ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-84151/14 от 12.03.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 марта 2015 года                                                            Дело № А56-84151/2014

Резолютивная часть решения объявлена марта 2015 года . Полный текст решения изготовлен марта 2015 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Галкина Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с\з Коноваловой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу

третье лицо Открытое акционерное общество "Третий парк"

об оспаривании решения и предписания от 21.10.2014 по делу №К03-9/14

при участии

от заявителя: Пятаков А.В., доверенность №03-02-317 от 19.02.2015

                       Малинский Д.А., доверенность №03-02-284 от 12.01.2015 

от заинтересованного лица: Асташенкова Е.И., доверенность от 24.12.2014

от третьих лиц: Воронин С.Э., доверенность от 05.09.2014

установил:

Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу от 21.10.2014 по делу №К03-9/14.

Ответчик заявленные требования не признал, поскольку решение и предписание являются законными и обоснованными.

Третье лицо поддержало доводы ответчика и просило в удовлетворении требований отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

В Санкт-Петербургское УФАС поступило заявление ОАО «Третий парк» о признаках нарушения Комитетом по транспорту антимонопольного законодательства при организации в Санкт-Петербурге регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования, выразившееся в предоставлении ГУП «Пассажиравтотранс» преференций со стороны исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Такими преференциями, по мнению заявителя, являются особые условия формирования размера бюджетных субсидий на покрытие выпадающих доходов.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу от 21.10.2014 по делу №К03-9/14 в действиях Комитета по транспорту признано нарушение п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении распоряжением Комитета по транспорту от 14.02.2014 № 11-р «О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5 в части предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах» различного подхода (порядка) к определению размера предоставляемых субсидий, в том числе порядка определения размера затрат на оказание услуг по перевозке, размера доходов, полученных от оказания услуг по перевозке, размера коэффициента условно постоянных затрат, порядка определения коэффициентов для определения размера затрат для хозяйствующих субъектов - перевозчиков, осуществляющих перевозки на обеспечивающей транспортной сети (СПб ГУП «Пассажиравтотранс») и не осуществляющих перевозки на обеспечивающей транспортной сети (негосударственных перевозчиков, в т.ч. ОАО "Третий парк"), что создает дискриминационные (неравные) условия деятельности государственного и негосударственных перевозчиков на товарном рынке пассажирских перевозок Санкт-Петербурга.

Также Комитету выдано предписание от 21.10.2014 по делу №К03-9/14 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего расчет размера предоставляемых субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу в автобусах на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах осуществлять единообразно, вне зависимости от транспортной сети (обеспечивающей и не обеспечивающей), на которой работают хозяйствующие субъекты – перевозчики, а также вне зависимости от организационно-правовой формы перевозчиков (государственные и негосударственные).

Комитет не согласился с решением и предписанием и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

  Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на акты и действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности,  запрещается создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2013 № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Комитету по транспорту предусмотрена субсидия на осуществление перевозки граждан и багажа по регулируемому тарифу в автобусах на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах» (код целевой статьи 3170062 в приложении 3).

Статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 № 19-4 «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге» (далее - Закон СПб № 19-4) установлено, что порядок возмещения затрат либо недополученных доходов перевозчикам, осуществляющим на основании договоров перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу, а также перевозки пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан, устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

Правительством Санкт-Петербурга издано постановление от 17.01.2014 №5 «О предоставлении в 2014 году субсидий, предусмотренных Комитету по транспорту Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - постановление № 5), которым утвержден Порядок предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах (приложение № 1 к постановлению № 5).

Приложением № 1 к постановлению № 5 установлено, что порядок определения размера предоставляемых субсидий для перевозчиков, работающих на обеспечивающей транспортной сети, и перевозчиков, не работающих на обеспечивающей транспортной сети, утверждается Комитетом по транспорту с учетом размера затрат на оказание услуг по перевозке и размера доходов, полученных от оказания услуг по перевозке. Порядок определения размера затрат на оказание услуг по перевозке определяется Комитетом по транспорту исходя из нормативов затрат на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в автобусах, утвержденных Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, с учетом применения повышающих (понижающих) коэффициентов, а также различных режимов движения автобусов и особого порядка организации услуг по перевозке, установленных Комитетом по транспорту.

В соответствии с п.3 постановления № 5 Комитетом по транспорту издано распоряжение от 14.02.2014 № 11-р «О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5 в части предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах» (далее - распоряжение № 11-р), которым утвержден Порядок определения размера предоставляемых субсидий, порядок определения размера затрат на оказание услуг по перевозке и размера доходов, полученных от оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий пассажиров в автобусах (далее - Порядок определения размера предоставляемых субсидий).

Распоряжением № 11-р установлено, что фактический размер субсидии, предоставляемый перевозчикам, зависит от того, осуществляют ли они перевозки на обеспечивающей транспортной сети или нет.

Понятие «обеспечивающая транспортная сеть» установлено абз. 11 ст. 2 Законом Санкт-Петербурга  № 19-4 (в редакции Закона СПб от 24.12.2010 № 763-169) - группа маршрутов регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, составляющих транспортную сеть, обеспечивающую минимальную потребность Санкт-Петербурга в регулярных перевозках.

Пунктом 4 ст. 6-1 Закона СПб № 19-4 установлено, что обслуживание обеспечивающей транспортной сети без проведения конкурса осуществляется государственными унитарными предприятиями, созданными Санкт-Петербургом для обеспечения функций уполномоченного органа в сфере регулярных перевозок. Единственным унитарным предприятием в сфере перевозок пассажиров автобусами в Санкт-Петербурге является СПб ГУП «Пассажиравтотранс», на обслуживание которого Комитет по транспорту передает маршруты регулярных пассажирских перевозок, входящих в состав обеспечивающей транспортной сети, без проведения конкурса.

Маршруты регулярных перевозок, не входящие в обеспечивающую транспортную сеть, обслуживаются негосударственными автобусными перевозчиками на основании договоров, заключенных с Комитетом по итогам конкурсов, проведенных в 2010-2013 годах.

Согласно распоряжению №11-р фактический размер субсидии, подлежащей предоставлению перевозчикам, осуществляющим перевозки на обеспечивающей транспортной сети (то есть СПб ГУП "Пассажиравтотранс") рассчитывается исходя из планового размера бюджетного финансирования на перевозку пассажиров, планового объема транспортной работы (с учетом парковых пробегов) по городским, пригородным маршрутам, количества планируемых рейсов на маршруте и средней вместимости используемого перевозчиком подвижного состава, размера затрат и размера доходов, а также разницы доходов от прочей деятельности и затрат от прочей деятельности, согласованных Комитетом в планах финансово-хозяйственной деятельности перевозчика. При этом для указанного перевозчика размер затрат (на 1 километр пробега по маршруту), согласованный Комитетом в планах финансово-хозяйственной деятельности перевозчика применяется с коэффициентом 1,37 (приложение к Порядку определения размера предоставляемых субсидий).

Фактический размер субсидии, подлежащей предоставлению перевозчикам, не осуществляющим перевозки на обеспечивающей транспортной сети (далее - негосударственные перевозчики), рассчитывается из нормативов затрат и планового объема транспортной работы по договорам, выраженной в километрах пробега. При этом для указанных перевозчиков размер затрат (на 1 километр пробега по маршруту определятся с учетом коэффициентов (от 1 до 0.8), полученных по результатам проведенных конкурсов на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в Санкт-Петербурге в соответствии с предложениями, указанными в поданных на конкурс заявках негосударственных перевозчиков (приложение к Порядку определения размера предоставляемых субсидий).

Вместе с тем, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2014 по делу №А56-4100/2014, оставленным без изменения Постановлением арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.10.2014, пункт 4 ст. 6-1 Закона СПб № 19-4 признан несоответствующим п.7 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, поскольку установление правила о том, что осуществление перевозок по маршрутам, составляющих обеспечивающую транспортную сеть, предоставляется государственным унитарным предприятиям без проведения конкурса, свидетельствует об ограничении конкуренции, исключает свободный доступ перевозчиков на равных для всех условиях к осуществлению перевозок (как по маршрутам регулярных перевозок, включенных в обеспечивающую транспортную сеть, так и не включенных в нее).

Таким образом, правило, устанавливающее различный размер субсидии в зависимости от того, осуществляют ли они перевозки на обеспечивающей транспортной сети или нет, создает дискриминационные условия для негосударственных перевозчиков и ограничивает конкуренцию на данном рынке.

Кроме того, размер субсидии на перевозку пассажиров на маршруте на километр пробега для негосударственных перевозчиков зависит от размера доходов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" на соответствующий квартал 2014 года по городским, пригородным маршрутам и маршрутам с номерами 200 и 210 в расчете на 1 километр пробега (с учетом парковых пробегов) в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности, так как если указанный размер доходов больше затрат негосударственного перевозчика, то субсидия из бюджета Санкт-Петербурга перевозчику не предоставляется.

Порядком определения размера предоставляемых субсидий также установлены различные размеры коэффициентов условно постоянных затрат.

Так, размер коэффициентов условно постоянных затрат СПб ГУП " Пассажиравтотранс" устанавливается на квартал в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. В 2014 году минимальный коэффициент составляет 0,807, максимальный - 0,823 (вне зависимости от вместимости автобусов, расположения пола и места оказания услуг (городское и пригородное сообщение).

При определении размера субсидии, подлежащей предоставлению негосударственным перевозчикам, размер коэффициентов условно постоянных затрат к нормативам затрат установлены в зависимости от вместимости автобусов, низкого расположения пола и места оказания услуг (городское и пригородное сообщение). Минимальный коэффициент составляет 0,520, максимальный - 0,670, что ниже, чем для СПб ГУП "Пассажиравтотранс". Расчет размера предоставляемых субсидий производится ежедневно. В случае если договором на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок установлена обязанность перевозчика осуществлять перевозку пассажиров автобусами только с низким расположением уровня пола, а фактически на маршруте одновременно работают автобусы с низким расположением уровня пола и не низким расположением уровня пола, к расчетам и оплате принимается только работа, выполненная перевозчиком автобусами с низким расположением уровня пола.

Таким образом, материалами дела подтверждено установление различных коэффициентов условно постоянных затрат для СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и негосударственных перевозчиков. При этом, распоряжение Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 28.01.2014 № 4-р не содержит исключения по применению нормативов затрат для СПб ГУП "Пассажиравтотранс", а обоснование установления повышающего коэффициента для определения размера затрат СПб ГУП «Пассажиравтотранс» не представлено.

Кроме того, единым для всех перевозчиков условием предоставления субсидий является ведение перевозчиками раздельного учета затрат и доходов от оказания услуг по перевозке и иным видам деятельности (п.5 Приложения № 1 к постановлению № 5), однако из материалов дела следует, что СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в отличие от других организаций такой учет не ведет, что также нарушает порядок предоставления субсидий.

Таким образом, антимонопольный орган обоснованно установил в действиях Комитета по транспорту нарушения п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении различного порядка определения размера предоставляемых субсидий для возмещения затрат либо недополученных доходов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и негосударственных перевозчиков, осуществляющим на основании договоров с комитетом по транспорту перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу, а также перевозки пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах.

При таких обстоятельствах, решение и предписание УФАС являются законными и обоснованными, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу от 21.10.2014 по делу №К03-9/14.

          Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                           Галкина Т.В.