ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-8490/19 от 24.05.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

31 мая 2019 года                                                                   Дело № А56-8490/2019

Резолютивная часть решения объявлена   мая 2019 года .

Полный текст решения изготовлен   мая 2019 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Черняковская М.С.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Обуховоэнерго" в лице конкурсного управляющего ФИО2

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу

о взыскании 865 280 руб. переплаты по НДФЛ, процентов за нарушение срока возврата переплаты в сумме 15 693,57 руб.

при участии

от заявителя: ФИО3 (доверенность от 30.01.2019)

от заинтересованного лица: ФИО4 (доверенность от 24.01.2019)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Обуховоэнерго" (далее – Общество) в лице конкурсного управляющего ФИО2 (далее – конкурсный управляющий) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу (далее – налоговый орган, МИФНС № 24 по Санкт-Петербургу) о взыскании 865 280 руб. переплаты по НДФЛ, процентов за нарушение срока возврата переплаты в сумме 15 693,57 руб., 20 619 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Определением от 06.02.2019 заявление принято к производству, рассмотрение дела назначено на 13.03.2019

Определением суда от 13.03.2019 рассмотрение дела отложено на 17.04.2019  для представления конкурсным управляющем доказательств, подтверждающих факт переплаты сумм НДФЛ в заявленном ко взысканию размере. Кроме того, сторонам предложено провести сверку расчетов по суммам удержанных и перечисленных Обществом, как налоговым агентом, сумм НДФЛ  за период с января 2015 по декабрь 2016 года.

Определением от 15.04.2019 дата судебного заседания изменена на 24.04.2019.

Определением от 24.04.2019 рассмотрение дела отложено на 22.05.2019 для ознакомления с представленными налоговым органом в судебное заседание документами.

Определением от 22.05.2019 рассмотрение дела отложено на 24.05.2019 для представления налоговым органом доказательств, направления актов зачета сумм НДФЛ.

В настоящем судебном заседании возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.

Конкурсный управляющий поддержал требования, представитель налогового органа просил отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материал дела, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 февраля 2018г. по делу № А56-63788/2016 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении открыто него конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден ФИО2.

Конкурсным управляющим из МИФНС № 24 по Санкт-Петербургу был получен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам № 3962 по состоянию на 15.03.2018. Согласно вышеуказанному акту у Общества имеются переплаты по налогам и сборам, в частности, переплата в сумме 865 748,00 руб. по НДФЛ налоговых агентов.

Кроме того, конкурсным управляющим из МИФНС № 24 по Санкт-Петербургу был получен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам № 11719 по состоянию на 02.08.2018. Согласно вышеуказанному акту у Общества имеются переплаты по налогам и сборам. В частности, переплата в сумме 865 748,00 руб. по НДФЛ налоговых агентов.

 24.08.2018 конкурсным управляющим в порядке статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в адрес МИФНС № 24 по Санкт-Петербургу было направлено требование о перечислении денежных средств, составляющих переплату по налогам и сборам на счет Общества.

26.09.2018 МИФНС № 24 по Санкт-Петербургу было принято решение об отказе в возврате суммы НДФЛ по причине того, что платежи не сторнированы, в связи с чем переплата отражена некорректно, фактически переплата отсутствует.

Полагая, что налоговый орган не правомерно отказал в возврате 865 280 руб. переплаты по НДФЛ, конкурсный управляющий обратился в суд.

На основании пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых, в соответствии с НК РФ, возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 24 НК РФ, налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ, налоговые агенты, начиная с отчетных периодов 2016 года представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее – Расчет по форме 6-НДФЛ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ, излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней регламентирован статьей 78 НК РФ, которая определяет административный порядок возврата излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика.

Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов, подтверждающих излишнее удержание и перечисление сумм налога согласно пункту 1 статьи 231 НК РФ, а возврат на расчетный счет организации осуществляется с учетом положений пункта 6 статьи 78 НК РФ.

В обоснование доводов об отсутствии переплаты налоговый орган указал следующее.

В федеральном информационном ресурсе содержится информация о представленных Обществом 197 справок по форме 2-НДФЛ за 2015 год (сумма исчисленного, удержанного и перечисленного НДФЛ  составила 12 933 111,00 руб.).

В КРСБ содержатся сведения о перечислении НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов 2015 года на общую сумму 12 961 317,00 руб.

Таким образом, разница между исчисленной, удержанной суммой НДФЛ согласно сведениям о доходах по форме 2-НДФЛ и суммой перечисленного НДФЛ за 2015 год составила 28 206,00 руб.

В январе 2016 года Обществом были осуществлены начисления НДФЛ по расчету по форме 6-НДФЛ в 1 квартале 2016 года за декабрь 2015 года в сумме 13 242,00 руб. и 1 012 086,00 руб.

В КРСБ Общества по НДФЛ были сторнированы начисления по расчету за декабрь 2015 года в сумме 13 242,00 руб. и 1 012 086,00 руб. При этом Обществом произведена уплата налога за декабрь 2015 года в сумме 13 242,00 руб. (платежное поручение № 2 от 11.01.2016г.) и 1 012 086,00 руб. (платежное поручение №34 от 15.01.2016), которая не должна учитываться при формировании сальдо по налогу в 1 квартале 2016 года.

Согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации заполняется налогоплательщиком в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, которые приведены в Приложении 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н и согласованы с Банком России (далее - Правила).

В пункте 8 Правил определен, в частности, порядок указания в поле 107 показателя налогового периода при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами.

В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

При формировании платежных поручений Обществом не были соблюдены правила заполнения поля «107» «год налогового периода» (период, за который была произведена уплата налога, был указан в поле «109» «примечание»).

Поскольку в указанных платежных поручениях в направлении платежа не был указан период, за который произведена уплата налога, указанные выше суммы отразились как уплаченные за 2016 год, что повлекло за собой образование некорректной суммы излишней уплаты (переплаты) по НДФЛ в сумме 865 280,00 руб. (с учетом суммы НДФЛ к уплате по Расчету 6-НДФЛ за 2016 год (1 025 328,00 руб.-160 048,00 руб.).

03.11.2016 Инспекцией по ТКС было направлено уведомление №15798 о необходимости дачи пояснений по вопросу не перечисления или перечисления не в полном объеме НДФЛ, удержанного из заработной платы сотрудников за 2015 год. Обществом 08.11.2016 года представлена карточка счета 68.01, в которой суммы 13 242,00 руб. и 1 012 086,00 руб. по срокам 11.01.2016 и 15.01.2016 отражены как удержанные из зарплаты сотрудников за декабрь 2015 года.

В абзаце 2 пункта 7 статьи 45 НК РФ указано, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Данное заявление в налоговый орган не направлялось.

При этом законодательство не предусматривало право налогового органа самостоятельно производить уточнение платежей. Только с 01.01.2019г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования» абзац 6 пункта 7 статьи 45 НК РФ была установлена возможность самостоятельного принятия решения налоговым органом об уточнении платежей.

08.02.2019г. Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу были сформированы извещения о принятом налоговым органом решении об уточнении платежа № 5798 от 08.02.2019г. на сумму 1 012 086,00 руб., № 5799 от 08.02.2019г. на сумму 13 242,00 руб.

После уточнения Инспекцией платежей в сумме 1 012 086,00 руб. в сумме 13 242,00 руб. и в связи с имеющейся переплатой по НДФЛ за предыдущие периоды в сумме 468,00 руб. у заявителя образовалась задолженность в сумме 159 580,00 руб.

Таким образом, в настоящее время переплата по НДФЛ в сумме 865 280,00 руб. у заявителя отсутствует, что препятствует удовлетворению требований.

По мнению заявителя, позиция налогового органа о том, что переплата по НДФЛ возникла «исскуственно»  в результате не корректного отражения назначения платежа в платежных поручениях (отсутствие ссылки об уплате НДФЛ за 2015 год) опровергается тем, что в карточке КРСБ не отражалась недоимка по уплате сумм НДФЛ за 2015 год.

Между тем, заявителем не учтено следующее.

В связи с изданием приказа ФНС России от 14.10.2015г. №ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме» с 01.01.2016 года выполнены доработки блока «Обмен с УФК».

С 01.01.2016 года начисления сумм удержанного НДФЛ отражаются в КРСБ налоговых агентов.

Особенностью учета НДФЛ, уплачиваемого налоговыми агентами в налоговые периоды до 01.01.2016, являлось отсутствие начислений по НДФЛ, в связи с чем в карточке расчетов с бюджетом (далее – КРСБ) Общества отсутствует переплата по НДФЛ за 2015 год.

Отказывая в удовлетворении требований, суд также учитывает следующее.

Излишней уплатой налога признается исполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства.

Излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик (налоговый агент), исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.

Применительно к НДФЛ для установления суммы излишне перечисленного налога, помимо представленных Обществом актов сверок, необходимо иметь данные по размеру выплаченного в соответствующих периодах дохода, суммах примененных стандартных, социальных и имущественных вычетов в отношении работников организации, для сопоставления с суммами удержанного и перечисленного в бюджет налога.

Наличие излишне уплаченной суммы НДФЛ (переплаты) выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о суммах исчисленного, удержанного НДФЛ, отраженных в сведениях о доходах по форме 2-НДФЛ, представленных Обществом.

Следовательно, в данном случае для выяснения вопроса о возможном излишнем перечислении НДФЛ необходимо исследование документов первичного бухгалтерского учета, лицевых счетов, карточек работников, индивидуальных карточек сумм исчисленных выплат и иных вознаграждений, ведомостей по заработной плате, которые конкурсным управляющим представлены не были.

Отклоняя доводы конкурсного управляющего о том, что закон не содержит требований по представлению документов первичного бухгалтерского учета, лицевых счетов, карточек работников, индивидуальных карточек сумм исчисленных выплат и иных вознаграждений, ведомостей по заработной плате, суд исходит из того, что абзац 8 пункта 1 статьи 231 НК РФ устанавливает определенно один документ, который должен быть представлен в любом случае - выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период, а остальные документы в законе указаны обобщенно - документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации. Следовательно, состав второй группы документов определяется, исходя из конкретной ситуации. Например, если имеет место верное исчисление и удержание налога с работников, а в бюджет перечислено денежных средств больше, то есть, имеет место только излишняя уплата, то для ее подтверждения будет достаточно только платежных документов. В рассматриваемой же ситуации, судом установлено, что конкурсный управляющий в принципе не обладает информацией о природе образования предъявленной ко взысканию «переплаты», при этом налоговый орган представил доказательства того, что в данном случае ее отражение в акте сверки вызвано некорректным заполнением платежных поручений.

В данном случае, заявителем, в нарушение пункта 1 статьи 231 НК РФ не представлена выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период (по счетам 68, 70) и документы (бухгалтерские справки, пояснения, расчетно-платежные ведомости и т.д.), подтверждающие излишнее (ошибочное) перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на КБК 18210102010010000110 (текущие платежи) за 2015 год.

Определение суда от 13.03.2019 конкурсным управляющим не исполнено.

При данных обстоятельствах, основания для удовлетворения требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                            Черняковская М.С.