ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-84669/20 от 03.02.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 февраля 2021 года Дело № А56-84669/2020

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «Норд-Инжиниринг» (ИНН <***>)

к Управлению федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу

третье лицо: акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока»

о перечислении денежных средств

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.08.2020,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 15.01.2021, ФИО3 по доверенности от 11.01.2021,

от третьего лица - не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Норд-Инжиниринг» (далее – Общество, ООО «Норд-Инжиниринг») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о возложении обязанности на Управление федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФК по г. Санкт-Петербургу) перечислить денежные средства, находящиеся на лицевых счетах №41726Z63600 и №41726Z63601.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее – АО «КРДВ»).

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а представители Управления возражали против удовлетворения заявления по мотивам, представленным в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание. В порядке части 5 статьи АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управление открыло Обществу лицевые счета № 41726Z63600 и № 41726Z63601, предназначенные для учета операций неучастника бюджетного процесса. Счета открыты на основании заключенных Обществом с АО «КРДВ» договоров купли продажи будущей недвижимой вещи от 02.02.2018 № 00000000350170050002/13/18/С (далее - Договор 1) и от 23.03.2018 № 0000000035018Р040002/87/18/С (далее - Договор 2), источником финансового обеспечения которых являлась субсидия за счет средств федерального бюджета (заявления на открытия лицевого счета от 05.02.2018 и 26.03.2018).

Условиями указанных договором (пункты 2.5.1) предусмотрены авансовые платежи в размере 30 процентов от их цены, в отношении которых соответственно подлежали применению правила казначейского сопровождения целевых средств в соответствии с нормами статьи 5 Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1722.

Денежные средства в размере авансовых платежей учтены на лицевых счетах Общества.

Исполнение Обществом своих обязательств по Договору 1 и по Договору 2, в том числе, по возврату авансовых платежей, обеспечивалось безотзывными банковскими гарантиями Публичного акционерного общества Коммерческий Банк «Восточный» (далее - Банк).

Банковская гарантия № 20695/2018/БГД от 28.12.2017 выдана на сумму в пределах 32 726 700 руб. 00 коп., сроком действия по 01.02.2019 включительно, банковская гарантия № 24260/2018/БГД от 22.03.2018 была выдана на сумму в пределах 33 012 590 руб. 10 коп., сроком действия по 16.01.2019 включительно, банковская гарантия № 36200/2018/БГД от 05.09.2018 была выдана на сумму в пределах 44 016 786 руб. 80 коп., сроком действия по 16.01.2019 включительно.

В связи с неисполнением Обществом своих обязательств по Договору 1 и Договору 2 Заказчиком данные договоры расторгнуты в судебном порядке, одновременно по требованию Заказчика (бенефициара) в судебном порядке с Банка (гаранта) взыскана задолженность в размере ранее произведенных по этим договорам авансов в связи с неисполнением Обществом (принципалом) взятых на себя обязательств.

При указанных обстоятельствах Общество обратилось в Управление с требованием перечислить остатки денежных средств в размере 10 260 709,00 руб. и 40 231 066,75 руб. на банковский счет Общества с целью включения денежных средств в конкурсную массу должника - Общества.

Управление отказало Обществу в перечислении денежных средств, указав на невозможность перечисления денежных средств на банковский счет по требованиям Общества.

Не согласившись с отказом УФК, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив относимость, допустимость, достоверность, каждого из доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

В силу пункта 3 и 9 части 2 статьи 5 Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» авансы по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий, указанных в пункте 1 настоящей части, с исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных соответственно государственных контрактов (контрактов, договоров), договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (далее - целевые средства), в 2018 году подлежали казначейскому сопровождению.

Общество выступало получателем целевых средств в форме аванса.

Правилами казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1722, определялись особенности казначейского сопровождения в 2018 году.

Аналогичные положения закреплены в настоящее время статьей 5 Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и Правилами казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2019 № 1765.

Санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств в 2018 году регламентировал приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2017 № 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Приказ № 220н).

В настоящее время процедуры санкционирования целевых расходов регламентированы Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утвержденным приказом Минфина России от 10.12.2019 № 220н.

Вышеуказанными нормативными правовыми актами закреплено, что операции с целевыми средствами при казначейском сопровождении осуществляются непосредственно на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, с отражением лишь сведений о таковых на лицевых счетах неучастников бюджетного процесса, открытых в установленном порядке юридическим лицам, получающим целевые средства.

Санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств осуществляется в соответствии с представляемыми Сведениями об операциях с целевыми средствами на соответствующий год и на плановый период (код формы по ОКУД 0501213) (далее - Сведения), сформированными в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В Сведениях указываются источники поступлений целевых средств с соответствующими им кодами. Направления расходования целевых средств, указанных в Сведениях, должны соответствовать целям их предоставления.

Операции, связанные с перечислением целевых средств, возможны только после проведения процедур санкционирования целевых расходов в установленном Приказом № 220н порядке и, исключительно, на цели, соответствующие предмету документа-основания (государственный контракт, контракт, договор, соглашение), на основании которого юридическому лицу открыт лицевой счет, предназначенный для учета операций неучастника бюджетного процесса, в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по целевым расходам, на основании документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.

Списание денежных средств (расход) с лицевого счета неучастника бюджетного процесса производится территориальными органами Федерального казначейства на основании представленного юридическим лицом, получающим целевые средства, распоряжения (платежного поручения).

При санкционировании операций с лицевого счета неучастника бюджетного процесса по соответствующему направлению расходования целевых средств осуществляется проверка представленного платежного документа по следующим направлениям:

а) соответствие указанных в платежном документе реквизитов (номер, дата)
государственного контракта, контракта (договора) Сведениям;

б) наличие в платежном документе текстового назначения платежа и кода направления
расходования целевых средств в соответствии со Сведениями;

в) непревышение суммы, указанной в платежном документе, над суммой остатка средств по направлению расходования целевых средств по соответствующему коду, указанной в Сведениях, и суммой остатка средств на лицевом счете;

г) соответствие идентификатора государственного контракта (ИГК), указанного в Платежном документе, идентификатору государственного контракта (ИГК),указанному в государственном контракте (контракте (договоре), Сведениях) и т.п.

Территориальные органы Федерального казначейства вправе осуществлять санкционирование операций с лицевых счетов по направлению расходования целевых средств на счета в кредитных организациях, открытые юридическому лицу, получающему целевые средства, в случае если в Сведениях предусмотрено соответствующее направление расходование целевых средств.

С учетом установленных вышеуказанными нормативными правовыми актами запретов территориальные органы Федерального казначейства не вправе принимать к исполнению платежные поручения юридического лица для перечисления целевых средств на счета, открытые ему в банке, по операциям, содержание которых не соответствует предмету (целям) предоставления этих целевых средств (предмету (целям) документа-основания, на основании которого этому юридическому лицу, как неучастнику бюджетного процесса, был открыт лицевой счет), и без надлежащих подтверждающих расходование целевых средств документов, включая случай направления таковых в размере полученного аванса в конкурсную массу юридического лица.

Несоответствие документов-оснований и подтверждающих целевые расходы документов денежному обязательству, равно как и недостатки в их оформлении лишают строго регламентированные процедуры прозрачности, а также влекут риски изменения схем санкционирования целевых расходов, и, тем самым, нарушают установленный порядок финансового контроля.

Обязательность соблюдения правил казначейского сопровождения получающими «целевые средства» юридическими лицами определена условиями сдерживающего инструмента казначейского сопровождения.

Доводы конкурсного управляющего Общества о том, что денежные средства, перечисленные ранее в качестве авансовых платежей, перестали быть «целевыми», а также, что таковые подлежат включению в конкурсную массу должника (Общества) судом не принимаются в виду следующего.

Как следует из материалов дела, Обществу перечислены авансовые платежи в соответствии с условиями Договора 1 и Договора 2, источником финансового обеспечения которых определена субсидия, то есть «целевые средства».

В нарушение своих обязательств по договорам Общество в установленный срок недвижимое имущество, являющееся предметом Договора 1 и Договора 2, Заказчику не передало, нарушив, тем самым, срок исполнения обязательств, в связи с чем, Заказчик обратился в суд с требованием о расторжении указанных договоров.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.04.2019 по делу № А51 -26262/2018 расторгнут Договор 1. С Общества взысканы 45 271 935 руб., составляющих 32 726 700 руб. - сумма предварительной оплаты за товар, 12 545 235 руб. - сумма пени за просрочку выполнения обязательств, а также пени, начисленные на основании пункта 5.2 Договора 1, начиная с 18.04.2019 по момент расторжения Договора 1, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 57 636 руб., а также государственная пошлина в сумме 148 364 руб.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.04.2019 по делу № А51-26643/2018 расторгнут Договор 2. С Общества взысканы 85 392 565 руб. 86 коп., составляющих 77 029 376 руб. 90 коп. - сумма предварительной оплаты за товар, 8 363 188 руб. 96 коп. - сумма пени за просрочку выполнения обязательств, а также пени, начисленные на основании пункта 5.2 Договора 2, начиная с 18.04.2019 по момент расторжения Договора 2, а также расходы по уплате государственной госпошлины по иску в размере 36 607 руб.

С учетом предоставленного обеспечения исполнения вышеуказанных договоров с Банка (Гаранта) в связи с неисполнением Обществом (Принципалом) своих обязательств по договорам решением Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2019 по делу № А40-82890/19-137-731 в пользу Заказчика (Бенефициара) взысканы задолженность в размере 77 029 376 руб. 90 коп., неустойка в размере 8 473 231 руб. 80 коп., неустойка с 02.04.2019 по день фактического исполнения обязательства в размере 0,1% от суммы основного долга за каждый день просрочки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 000 руб. Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2019 по делу № А40-82862/19-64-732 с Банка в пользу Заказчика взыскана задолженность в размере 32 762 700 руб. 00 коп., пени в размере 4 603 897 руб. 00 коп., а также пени, начиная с 02.04.2019 по день фактического исполнения обязательства в размере 0,1% от денежной суммы, подлежащей уплате (32 762 700,00 рублей), за каждый день просрочки.

При этом в случае выплаты Заказчику денежных средств по банковским гарантиям Банком у последнего возникло право регрессного требования непосредственно к Обществу, а не к Заказчику.

Тем самым, Общество в рассматриваемых правоотношениях уже выступает должником, и правом на получение спорных денежных средств не обладает.

В отношении Общества в настоящее время ведутся процедуры банкротства.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2020 по делу №А56-27742/2019 ООО «Норд Инжиниринг» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО4.

Требования Заказчика включены в реестр кредиторов. Требования Банка также запланированы к включению в указанный реестр.

Таким образом, в рассматриваемом случае получение Обществом денежных средств необоснованно ни по праву, ни по закону, включение денежных средств в конкурсную массу Общества будет являться неосновательным обогащением.

Перечисление денежных средств с целью их включения в конкурсную массу Общества в условиях казначейского сопровождения этих средств не представляется возможным, поскольку при предоставлении данные средства определены «целевыми» и остаются таковыми, то есть могут быть направлены исключительно на цели, соответствующие целям их предоставления.

Обществу в связи с расторжением договоров, являющихся основанием предоставления целевых средств (документов-оснований), условиями которых, помимо прочего, такой возврат в размере полученного аванса был предусмотрен и вменен Обществу в качестве его обязанности, надлежало своевременно произвести возврат целевых средств в размере авансовых платежей, а также обеспечить закрытие соответствующих лицевых счетов неучастника бюджетного процесса путем направления в Управление заявлений на закрытие.

Из материалов дела следует, что Обществом ни документов на возврат целевых средств, ни заявлений на закрытие лицевых счетов в Управление не представлено на момент судебного разбирательства, что, в свою очередь, является нарушением со стороны Общества финансовой дисциплины, определенной правилами казначейского сопровождения.

Возврат с лицевого счета неучастника бюджетного процесса платежей, полученных в качестве аванса, осуществляется по общим правилам санкционирования целевых расходов.

Так, соответствующий механизм возврата авансовых платежей с лицевого счета неучастника бюджетного процесса, в отношении которого ведется банкротство, в связи с расторжением документа-основания (государственный контракт, контракт, договор, соглашение), по которому ранее был получен авансовый цлатеж, то есть в условиях, обозначенных Обществом, разъяснен Министерством финансов Российской Федерации письмом от 27.01.2020 № 09-01-08/4588, где закреплена необходимость возврата аванса.

Остатки денежных средств, перечисленных Заказчиком в качестве аванса по расторгнутым впоследствии договорам и учтенные на лицевых счетах Общества, как Целевыми средства не подлежат использованию иначе, как в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими особенности казначейского сопровождения этих средств.

Поскольку авансовые платежи, учтенные на открытых в Управлении Обществу лицевых счетах, так и не приобрели статус имущества Общества в связи с неисполненеием последним своих обязательств по договорам и расторжением таковых судом, данные остатки денежных средств по своей правовой природе являются и остаются «целевыми», источником которых являются средства субсидии из федерального бюджета.

Правовые и фактические основания для перечисления с лицевых счетов неучастника бюджетного процесса на обозначенный Обществом банковский счет остатков целевых средств с целью их включения в конкурсную массу Общества по основаниям, указанным в заявлении, в связи с вышеизложенными обстоятельствами отсутствуют.

Действия Управления правомерны, соответствуют законодательству Российской Федерации и требованиям действующих в установленной сфере деятельности нормативных правовых актов, не нарушают права и законные интересы Общества.

В связи с этим Управление правомерно отказало Обществу в перечислении средств на банковский счет Общества, указав на целевой характер денежных средств.

Требования Общества о возложении обязанности на Управление перечислить денежные средства в разрез с установленными механизмами контроля расходования таковых не соответствуют и противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

При вышеуказанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявления Общества отсутствуют.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Гуляев С.Б.