ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-83897/20 от 11.12.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(мотивированное)

г.Санкт-Петербург

11 декабря 2020 года                                                                        Дело № А56-83897/2020

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи ____________Селезнёва О.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску/заявлению с ходатайством о восстановлении срока подачи:

Истец/заявитель - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОНСТАНТА" (198188, Санкт-Петербург, Улица Зайцева, 18/16, А, 3-Н, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

Ответчик/заинтересованное лицо - ПСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ

Об оспаривании постановления от 17.09.2020 № 102 09 000-2524/2020 о назначении административного наказания по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ в виде предупреждения

установил:

Истец/заявитель - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОНСТАНТА" (далее – Общество, таможенный представитель) с соблюдением установленного срока обратился в арбитражный суд с заявлением к Ответчику/заинтересованное лицо - ПСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ (далее – Таможня, административный орган) об оспаривании постановления от 17.09.2020 № 102 09 000-2524/2020 (далее - Постановление) о назначении административного наказания по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Поскольку заявление подано с соблюдением установленного законом срока вопрос о его восстановлении не рассматривается судом.

Заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны надлежаще извещены.

Таможней представлен отзыв, материалы проверки.

Решением в виде резолютивной части – спорное Постановление признано незаконным и отменено.

В связи с поступлением соответствующего заявления по делу надлежит изготовить мотивированное решение.

Материалы дела исследованы по ст. 65, 70, 71 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в постоянную зону таможенного контроля Волховского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, расположенного по адресу: 1877550, <...>, прибыл состав грузовых транспортных средств: седельный тягач марки « DAF», (VIN: <***>), регистрационный номер МА9709, с полуприцепом марки «SCHMITZ», (VIN: <***>), регистрационный номер V7991, следующие под управлением водителя гражданина Литвы Аглинскаса Aрвидаса (AGLINSKASARVYDAS).

Автотранспортное средство регистрационные номера МА9709/ V7991 следовало из Германии в Ленинградскую область, г.Тихвин.

Перевозчик товара: SIA «RALL», юридический адрес: LV-4600, Latvija, Rezekne, Jupatovkasiela 1/1 (Reg.Nr. 42403006403, PVNNr. LV42403006403) / ООО «РАЛЛ», юридический адрес: ЛВ-4600, Латвия, Резекне, ул. Юпатовкас 1/1 (регистрационный номер 42403006403, номер плательщика НДС: LV42403006403, дата регистрации -21.03.1996г.).

Товар перевозился в соответствии с процедурой таможенного транзита по следующим товаросопроводительным документам: электронной транзитной декларации № 10209150/020320/0016664, CMR № 83315 от 25.02.2020г., Инвойс № 22040800 от 21.02.2020г.

Согласно представленным товаросопроводительным документам, в грузовом отделении транспортного средства регистрационные номера МА9709/V7991 перемещался товар: «пряжа многокруточная (крученая) или однокруточная из синтетических волокон», общим количеством: 840-грузовых мест, общим весом брутто: 20160,00 кг., общая стоимость товара-42865,20 Евро (3160172,5722 руб.).

Отправительтовара: Addicks &Kreye, I.A.Weber &Heusser Amerikaring 21, 27580, Bremerhaven, Deutschland.

Получатель товара: ООО «Комацо», 1875509, <...>.

Данный товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза 02.03.2020 в регионе деятельности Псковской таможни, таможенный пост МАПП «Бурачки», таможня назначения - Волховский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни со сроком доставки 04.03.2020г. по транзитной декларации № 10209150/020320/0016664.

Общество обладает статусом таможенного представителя на основании Свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) № 0105/02 (дата включения в Реестр таможенных представителей — «12» апреля 2018 года), основным видом деятельности Общества является оказание услуг по таможенному оформлению товаров.

02.03.2020 таможенный представитель ООО «КОНСТАНТА» по поручению транспортной организации SIA «RALL» (Латвия) (перевозчик), с которым Обществом был заключен договор на оказание услуг таможенного представителя от 10.04.2018г. № ECS -03, на т/п МАПП Бурачки Псковской таможни, в электронном виде представил Транзитную декларацию (далее- ЭТД) № 10209150/020320/0016664, оформленную в целях доставки товаров - «пряжа многокруточная (крученая) или однокруточная из синтетич. волокон», код ТНВЭД ЕАЭС — 5509210000), в общем количестве: 840 грузовых мест, весом брутто - 20160,000 кг, общей стоимостью - 42865,20 евро, находящихся под таможенным контролем в определенное таможенным органом место доставки -Волховский таможенный пост Санкт- Петербургской таможни.

Ввозимые на территорию ЕАЭС Перевозчиком товары были размещены в транспортном средстве регистрационные номера MA9709/V7991 и перемещались по следующим товаросопроводительным документами (далее - ТСД) - CMR № 83315 от 25.02.2020, инвойс от № 22040800 от 21.02.2020.

Таким образом, для заполнения ЭТД Перевозчиком товаров Обществу были предоставлены товаросопроводительные документы - CMR № 83315 от 25.02.2020, инвойс от № 22040800 от 21.02.2020, которые были в дальнейшем направлены в таможенный орган в формализованном виде одновременно с ЭТД в соответствии с порядком обмена документами между декларантом и таможенным органом, предусмотренном при электронном декларировании. 02.03.2020г. при заполнении по поручению Перевозчика ЭТД № 10209150/020320/0016664.

Решением Комиссии Таможенного союза 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (ред. от 19.12.2017) установлено, что при заполнении графы 31 ТД под номером 1 указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для того идентификации таможенным органом. Под номером 2: - для товаров, имеющих упаковку, указывается количество грузовых мест в соответствии с законодательством государств - членов Союза, под номером 2 через запятую могут указываться коды видов упаковки товаров в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире «-» количества упаковок по каждому виду, а также данные об их маркировке.

В графе 7 CMR № 83315 от 25.02.2020, указано количество мест - 840, а в графе 11 указан вес брутто - 20160. В графе 23 имеется соответствующая отметка Перевозчика о принятии груза. Каких-либо оговорок Перевозчика о количестве грузовых мест и весе товара, отличных от указанных в CMR № 83315 от 25.02.2020 не содержала.

В инвойсе № 22040800 от 21.02.2020, отражающем факт сделки между продавцом и покупателем, так же указано количество мест - 840, вес брутто - 20160,00 кг. Соответствует указанная информация и сведениям, приведенным в упаковочном листе № 22020796 от 21.02.2020.

03.03.2020г. в постоянную зону таможенного контроля Волховского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни прибыло вышеуказанное транспортное средство регистрационными номерами МА9709/ V7991 с товаром под исправными средствами идентификации (подтверждение о прибытии №10210010/030320/0000140).

В отношении транспортного средства регистрационные номера МА9709/ V7991 выявлен профиль риска, в соответствии с которым выдано поручение на проведение таможенного досмотра № 10210010/030320/000027.

В результате проведенного в соответствии со статьей 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенного досмотра (АТД № 10210010/040320/000027) установлено, что в грузовом отделении транспортного средства регистрационные номера МА9709/ V7991 фактически перемещается товар, наименование которого соответствует заявленному в ТСД, в количестве: 20 грузовых мест, общим весом брутто товара без учета поддонов: 20 329,00 кг. (в транзитной декларации № 10209150/020320/0016664, CMR № 83315 от 25.02.2020г., Инвойс № 22040800 от 21.02.2020г. указан вес брутто: 20160,00 кг.), что на 169 кг. больше чем указано в ТСД и ТД10209150/020320/0016664.

Таким образом, было выявлено несоответствие фактического веса брутто: 20 329,00 кг, с весом брутто, указанном в гр. «35» ТД №10209150/020320/0016664 (вес брутто, кг) – 20 160,00 кг.

В соответствии с п. 1 ст. 401 ТК ЕАЭС - таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

В соответствии с п. 1 ст. 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Согласно п. 2 ст. 405 ТК ЕАЭС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно п. 7 ст. 405 ТК ЕАЭС обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

В силу п.1 ст. 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции

Согласно ч.З ст. 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.

Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, убытии с таможенной территории ЕАЭС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

В соответствии с п.2 примечаний к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются, в том числе, документы, содержащие недостоверные сведения.

Таким образом, таможенным представителем таможенной процедуры таможенного транзита ООО «КОНСТАНТА» в ЭТД №10209150/020320/0016664 действительно были задекларированы недостоверные сведения о весе брутто товаров: «пряжа многокруточная (крученая) или однокруточная из синтетических волокон», перевозимых на транспортном средстве с регистрационными номерами МА9709/ V7991.

Таким образом, в действиях таможенного представителя ООО «КОНСТАНТА», по мнению административного органа, были установлены достаточные данные, указывающие на наличие административного правонарушения, выразившегося в сообщении недостоверных сведений о весе брутто товаров при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрено ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

В отношении товара - предмета административного правонарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении меры обеспечения не применялись, товар не изымался, арест не накладывался.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении и вынесения спорного Постановления, не согласившись с которым Общество обратилось в арбитражный суд  настоящим заявлением.

В обоснование заявления Общество, не отрицая события вменяемого правонарушения, ссылается на отсутствие своей вины в его совершении, указывая на следующее.

Исходя из товаросопроводительных документов, предоставленных Обществу Перевозчиком, последним были приняты к перевозке товары в количестве мест и весом, приведенных в CMR № 83315 и инвойсе № 22040800, информация о которых в указанных документах, не разнится.

В данном случае Перевозчик удостоверился в том, что количество грузовых мест и наименование товара, указанное в товаросопроводительных документах, совпадает с фактическим - 840 грузовых мест: пряжа из синтетических волокон»

Факт достоверного указания количества грузовых мест и наименования товара следует как из акта таможенного досмотра так и из протокола об административном правонарушении

Визуально при таких обстоятельствах расхождение в весе брутто (без паллет) установить невозможно, оснований не доверять сведениям, предоставленным самим грузоотправителем, у перевозчика не имелось. Следует отметить, что расхождение веса стало очевидным для таможенного органа только после проведения таможенного досмотра, выгрузки и взвешивания товара без поддонов.

При этом превышение веса составило 0,83 % от общего веса брутто (без паллет), что для водителя Перевозчика не является очевидным.

При указанных обстоятельствах, по мнению Общества, в данной ситуации отсутствует вина Перевозчика, а значит и Общества, действующего по его поручению, поскольку необходимые мероприятия для проверки сведений при приемке груза к перевозке им были проведены (внешний вид, количество грузовых мест, маркировка), а обязанности проверить вес брутто, в том числе вес товара без поддонов, без особого на то указания грузоотправителя у Перевозчика, и следовательно, у таможенного представителя, не имелось, тем более что товар прибыл на таможенный пост под исправными средствами идентификации (акт таможенного досмотра № 102 10010/040320/000027).

Исследовав имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом данного правонарушения являются отношения, регламентирующие порядок перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки.

В качестве объективной стороны правонарушения заявителю вменяется сообщение таможенному органу недостоверных сведений о перемещаемом товаре заявленных в товаросопроводительных документах.

Субъектом может выступать любое лицо, сообщающее таможенному органу осуществляющее таможенному органу недостоверные сведения.

По правилам пункта 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 44 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенным представителем является юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.

В соответствии со статьей 82 ТК ЕАЭС таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами.

От имени декларанта, перевозчика, лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, иного заинтересованного лица таможенные операции могут совершаться таможенным представителем, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - иным лицом, действующим по поручению этих лиц.

В силу части 1 статьи 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Статьей 404 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных Кодексом требований.

При этом таможенный представитель обязан соблюдать обязанности, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом (статья 405 ТК ЕАЭС).

В данном случае товар перевозился в соответствии с процедурой таможенного транзита.

Таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (пункт 1 статьи 142 ТК ЕАЭС).

Пунктом 1 части 2 статьи 142 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная процедура таможенного транзита применяется для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза иностранных товаров, не помещенных под иные таможенные процедуры, а также товаров Союза.

Согласно положениям статьи 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации подлежат указанию сведения:

- об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике;

- о стране отправления и стране назначения товаров;

- о транспортном средстве, которым перевозятся товары;

- о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

- о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков;

- о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

- о количестве грузовых мест;

- о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

- о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;

- о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.

Оценивая вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе товара брутто, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок  предоставляли возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты для их соблюдения (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Согласно положениям пункта 1 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 (далее - Конвенция) при принятии груза перевозчик обязан проверить:

a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;

b) внешнее состояние груза и его упаковки.

Таком образом, нормы Конвенции не возлагают на перевозчика обязанности по проверке содержимого груза, его веса брутто или количества груза.

Согласно пункту 3 статьи 8 Конвенции право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, имеет только отправитель. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать только возмещения расходов, связанных с проверкой.

Положениями статьи 11 Конвенции предусмотрено, что отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на перевозчике.

Таким образом, на перевозчика фактически возлагается обязанность указать сведения, соответствующие коммерческим и транспортным (перевозочным) документам.

Поскольку в данном случае круг правовых возможностей Общества как таможенного представителя перевозчика был ограничен правами, установленными международными договорами, регулирующими вопросы международных перевозок грузов, и законодательством Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что в данном конкретном случае оснований для признания Общества виновным в выявленном правонарушении не имеется.

Доказательств того, что Общество знало о недостоверности сведений, содержащихся в оформленных и переданных отправителем перевозчику документах, либо должно было знать об этом, но, несмотря на это представило недостоверные документы таможенному органу, в материалы дела не представлено.

При этом из материалов дела следует, что при таможенном осмотре на территории Российской Федерации товар был опломбирован, не вскрывался, целостность средств идентификации не нарушена. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Общества субъективной стороны (вины) состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.

С учетом изложенного Постановление следует признать незаконным и отменить.

При подаче заявления госпошлина не уплачивалась.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

1.постановление от 17.09.2020 № 102 09 000-2524/2020 о назначении административного наказания – признать незаконным и отменить.

2.Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.

Судья                                                                          Селезнёва О.А.