки к местам дальнейшей утилизации, обезвреживания, захоронения.

- проведён сравнительный анализ объекта хранения Общества и объекта захоронения отходов - городского полигона ТБО г. Калининград.

На вопрос, поставленный перед экспертами ООО «Берг-проект», согласно указанному заключению, сделан следующий вывод - деятельность, осуществляемая ООО «РАСЭМ» на объекте размещения отходов по адресу: <...> уч. 9, кадастровый номер земельного участка 47:01:0115002:16, является деятельностью по размещению отходов в части хранения.

Копия данного заключения была представлена Обществом в материалы дела об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, оснований для вывода об осуществлении ООО «РАСЭМ» деятельности по захоронению отходов не имеется.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.08.2020 № 608 в генеральный план МО «Выборгский район» Ленинградской области внесены изменения в части исключения земельного участка с кадастровым номером 47:01:0115002:16, на котором расположен объект размещения отходов Общества, из границ населенного пункта г. Выборг.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд не усматривает в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                           Лебедева И.В.