ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-82755/16 от 24.01.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 января 2017 года                                                              Дело № А56-82755/2016

Резолютивная часть решения объявлена января 2017 года .

Полный текст решения изготовлен января 2017 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Васильевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Закрытое акционерное общество "ХАНЗА-ФЛЕКС" (адрес: Россия 193312, Санкт-Петербург, ул. Кржижановского, д.12, корп.1, лит. А; Россия 188480, Кингисепп, Ленинградская область, ул. Дорожников,д. 30 , ОГРН: 4701425363; 1024701425363 );

заинтересованное лицо: Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга (адрес: Россия 193060, Санкт-Петербург, Смольный, 6 подъезд , ОГРН: );

о признании действий незаконными

при участии

- от заявителя: ФИО2, доверенность от 02.09.2016

- от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 16.01.2017, ФИО4, доверенность от 16.01.2017

установил:

Закрытое акционерное общество "ХАНЗА-ФЛЕКС" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании не законным отказа Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга в подготовке проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка площадью 2306 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности), кадастровый номер: 78:12:0006326:1032 без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого 19.05.2014, оформленный письмом Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга от 19.10.2016 за №01-58-5601/16-2-1; обязании Комитета по инвестициям подготовить проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Обществу указанного земельного участка без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого 19.05.2014, в течение семи дней, в порядке, установленном пунктами 1.3., 1.4.3. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (ред. от 30.06.2016).

Заявитель требования поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо возражало против заявленных требований.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Распоряжением Комитета по строительству от 19.05.2014 №126 по обращению Общества о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, принятому во исполнение судебных актов по делу №А56-20382/2013, был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства по адресу: Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности) общей площадью 2306 кв.м. Согласно данному акту функционального назначения объекта строительства определено как складской объект, коммерческий объект, не связанный с проживанием населения.

Обществом подано заявление с приложением необходимых документов в Комитет по строительству Санкт-Петербурга 08.07.2015 для принятия Постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.

К данному заявлению были приложены: заключение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 21.05.2015, заключение Комитета по управлению городским имуществом от 28.10.2014, заключение КГИОП от 08.10.2014, заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 27.01.2015 с техническими условиями подключения, выданными ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», ГУП «ТЭК СПб», ОАО «Ленэнерго», сведения УФРС по Санкт-Петербургу, кадастровый паспорт участка, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 19.01.2015, сведения ГУ МЧС по Санкт-Петербургу от 28.10.2014.

Заявление Общества и приложенный к нему комплект документов был направлен Комитетом по строительству для рассмотрения в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга в связи с изданием постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 года №656, признавшего утратившим силу Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813.

Согласно письму Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга от 26.08.2015 №01-17-2933/15-0-1 представленные Обществом документы были рассмотрены Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга и возвращены заявителю для доработки.

Общество 27.07.2016 обратилось в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга с заявлением о подготовке проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении спорного земельного участка.

Согласно письму от 16.08.2016 документы возвращены Обществу для доработки с указанием на то, что истек срок действия заключения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 27.01.2015 №57, в выписке Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу не указан кадастровый номер испрашиваемого участка.

Сопроводительным письмом от 26.09.2016 Общество направило в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.08.2016 и уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 21.09.2016 в отношении испрашиваемого земельного участка. Ранее прилагавшиеся документы Обществом не направлялись, поскольку письмо от 16.08.2016 было направлено Обществу в электронном виде, указанные в приложении документы находились в Комитете по инвестициям Санкт-Петербурга.

Письмом от 19.10.2016 заявление Общества возвращено на доработку в связи с тем, что к заявлению от 26.09.2016 не приложены необходимые для принятия решения о подготовке проекта Постановление Правительства Санкт-Петербург документы, а также что Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 08.04.2010 № 1132 Общество предоставило разрешение на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка, тогда как срок действия вышеуказанного заключения КГА истек 08.04.2015 согласно п. 3.2.8 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» срок действия разрешений на условно разрешенный вид использования, на отклонение от предельных параметров составляет пять лет и не подлежит продлению.

Полагая, что данное письмо является по существу отказом в подготовке Проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении испрашиваемого земельного участка, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.

В соответствии с нормами статей 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в редакции, действовавшей на дату утверждения акта предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объектов.

Согласно пункту 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Абзацем 1 пункта 8 статьи 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, было предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №171-ФЗ) в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, статьи 30 – 32 ЗК РФ признаны утративши силу.

Вместе с тем, статьей 34 Закона №171-ФЗ предусмотрено, что до 01 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении Участка принято 19.05.2014, Участок может быть предоставлен для строительства в соответствии с правилами статей 31 и 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.

Порядок предоставления объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных участков на территории Санкт-Петербурга из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2014 №282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» (далее – Закон №282-43).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона №282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции, приспособления для современного использования и об установлении инвестиционных условий принимается Правительством Санкт-Петербурга.

В силу статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 06.07.2009 №335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга» к компетенции Правительства Санкт-Петербурга отнесены вопросы распределения полномочий между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и утверждения положений о соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2015 № 552 внесены изменения в Положение о Комитете по инвестициям Санкт-Петербурга, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1042, в том числе путем дополнения раздела 2 Положения о Комитете по инвестициям в Санкт-Петербурге, определяющего задачи соответствующего органа исполнительной власти, вопросами реализации процесса предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях.

Разделом 10 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 656 (ред. от 30.06.2016) (далее - Положение) установлен порядок предоставления земельного участка без проведения торгов на основании решений о предварительном согласовании места размещения объекта, принятых до 01.03.2015, предусматривающий исчерпывающий перечень документов, подаваемых заявителем для подготовки соответствующего проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга (п.п. 10.2.-10.3.4. Положения), порядок и сроки рассмотрения документов (п.п. 10.5.-10.6.1. Положения) и порядок подготовки Постановления Правительства Санкт-Петербурга (пункты 1.3, 1.4.3 - 1.4.5 Положения).

Необходимые документы для подготовки проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга были поданы Обществом и находились на дату составления письма от 19.10.2016 в распоряжении Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, что подтверждается актом приема-передачи документов от 01.12.2016.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Согласно п. 2 Приложению 2 к Приказу Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 11.06.2009 N 92 (ред. от 17.07.2009) "О Порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета при подготовке документации, необходимой для принятия решения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" к заявлению о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и/или объекта капитального строительства подлежит приложению копия правоустанавливающих документов на земельные участки.

Положения статей 37, 39 Градостроительного кодекса РФ и ст. 10-1 Закона Санкт-Петербург N 400-61 от 20.07.2006 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" не устанавливают требование о повторном прохождении процедуры публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, разрешение на условно разрешенный вид использования которого было ранее предоставлено.

При этом, указанные нормативные акты регулируют вопросы градостроительной деятельности.

Разделом 10 Положения не установлено в качестве основания для отказа в подготовке проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга заявителю отсутствие повторного разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Учитывая, что Общество в настоящее время не является правообладателем земельного участка, требование о повторном получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка препятствует Обществу в реализации его права на предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и не имеет нормативно-правового основания.

Доводы заинтересованного лица о том, что на земельном участке находится объект капитального строительства, документально не подтверждены. Кроме того, обстоятельства, опровергающие данный довод, касающиеся расположенного на истребуемом земельном участке имущества, исследованы при рассмотрении дела А56-20382/2013.

В связи с указанным также не имеют значения для настоящего дела доводы заинтересованного лица, указывающие на легализацию Обществом расположенной на участке самовольной постройки.

В соответствии с п. 10.6.2. Положения Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга в течение семи дней осуществляет подготовку соответствующего проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка.

При таких обстоятельствах следует признать, что Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, направив Обществу письмо от 19.10.2016, в установленный срок не осуществил подготовку соответствующего проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Обществу земельного участка под строительство при отсутствии оснований для отказа в его предоставлении, действовал незаконно, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать не законным отказ Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга в подготовке проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка площадью 2306 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности), кадастровый номер: 78:12:0006326:1032 без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого 19.05.2014, оформленный письмом Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга от 19.10.2016 за №01-58-5601/16-2-1.

Обязать Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга подготовить проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Закрытому акционерному обществу «Ханза-Флекс» земельного участка площадью 2306 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Кржижановского, участок 2 (северо-западнее пересечения с пр. Солидарности), кадастровый номер: 78:12:0006326:1032, без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого 19.05.2014, в течение семи дней, в порядке, установленном пунктами 1.3., 1.4.3. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (ред. от 30.06.2016).

Взыскать с Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга в пользу Закрытого акционерного общества «Ханза-Флекс» 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                            Васильева Н.В.