ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-82700/19 от 03.10.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 ноября 2019 года                                                           Дело № А56-82700/2019

Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Денисюк М.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириковой Д.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство Бекар» (ОГРН <***>, адрес: 194044, <...>, лит. А)

заинтересованное лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2019 о назначении административного наказания № 04-08/24-1/2

при участии

от заявителя: предст. ФИО1 – доверенность от 20.06.2018 

от заинтересованного лица: предст. ФИО2 – доверенность от 21.02.2019, предст. ФИО3 – доверенность от 17.06.2019

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агентство Бекар» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее – административный орган, Управление) от 24.06.2019 о назначении административного наказания № 04-08/24-1/2, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании 03.10.2019 представитель Общества поддержал заявленные требования. Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных Обществом требований по основаниям, изложенным в отзыве; Управлением также представлены в суд материалы дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее:

На основании приказа от 22.05.2019 № 18-04-02/22-1 Управлением проведена выездная проверка соблюдения Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и  финансированию терроризма.

По результатам проверки Управлением составлен акт от 14.06.2019 № 16, в котором отражено, что из представленных Обществом документов установлено, что Общество является субъектом Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), поскольку в проверяемом периоде оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а именно: по заключенным договорам Общество принимало на себя обязательства действовать по поручению заказчика в интересах и за счет заказчика (на возмездной основе) по привлечению лиц, имеющих намерения приобретения права собственности на объекты недвижимости, что подтверждается копиями агентских договоров, копиями актов об оказанных услугах по этим договорам, имеющимися в материалах дела, а также, присвоенным Обществу кодом ОКВЭД 68.31.1 - предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе и заявленными Обществом в пункте 2 Устава видами деятельности.

В ходе проверки были выявлены и отражены в акте проверки от 14.06.2019 № 16 следующие нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма:

 - в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что в Обществе в нарушение пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ отсутствуют правила внутреннего контроля, а также установлено, что специальное должностное лицо, ответственное за организацию внутреннего контроля, в проверяемом периоде, не назначено.

 - согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ под осуществлением внутреннего контроля понимается, помимо реализации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Требования к подготовке и обучению кадров согласно пункту 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Частью 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 492 от 29.05.2014 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 утверждено «Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Положение № 203).

Согласно пункту 2 Положения № 203 перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждается руководителем организации.

В ходе проверочных мероприятий Обществом не был представлен упомянутый перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение, утвержденный руководителем, что свидетельствует о нарушении пункта 2 Положения № 203;

 - в соответствии с пунктом 10 Положения № 203 в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей однократное обучение в форме целевого инструктажа, либо в случае уже осуществления соответствующих должностных обязанностей, на момент вступления в силу настоящего Положения, в течение года с даты вступления в силу последнего, должны пройти: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета (при наличии должности в штате организации), руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Как установлено в ходе проверки, с учетом назначения на должность генерального директора Общества - ФИО4 с 11.01.2017, обучение в соответствии с Положением № 203 в форме целевого инструктажа указанным должностным лицом должно было быть пройдено до 12.01.2018; с учетом назначения на должность старшего юриста - ФИО5 с 01.03.2011 приказом от 01.03.2011, обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Положением № 203 должно было быть пройдено до 02.03.2012.

Однако, в процессе проведения проверочных мероприятий Обществом не представлено документов (доказательств), подтверждающих факт прохождения соответствующего обучения генеральным директором и юристом Общества, что является нарушением пункта 10 положения № 203;

 - согласно Положению № 203 подготовка и обучение кадров проводится, в том числе, и в форме вводного и дополнительного инструктажа.

Вводный и дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом в соответствии с программой подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанной организацией с учетом Положения № 203.

Поскольку специальное должностное лицо, ответственное за исполнение правил внутреннего контроля на момент проведения проверки не назначено, соответственно, документы, подтверждающие проведение в организации вводного и дополнительного инструктажа в нарушение указанного выше Положения № 203 при проведении проверочных мероприятий, также не предъявлены. Как и не представлено документов, подтверждающих разработку и утверждение в Обществе Программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с пунктом 14 Положения № 203;

 - в соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в числе прочего, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, его выгодоприобретателя.

Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, установлены Приказом Федеральной службы по Финансовому мониторингу от 22.11.2018 № 366 (далее - Приказ № 366).

В соответствии с пунктом 25 Приказа № 366 при проведении идентификации клиента организации и индивидуальные предприниматели оценивают и присваивают клиенту степень (уровень) риска на основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, включенной в правила внутреннего контроля.

При проведении идентификации клиента организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 21 Приказа № 366 обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании и принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации; а так же лиц, указанных в пп. 5 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона. Указанные меры применяются с учетом пунктов 2-4 статьи 7.3 Федерального закона;

В соответствии с пунктами 14-16 Приказа № 366 при проведении идентификации клиента организаций, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, а сведения, полученные в результате такой идентификации документально фиксировать в анкете в соответствии с пунктом 37 Приказа № 366.

Из представленных Обществом в ходе проведения проверочных мероприятий документов (информации), не усматривается осуществление им действий направленных на идентификацию клиентов с учетом вышеперечисленных требований Приказа № 366.

В силу отсутствия принятия Обществом вышеуказанных мер по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов, у Общества отсутствовала объективная возможность исполнять требования, установленные подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в части обновления информации о бенефициарных владельцах своих клиентов;

 - в соответствии с пунктом 23 Приказа № 366 организации и индивидуальные предприниматели в рамках идентификации обязаны принимать меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

Одновременно, в соответствии с подпунктом.2 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ подлежит обязательному контролю также такая операция как зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Службой внешней разведки Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Данный перечень публикуется Федеральной службой по финансовому мониторингу.

На основании представленных во время проверочных мероприятий документов и информации Управлением установлено, что Обществом не осуществляются действия, направленные как на выявление лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), так и на выявление операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ;

  - в соответствии с пунктом 19 Приказа № 366 организации и индивидуальные предприниматели в рамках идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца обязаны проводить проверку наличия или отсутствия сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, полученных в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7.4 и абзацем вторым пункта 1 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ.

Одновременно, в соответствии со статьей 3 Закона № 115-ФЗ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части 2 статьи 5 Закона № 115-ФЗ, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, используется «Личный кабинет» информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом.

В ходе проведения проверочных мероприятий Управлением установлено, что в проверяемом периоде ООО «Агентство Бекар» на учете в Росфинмониторинге не состояло, следовательно, не имело личного кабинета на Портале Росфинмониториинга, в связи, с чем у Общества отсутствовала реальная возможность идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей на предмет наличия/отсутствия в отношении них сведений об их причастности к экстремистской деятельности или к терроризму.

Также, в ходе проведения проверочных мероприятий Обществом не было представлено каких-либо документов (доказательств) подтверждающих осуществления действий, направленных на выявления лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также к распространению оружия массового уничтожения, полученных в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7.4 и абзацем вторым пункта 1 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ.

При отсутствии действий, направленных на выявление среди клиентов лиц в отношении, которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, соответственно, у Общества отсутствовала и возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, в соответствии с пунктом 1 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ и в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 115-ФЗ;

При этом таких операций, подлежащих обязательному контролю, в процессе проведения в отношении Общества проверочных мероприятий, выявлено не было;

 - в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Одновременно, в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, проинформировав незамедлительно о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как установлено Управлением, в ходе проверочных мероприятий Обществом не было представлено документов (доказательств) подтверждающих осуществление действий, направленных на выявления лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, полученных в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7.4 и абзацем вторым пункта 1 статьи 7.5 Закона. При отсутствии действий, направленных на принятие вышеуказанных мер, у Общества отсутствовала объективная возможность принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ.

Однако обстоятельств, указывающих на необходимость применять такие меры, в ходе проведения проверочных мероприятий Управлением выявлено не было;

 - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ Общество обязано не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обществом не было представлено документов (доказательств) подтверждающих осуществление действий, направленных как на проведение таких проверок, так и информирование о результатах таких проверок;

 - в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают операцию с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

В силу отсутствия действий, направленных на выявления лиц в отношении которых должны быть приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ у Общества соответственно отсутствовала возможность применять меры по приостановлению операций в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и в соответствии пунктом 8 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ.

К тому же, в ходе проверочных мероприятий Обществом не было представлено документов (информации), подтверждающей осуществление действий, направленных на принятие мер по приостановлению операций. Однако обстоятельств, указывающих на необходимость применять такие меры, в ходе проведения проверочных мероприятий выявлено не было.

 - согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ  под осуществлением внутреннего контроля понимается, в числе прочего, выполнение требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, к числу которых относится ООО «Агентство Бекар», обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

В ходе проверки Обществом не было представлено документов, подтверждающих направления таких сведений в уполномоченный орган.

Вместе с тем, из представленных в ходе проверки документов Управлением было установлено совершение ООО «Агентство Бекар» 6 (шести) операций, подлежащих обязательному контролю - сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых являлся переход права собственности на недвижимое имущество, на сумму 30832700, сведения по которым не фиксировались и не предоставлялись в уполномоченный орган, по которым на момент выявления правонарушения срок привлечения к ответственности не истек, а именно:

| №

Наименование организации (Контрагента)

ИНН

Сумма операции

Дата совершения операции

Основания совершения операции

Назначение

платежа (указываются подтверждающие документы)

Дата, которой необходимо было

направить сообщение

Дата

Номер

Дата

Номер

1

ФИО6

нет данных

4 709 200,00

08.08.2018

31.07.2018

б/н

20.08.2018

207

13.08.2018

2

ФИО7

4 684 800,00

15.03.2019

06.03.2019

б/н

22.03.2019

131363

20.03.2019

3

ФИО8

4 703 100,00

10.01.2019

24.12.2018

б/н

16.01.2019

637548

15.01.2019

4

ФИО9

4 922 700,00

14.01.2019

27.12.2018

б/н

18.01.2019

8Й9885

17.01.2019

5

ФИО10

4 843 400,00

13.12.2018

06.12.2018

б/н

25.12.2018

458745

18.12.2018

6

ЗАО "Вэйнетт Трэдинг"

6 969 500,00

12.09.2016

23.08.2018

б/н

12.09.2018

б/н

17.09.2018

Таким образом, в ходе проведения проверки Управлением выявлено нарушение Обществом подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, а также Порядка представления сведений, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209. При этом Управление пришло к выводу о том, что нарушения, допущенные ООО «Агентство Бекар», в части непредставления сведений, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, произошли вследствие ненадлежащей организации и неосуществления внутреннего контроля.

Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 14.06.2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Постановлением Управления от 24.06.2019 о назначении административного наказания № 04-08/24-1/2 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 250000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи влекут для юридических лиц наложение административного штрафа от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (статья 2 Закона № 115-Ф).

В силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Агентство Бекар» является оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе; код ОКВЭД 68.31.1, что также следует из пункта 2 Устава ООО «Агентство Бекар».

Таким образом, исходя из основного вида деятельности, Общество относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Соответственно, в силу статей 5 и 7 Закона № 115-ФЗ на Общество, как организацию, осуществляющую операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

Исходя из условий агентского договора от 17.06.2016 № АКП/БКН/01, заключенного ООО «Агентство Бекар» (Агент) и ООО «Вэйнетт Трэдинг», Общество (Агент) за вознаграждение принимает на себя обязанность совершить необходимые и целесообразные действия по поиску потенциальных клиентов, имеющих намерение заключить с ООО «Вэйнетт Трэдинг»  договор купли-продажи нежилого помещения (пункт 1.1 договора). При этом в силу пунктов 2.1.1-2.1.7 договора от 17.06.2016 № АКП/БКН/01 в обязанности Агента (ООО «Агентство Бекар») входит не только осуществление поиска и привлечения потенциальных клиентов путем оказания информационно-консультационных услуг, но также проведение предварительных переговоров с потенциальными клиентами с целью заключения договоров, организация оформления и подписания соответствующих договоров, предоставление документов в банк для раскрытия сделки по аккредитиву.

Соответственно, действия Общества в рамках агентского договора от 17.06.2016 №АКП/БКН/01 не ограничиваются консультационными услугами, а фактически представляют собой именно посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в связи с чем Общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, указанным в статье 5 Закона № 115-ФЗ.

Доводы Общества об отсутствии обязанности по представлению информации по договорам купли-продажи от 31.07.2018 с ФИО6, от 06.03.2019 с ФИО7, от 24.12.2018 с ФИО8, от 27.12.2018 с ФИО9, от 06.12.2018 с ФИО10, поскольку сделки осуществлялись в отношении недвижимого имущества, принадлежащего Обществу на праве собственности, отклоняются судом.

Статьей 6 Закона № 115-ФЗ установлен перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, среди которых поименована сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее (пункт 1.1 статьи 6 закона № 115-ФЗ).

Вышеуказанные договоры купли-продажи подпадают под критерии, установленные пунктом 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, а именно являются сделками купли-продажи недвижимого имущества, результатом которых является переход права собственности на недвижимое имущество и сумма каждого договоров превышает 3 миллиона рублей.

Таким образом, в силу положений статьи 7 Закона № 115-ФЗ Общество обязано представлять в уполномоченный орган сведения о вышеуказанных операциях, поскольку как уже указано выше Общество в соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом Закон № 115-ФЗ не устанавливает исключений по предоставлению сведений об операциях, даже если сделка осуществляется в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, являющейся субъектом закона № 115-ФЗ.

В соответствии со статьей 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе, обязательные процедуры внутреннего контроля.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;  организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Управлением в ходе проверки установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнут факт нарушения Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма, перечисленных в акте проверки от 14.06.2019 № 16 и оспариваемом постановлении, в том числе

 -   отсутствие правил внутреннего контроля;

 - отсутствие  документов,  подтверждающих  назначение  специального должностного лица;

 - отсутствие данных и документов, подтверждающих прохождение обучения должностными лицами Общества;

 - отсутствие данных и документов, подтверждающих разработку и утверждение «Программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

 - отсутствие данных и документов, подтверждающих утверждение перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также провести соответствующее обучение сотрудников с учетом требований Положения №203;

 - отсутствие данных и документов, свидетельствующих о принятии мер направленных на идентификацию клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в соответствии с требованиями Приказа №366.

 - отсутствие данных и документов, свидетельствующих о принятии мер, направленных на выявления лиц к которым должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи7 Закона № 115-ФЗ и в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ;

 - отсутствие данных и документов, свидетельствующих о принятии мер, по направлению сведений о результатах проверке в уполномоченный орган, осуществляющейся не реже чем один раз в три месяца и направленной выявление среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

 - отсутствие данных и документов, свидетельствующих о принятии мер, направленных на выявления лиц к которым должны быть применены меры в соответствии  пунктом 10 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и в соответствии пунктом 8 статьи7.5 Закона № 115-ФЗ;

 - отсутствие данных и документов, свидетельствующих о принятии Обществом обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мерах по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также по идентификации бенефициарных владельцев клиентов;

 - отсутствие данных и документов, свидетельствующих об осуществлении Обществом действий, направленных на выявление лиц имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

 - отсутствие данных и документов, подтверждающих принятие мер, направленных на выявление операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с статьями 6 Закона № 115-ФЗ;

- отсутствие данных и документов, подтверждающих принятие мер, направленных на исполнение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения Обществом требований Закона № 115-ФЗ, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что в свою очередь повлекло непредставление сведений о шести операциях, подлежащих обязательному контролю, следовательно, вмененное Обществу правонарушение правильно квалифицировано административным органом по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых мер по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Судом не установлено нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель (законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), а также учитывая пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих публично правовых обязанностей, а также отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд с учетом положений пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РоссийскойФедерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, тот факт, что Общество является субъектом малого предпринимательства, сам по себе не является безусловным основанием для замены административного штрафа на предупреждение.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

Как следует из материалов дела, постановлением Управления от 27.12.2017 № 04-10/98-1/2 Общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в то время как в силу положений статей 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ замена административного штрафа на предупреждение возможна только за впервые совершенное административное правонарушение.

Таким образом, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Общества о признании незаконным и отмене постановления Управления от 24.06.2019 о назначении административного наказания № 04-08/24-1/2.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Агентство Бекар» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 24.06.2019 о назначении административного наказания № 04-08/24-1/2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                        Денисюк М.И.