Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
13 ноября 2020 года Дело № А56-84418/2020
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тевс Я.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Акционерное общество "Газпром теплоэнерго"
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: ИП Блохин Максим Алексеевич
об оспаривании решения и предписания от 05.08.2020 по жалобе №Т02-574/20
при участии
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 26.12.2019;
от заинтересованного лица – не явился, извещен;
от третьего лица – не явился. извещен
установил:
Акционерное общество «Газпром теплоэнерго» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 05.08.2020 по жалобе №Т02-574/20, предписания от 05.08.2020.
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
27.07.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009354593 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание юридических услуг по представлению и защите законных интересов АО «Газпром теплоэнерго» в отношениях с третьими лицами, в судебных органах, иных государственных и муниципальных органах, публично-властных образованиях, по спорам, вытекающим из хозяйственной деятельности по вопросам применения уголовного законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве) (282_ГПТЭ/2020) (далее – Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее – Документация).
Решением комиссии УФАС по Санкт-Петербургу от 05.08.2020 по жалобе №Т02-574/20, жалоба ИП ФИО1 на действия Организатора торгов АО «Газпром теплоэнерго» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, была признана обоснованной, в действиях Организатора торгов установлены нарушения п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, п. 15 ч. 10, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выдано предписание.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Законом о закупках, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
В соответствии со ст. 429.1 ГК РФ Заказчик вправе заключить рамочный договор (договор с открытыми условиями). Под рамочным договором признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (ч. 1 ст. 429.1 ГК РФ).
Пунктом 1.1 Договора предусмотрено: Исполнитель обязуется оказывать Заказчику юридические услуги по представлению и защите законных интересов АО «Газпром теплоэнерго» в отношениях с третьими лицами, в судебных органах, иных государственных и муниципальных органах, публично-властных образованиях, по спорам, вытекающим из хозяйственной деятельности по вопросам применения уголовного законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве), а Заказчик обязуется оплатить такую юридическую помощь в порядке, предусмотренном настоящим Договором.
Конкретные дела, по которым оказываются юридические услуги в судах общей юрисдикции, арбитражных судах любых инстанций, государственных и муниципальных органах, в представлении интересов Заказчика с третьими лицами определяются в дополнительных соглашениях к Договору, подписываемых сторонами, являющихся неотъемлемой частью Договора (далее - Дополнительные соглашения).
Пунктом 4.1 Договора определено содержание Дополнительного соглашения: Дополнительное соглашение к Договору должно содержать, в том числе, количество часов, планируемых быть потраченными при оказании юридической услуги, а также стоимость этой услуги исходя из стоимости часа работы Исполнителя по соответствующему вопросу.
Также в п. 4.3 Договора предусмотрена Предельная (максимальная) стоимость оказываемых юридических услуг. Приложением № 2 к договору определен перечень оказываемых услуг и стоимость 1 (одного) часа услуги.
Соотношение установленного предельного (максимального) размера стоимости договора (5 729 998,80 руб., без учета НДС) и предложенной Участником закупки стоимости одного часа работы в соответствующей отрасли права в результате определяет предельную (максимальную) продолжительность (в часах) оказания Участником закупки услуг в рамках всех предполагаемых к заключению дополнительных соглашений к Договору, что не противоречит существу требований п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и ст. 429.1 ГК РФ.
При этом, фабула и количество споров из предусмотренных рамочным договором отраслей права не являются заранее известными Заказчику и Организатору торгов и не могут быть определены в момент размещения Документации о закупке, поскольку определяются по факту наступления таких обстоятельств. Общий объем требующихся услуг определить на момент размещения Закупки также не представляется возможным по объективным причинам, и именно в связи с этим Заказчиком была выбрана прямо предусмотренная Гражданским кодексом РФ рамочная форма Договора.
Не принимается довод ИП ФИО1 о том, что из Документации о закупке не ясен общий объем требующихся услуг, а именно: нет описания просроченной дебиторской задолженности (количество должников, размер долга, место нахождение должников, подсудность спора), работу по взысканию которой Заказчик предполагает передать на аутсорсинг, по следующим основаниям.
Услуги по взысканию просроченной дебиторской задолженности Заказчика не является предметом проводимой закупки. Предметом закупки является заключение договора на оказание услуг по защите прав и законных интересов Заказчика в делах о банкротстве и в уголовных процессах.
Не принимается довод ИП ФИО1 об отсутствии в Документации о закупке данных о количестве имеющихся судебных споров, дел о банкротстве в арбитражных судах, в которых необходимо представлять интересы Заказчика, по следующим основаниям.
Наличие/отсутствие информации о количестве дел о банкротстве с участием Заказчика не нарушает права Участника закупки, т.к. оплата услуг Исполнителя осуществляется исходя из количества им затраченных часов при защите интересов Заказчика в том или ином обособленном споре в деле о банкротстве путем заключения дополнительного соглашения к рамочному Договору исходя из каждого конкретного спора. Определить точное количество судебных дел (обособленных споров) в делах о банкротстве, в которых потребуется защита интересов Заказчика на этапе размещения закупки не представляется возможным, т.к. инициаторами возбуждения дел о банкротстве, в том числе, конкретных обособленных споров (оспаривание сделок должника с Заказчиком, привлечение Заказчика к субсидиарной ответственности по долгам, обжалование действий арбитражного управляющего, проводимых торгов имуществом должника и т. д.) в которых потребуется защита интересов Заказчика, могут являться не только Заказчик, но и иные лица (должник, кредиторы должника, иные лица в деле о банкротстве), точный перечень которых определить невозможно. При этом, в рамках одного дела о банкротстве в отношении Заказчика может быть инициировано рассмотрение как одного, так и нескольких обособленных споров, в которых потребуется защита прав и интересов Заказчика.
Не принимается довод ИП ФИО1 об отсутствии в Документации о закупке данных о количестве уголовных процессов, в которых необходимо представлять интересы Заказчика, по следующим основаниям.
Участие Заказчика в качестве участника тех или иных уголовных процессов является коммерческой тайной Заказчика. Определить точное количество уголовных дел, в которых потребуется защита интересов Заказчика на этапе размещения закупки не представляется возможным, т.к. инициаторами возбуждения уголовных дел могут быть и иные лица.
Необходимо отметить, что текущие дела и их специфику участник закупки может изучить в свободном доступе на соответствующих сайтах судебных органов.
Не принимается довод ИП ФИО1 об отсутствии в Документации о закупке каких-либо характеристик судебных споров, позволяющие определить количество и уровень профессиональной компетенции сотрудников, привлечение которых необходимо для исполнения контракта, по следующим основаниям.
Требование о количестве сотрудников Участника закупки и уровне их профессиональной компетенции изложены в Документации о закупке:
- профессиональная компетенция сотрудников, привлечение которых необходимо для исполнения Договора, предусмотрена пунктом 2 Технического задания, в котором предусмотрены все возможные варианты услуг, потребность в которых может возникнуть в ходе деятельности Заказчика;
- требования к квалификации сотрудников и минимальное количество сотрудников, привлечение которых необходимо для исполнения Договора, предусмотрены в п. п. 10-11 Информационной карты (раздел 2 Закупочной документации).
Не принимается довод ИП ФИО1 об отсутствии в Документации о закупке указания на регионы оказания услуг, что не позволяет определить необходимость командировок, количество сотрудников, привлечение которых необходимо для исполнения контракта, по следующим основаниям.
Регионы оказания услуг определены пунктом 5 Технического задания - Российская Федерация. Более конкретного места оказания услуг на момент публикации Документации определить не представляется возможным. Перечень взаимозависимых лиц определен в Приложении № 1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг АО «Газпром теплоэнерго» и Дочерних обществ АО «Газпром теплоэнерго», которое размещено в Единой информационной системе и является общедоступной информацией.
Дела о банкротстве в отношении контрагентов Заказчика и уголовные процессы могут быть инициированы в любом субъекте Российской Федерации, в связи с чем, в Техническом задании Заказчиком указан предварительный список юрисдикции, в консультировании по праву которых Заказчик может быть заинтересован: все субъекты Российской Федерации.
При вышеуказанных обстоятельствах в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения Закона о закупках.
В целях обеспечения принципов информационной открытости Закона о закупках, Документация о закупке исключала множественные и неоднозначные трактовки требований Заказчика при подаче заявки на участие в закупке Участником закупки.
В описании предмета закупки были указаны функциональные, качественные и количественные характеристики (потребительские свойства) предмета закупки (услуги), направленные на достижение результата, необходимого Заказчику.
Необходимо отметить, что ИП ФИО1 не воспользовался правом, предусмотренным п. 1.7 Раздела 1 Документации о закупке и не представил в адрес Заказчика запрос на разъяснение соответствующих положений Документации о закупке.
На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 05.08.2020 по жалобе №Т02-574/20, предписание от 05.08.2020.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в пользу Акционерного общества «Газпром теплоэнерго» 3000 руб. расходов по оплате госпошлины.
Возвратить Акционерному обществу «Газпром теплоэнерго» из федерального бюджета 3000 руб. госпошлины, как излишне уплаченной.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Синицына Е.В.