Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
25 ноября 2019 года Дело № А56-83067/2019
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2019 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Мигукиной Н.Э.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чобановой Е.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ №1" (адрес: 197198, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОД, ПРОСПЕКТ ДОБРОЛЮБОВА, ДОМ 16, КОРПУС 2А, ПОМЕЩЕНИЕ 54Н, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 25.03.2005, ИНН: <***>);
ответчик: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ" (адрес: 199034 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОД ЛИНИЯ 5-Я В.О. ДОМ 8ЛИТЕР А ПОМЕЩЕНИЕ 8Н, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 04.04.2011, ИНН: <***>);
о взыскании
при участии
- от истца: ФИО1 по доверенности от 01.01.2019.
- от ответчика: ФИО2 по доверенности от 09.01.2019
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Возрождение" (далее ответчик) с требованием о взыскании 1/3 части задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной за период с января по декабрь 2018 года, в сумме 502231 руб. 60 коп. и 15000 руб. расходов по оплате госпошлины.
Определением суда от 24.07.2019 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренное частью 5 статьи 227 АПК РФ, и перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований и просит взыскать с ответчика 1506694 руб. 81 коп задолженности за тепловую энергию, потребленную за период с января по декабрь 2018 года. Увеличение принято судом.
Истец заявил ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике по инженерному обеспечению, Жилищный комитет.
Суд, руководствуясь статьей 51 АПК РФ, в удовлетворении ходатайства о привлечении третьих лиц отказал, что отражено в протоколе судебного заседания от 20.11.2019, так как указанные лица не являются участниками спорного правоотношения и судебный акт не может повлиять на его права или обязанности по отношению к любой из сторон.
Ответчик возражал против удовлетворения иска по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании от 20.11.2019, ввиду отсутствия возражений сторон, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, суд, в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитал возможным завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Исследовав и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Между сторонами заключен договор теплоснабжения N 10071 от 01.06.2016 (далее – договор), в соответствии с п. 1.1 которого истец обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, осуществлять поставку (подачу) тепловой энергии, а ответчик - оплачивать поданный на объект объем тепловой энергии, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем и иного оборудования, с использованием которых осуществляется потребление тепловой энергии. Величина тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления указаны в приложении N 2 к настоящему договору.
Обязательства по поставки тепловой энергии истцом исполнены надлежащим образом, однако, ответчик допустил нарушение обязательств в части оплаты, предусмотренные разделом 5 договора.
Согласно расчетам истца, у ответчика образовалась задолженность в размере 1506694 руб. 81 коп. за период с января по декабрь 2018 года.
В связи с нарушением ответчиком обязательств по оплате и оставлением претензии без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик возражал против удовлетворения иска по размеру, полагая, что истец рассчитал общий объем тепловой энергии, выставленный к оплате управляющей организации на основании общедомовых приборов учета тепловой энергии без учета норматива тепловой энергии, используемой на подогрев воды, что привело к необоснованному завышению стоимости коммунального ресурса.
Оценив доводы сторон в совокупности с материалами дела, суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 названной статьи).
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренным законом.
Ответчик, не оспаривая допущенной с его стороны просрочки исполнения обязательства по оплате поставленного теплового ресурса, возражает по размеру начисленной задолженности.
Спор возник в связи с тем, что истец выставляет ответчику счета, в которых предъявляет к оплате стоимость тепловой энергии, теплоносителя, потребленной на нужды ГВС, исходя из количества потребленных гигакалорий и тарифа в руб./Гкал, а Кооператив получает плату с населения за ГВС исходя из количества кубометров воды и по тарифу в руб./куб. м.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства. В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Возражая против заявленных требований по размеру, ответчик привел доводы, касающиеся несогласия с расчетом объема тепловой энергии, поставленной в спорный период на нужды ГВС, полагая, что расчеты должны производиться в куб. м, поскольку ответчик выставляет населению плату за горячее водоснабжение исходя из тарифа на горячую воду в руб./куб. м.
Согласно пункту 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р (далее - Распоряжение N 363-р) на период 2016 - 2018 годов для Предприятия установлены льготные тарифы на тепловую энергию, по которым осуществляется расчет стоимости тепловой энергии, поставленной группе лиц, определенной Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 111-17), к которой относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, иные юридические лица, предоставляющие тепловую энергию на нужды отопления и (или) горячего водоснабжения лицам, пользующимся на праве собственности или ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме и потребляющим коммунальные услуги.
Указанные льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую Предприятием потребителям, определенным Законом N 111-17, установлены согласно приложению N 8 к Распоряжению N 363-р в виде одноставочного тарифа в рублях за гигакалорию (Гкал). Тарифы на тепловую энергию в рублях за метр кубический (м куб.) для Предприятия не установлены.
Из материалов дела следует, что объем тепловой энергии, необходимый для подогрева 1 куб. м холодной воды составляет 0,06 Гкал при использовании открытой системы ГВС. Этот же показатель использовался Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга при установлении тарифов на горячую воду (руб./куб. м).
В соответствии с абзацем восьмым пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. Приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, по общему правилу стоимость коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации, определяется на основании тарифа, по которому население оплачивает коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг").
В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в многоквартирном доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному для оплаты одного куб. м горячей воды.
Как следует из материалов дела коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, которыми оборудованы многоквартирные дома, обслуживаемый ответчиком, учитывают отдельно количество тепловой энергии на нужды отопления и теплоносителя на нужды ГВС в двух единицах измерения (в Гкал и в куб. м).
С учетом данного обстоятельства абзац пятый пункта 42.1 Правил N 354, на который ссылается Предприятие, регулирующий выбор способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (ГВС) в случае, когда узел учета тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и ГВС, учитывает общий объем (количество) тепловой энергии, к правоотношениям сторон применению не подлежит.
Суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям установленного в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета (или по нормативам потребления) и оплачивать этот объем исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Законных оснований возлагать на исполнителя коммунальных услуг обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Учитывая, что задолженность рассчитана истцом с нарушением порядка определения платы за горячую воду, поставленную ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом в целях оказания соответствующей коммунальной услуги, суд считает подлежащим удовлетворению требование о взыскании долга за тепловую энергию, потребленную за период с января по декабрь 2018 года, в сумме 1354685 руб. 51 коп.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Возрождение" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" 1354685 руб. 51 коп. долга и 15 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" в доход федерального бюджета 2 832 руб. государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Возрождение" в доход федерального бюджета 10235 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Мигукина Н.Э.