ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-82299/20 от 20.01.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 января 2021 года Дело № А56-82299/2020

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 26 января 2021 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Грачевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Колотовской Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз»

к Федеральной антимонопольной службе

третье лицо: публичное акционерное общество «Газпром»

о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17/04/7.32.3.- 612/2020 от 04.09.2020,

при участии

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 19.02.2020;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;

от третьего лица: ФИО2 по доверенности от 11.01.2021;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее – заинтересованное лицо, ФАС) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17/04/7.32.3.- 612/2020 от 04.09.2020, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Определением от 18.11.2020 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Газпром».

ФАС надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направила.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представители заявителя, третьего лица поддержали заявленные требования.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Газпром межрегионгаз» по результатам проведения открытого конкурентного отбора в электронной форме, заключен договор от 06.09.2019 № 6-639/19 с ООО «Газпром инвестгазификация».

В нарушение части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) Заказчиком не размещен Договор в единой информационной системе реестра договоров.

Усматривая в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 27.08.2020 начальником правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России ФИО3 в отношении Общества составлен протокол по указанному делу об административном правонарушении.

Постановлением должностного лица ФАС России – заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Д.Г.Тукай от 04.09.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17/04/7.32.3-612/2020 Общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Постановление получено Обществом почтовой связью 14.09.2020, что подтверждается копией конверта и отчетом об отслеживании почтового отправления.

Не согласившись в правомерностью вынесенного постановления Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупки товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого Постановления, послужило нарушение Обществом части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , согласно которой в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 ФЗ № 223, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 ФЗ № 223 в реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с названным Федеральным законом не подлежат размещению в единой информационной системе. При этом в силу подпункта 13 пункта 4 статьи 1 ФЗ № 223, действие указанного Федерального закона не распространяется на осуществление заказчиком закупок
у юридических лиц, которые согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ) признаются взаимозависимыми с заказчиком лицами. Таким образом, требования ФЗ № 223 о размещении сведений в единой информационной системе и в реестре договоров не являются обязательными для заказчика при заключении договора с взаимозависимым с ним лицом.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ № 223 заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии
с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ № 223 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положением о закупках).

Закупочная деятельность ООО «Газпром межрегионгаз» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным Решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018 № 3168 (далее – Положение), к которому Общество присоединилось по решению единственного участника Общества ПАО «Газпром» от 14.11.2018 № 267. Требования Положения обязательны для применения при осуществлении закупочной деятельности ПАО «Газпром и Компаниями Группы Газпром (пункт 1.1.4 Положения).

Осуществление Обществом закупок товаров, работ, услуг
у взаимозависимых с ним лиц регламентируется разделом 22 Положения,
в соответствии с пунктом 22.11 которого в случае, если по результатам конкурентной закупки поставщиком определено взаимозависимое с заказчиком лицо, заключение и исполнение договора с ним осуществляется без применения требований ФЗ № 223, в том числе требования о размещении информации в реестре договоров.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов.

Договор от 06.09.2019 № 6-639/19 заключен между ООО «Газпром межрегионгаз» и ООО «Газпром инвестгазификация».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Газпром инвестгазификация», учредителем (участником) данной организации является ООО «Газпром межрегионгаз» с долей в размере 71,1837858 %. Кроме того, ООО «Газпром инвестгазификация» внесено в перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми с ООО «Газпром межрегионгаз» в соответствии с положениями части первой НК РФ, утв. Решением единственного участника Общества ПАО «Газпром» от 14.11.2018 № 267 (пункт 19 перечня в редакции, действовавшей на момент заключения договора, прилагается). Таким образом, Заказчик и ООО «Газпром инвестгазификация» являются взаимозависимыми лицами.

Поскольку на основании пункта 1 части 2 статьи 105.1 НК РФ стороны договора
на момент совершения закупки являлись взаимозависимыми лицами, Общество не внесло информацию об указанном договоре в реестр договоров, в полном соответствии с подпунктом 13 пункта 4 статьи 1 ФЗ № 223 и пунктом 22.11 Положения.

Наличие в Положении раздела 7 «Порядок подготовки и осуществления конкурентных закупок», а также наличие в преамбуле заключенного договора фразы, свидетельствующей, что договор заключен по результатам конкурентного отбора, не исключает права заказчика применять иные действующие нормы Положения, в том числе пункт 22.11 Положения. Более того, пункт 22.11 Положения является специальной нормой, регулирующей исключительно случаи, когда договор заключается с взаимозависимым лицом именно по результатам конкурентной закупки, применение которой является преимущественным.

Кроме того, сам пункт 22.11 Положения находится в разделе «Особенности проведения отдельных закупок, осуществление которых не регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ», и к настоящей закупке ФЗ № 223 неприменим, ввиду заключения договора с взаимозависимым лицом, что позволило Заказчику применить правила, закрепленные в разделе 22 Положения.

Довод должностного лица ФАС России о том, что подпункт 13 пункта 4 статьи 1 ФЗ № 223 распространяет свое действие исключительно на процедуру отбора победителя подлежит отклонению ввиду следующего.

В Решении Московского УФАС России от 26.03.2019 по делу № 1-00-652/77-19 указано: «при этом согласно пункту 13 части 4 статьи 1 Закона о закупках отношения, связанные с закупками между взаимозависимыми лицами выведены из-под регулирования Закона о закупках. Следовательно, по результатам процедуры в данном случае допустимо заключение договора без применения норм Закона о закупках».

Следовательно, сами органы ФАС толкуют рассматриваемую норму как правило, распространяющееся и на процедуру отбора победителя, и на заключение договора, а также указывают, что закупки между взаимозависимыми лицами не регулируются ФЗ № 223 полностью.

Учитывая изложенное, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, бремя доказывания лежит на административном органе. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу
об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 и статьей 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного постановление Федеральной антимонопольной службы о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №17/04/7.32.3.- 612/2020 от 04.09.2020 является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении
к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Федеральной антимонопольной службы о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №17/04/7.32.3- 612/2020 от 04.09.2020.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Грачева И.В.