ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-85310/15 от 16.02.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

24 февраля 2016 года Дело № А56-85310/2015

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2016 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Галкиной Т.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Туктаровым А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Закрытое акционерное общество "Прицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР"

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

о признании незаконным и отмене постановления УФАС по ЛО от 06.10.2015 по делу №155-02Ш/15.

при участии

от заявителя -ФИО1 по доверенности от 01.12.2015 № 105

от заинтересованного лица –ФИО2 по доверенности от 04.11.2015 №56

установил:

Закрытое акционерное общество "Прицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР" ( далее –заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее- УФАС, Управление)

о признании незаконным и отмене постановления УФАС по ЛО от 06.10.2015 по делу №155-02Ш/15.

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленное требование.

Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, установил: 06.10.2015 УФАС по ЛО вынесло Постановление по делу № 155-02-Ш/15 (исх. 171-15 от 13.10.2015) о назначении ЗАО «Птицефабрика Синявинская административного наказания по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб., т.к. обществом по запросу УФАС не представлены сведения о затратах на себестоимость яйца куриного (запрос от 04.08.2015 №02/3239) и сведения относительно договора возмездного оказания услуг от 01.01.2013 №СЗ-6/56-ТД , заключенного с ЗАО «ТД»Перекресток» , копии договоров маркетингового сопровождения с другими продовольственными розничными сетями.

Затребованные сведения не представлены ни до 21.08.2015, ни 26.08.2015, ни до 01.09.2015.

07.09.2015 определением УФАС по ЛО №0/02/552 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества №155-02/ш/15. Ответчику предложено явиться 16.09.2015 для дачи объяснений и подписания протокола.

Общество не явилось и протокол был составлен в его отсутствии.

Определением УФАС по ЛО от 17.09.2015 №0/02/575 рассмотрение дела назначено на 30.09.2015.

Общество привлечено к административной ответственности 06.10.2015 по делу №155-02-ш/15 (исх.171-15 от 13.10.2015).

При рассмотрении материалов дела общество не присутствовало.

Общество обжалует указанное постановление , т.к. УФАС по ЛО нарушило требования ст.ст. 25.4, 28.6 ч.3 КоАП РФ .

В соответствии со ст.ст. 25.4, 28.6 ч.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст. 28.6 КоАП РФ В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.

В соответствии со ст. 25.1 ч.ч.1,2 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со ст. 25.4 ч.2.3 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со ст. 25.15 ч.1,3 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. (часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В соответствии со ст.28.7 ч.ч.2,3,3.1,6 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении (в ред. Федеральных законов от 05.01.2006 N 10-ФЗ, от 29.06.2009 N 133-ФЗ).

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения материалов административного дела судом установлено, что УФАС по ЛО направил в адрес общества определение о возбуждении дела об административном правонарушении по делу №155-02-ш/15 от 07.09.15 и проведении административного расследования 14.09.2015, которое было получено им только 18.09.2015.

При этом в определении была указана дата составления протокола на 16.09.2015.Поэтому общество не имело возможности участвовать при составлении протокола , представлять свои доказательства и письменные пояснения.

Ссылка УФАС по ЛО на уведомление представителя общества ФИО1, действующего по доверенности №17 от 12.01.2015, и заявленного им ходатайства от 15.09.2015 о рассмотрении дела без участия представителя общества не принимается судом в качестве надлежащего уведомления общества о составлении протокола.

Так как законному представителю юридического лица не было известно о дате составления протокола 16.09.2015, он не уполномочивал ФИО1 по настоящему делу о заявлении ходатайств о рассмотрении дела без участия общества и получения каких-либо определений, постановлений, протоколов.

Доверенность №17 от 12.10.2015 определяет общий характер прав и обязанностей представителя , в которой не указаны обязанности и права этого представителя по конкретному делу.

Кроме того, протокол от 16.09.2015 №86 по делу №155-02-ш/15 и определение от 17.09.2015 о назначении рассмотрения дела на 30.09.2015 не направлялось обществу 30.09.2015 представитель ФИО1 (дов.№17 от 12.01.15) без наличия права по данному делу вновь заявляет ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя общества.

Дело, назначенное к рассмотрению на 30.09.2015, фактически рассматривается 06.10.2015 без участия общества и по результатам принимается постановление о назначении административного наказания обществу.

Доказательств направления обществу уведомления о рассмотрении дела 06.10.2015 и постановления от 06.10.2015 УФАС не представлено.

УФАС ЛО нарушил правила привлечения юридического лица к административной ответственности и не предоставил возможность доказать наличие обстоятельств невозможности предоставления документов к срокам, указанным в запросах, определениях.

Нарушение норм КоАП РФ при привлечении к административной ответственности влечет признание незаконным оспариваемого постановления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170,176,211   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать незаконным и отметить постановление УФАС по ЛО от 06.10.2015 по делу №155-02-Ш/15.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Галкина Т.В.