ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-85363/17 от 22.01.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 января 2018 года                                                            Дело № А56-85363/2017

Резолютивная часть решения объявлена января 2018 года .

Полный текст решения изготовлен января 2018 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шершневой А.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:

Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (ОГРН <***>, ИНН <***>; 190000, Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 7)

к обществу с ограниченной ответственностью «Регион-Мониторинг»

о взыскании 1 414 760,00 руб. субсидии

при участии

от истца – ФИО1 по доверенности от 27.12.2016

от ответчика – не явился, извещен

установил:

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Регион-Мониторинг»  (далее – ООО «Регион-Мониторинг», Общество) о взыскании 1 414 760,00 руб. субсидии.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Общество надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителей не обеспечило. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителей.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.03.2015 № 257 «О предоставлении в 2015 году субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, по образованию и подготовке инвалидов в Санкт-Петербурге» (далее – Постановление) и на основании распоряжения Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 08.06.2015 № 102-р «О предоставлении субсидий юридическим лицам на создание, модернизацию рабочих мест для инвалидов, на обеспечение доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на обучение и подготовку инвалидов в Санкт-Петербурге» Комитетом принято решение о предоставлении Обществу 1 416 740,00 руб. субсидии на возмещение расходов по созданию 1 коллективного рабочего места для трудоустройства 5 инвалидов на условиях, определяемых договором от 15.06.2015 № 43/2015 (далее – Договор).

Согласно акту от 12.10.2015 выполненных работ (оказанных услуг) по договору Комитетом  возмещена Обществу фактическая стоимость закупленного оборудования в объеме 1 414 760,00 руб. Общество вернуло остаток неиспользованной субсидии в сумме 1 980,00 руб.

В соответствии с актом проверки от 22.03.2016 № 2 по Договору на созданные рабочие места для трудоустройства инвалидов по адресу: Санкт-Петербург, Бухарестская ул., д. 1, трудоустроены 5 (пять) инвалидов.

Согласно пунктам 2.1.11, 2.1.12, 2.1.13 Договора Общество обязано представлять Комитету ежеквартальные сведения о замещении созданных рабочих мест, полугодовой отчет о размере фактически начисленной заработной платы трудоустроенным инвалидам, информацию о расторжении трудовых отношений с работниками, замещающими рабочие места.

Кроме того, согласно пункту 2.1.10 Договора Общество обязалось обеспечить замещение инвалидом должности (профессии) на созданном постоянном рабочем месте при условии полной занятости (если иное не указано в индивидуальной программе реабилитации инвалида) не менее 18 календарных месяцев.

Из представленного Обществом Комитету ежеквартального отчета о трудоустроенных инвалидах за второй квартал 2017 года следует, что на всех 5 созданных рабочих местах трудоустроенные инвалиды не отработали 18 календарных месяцев.

На основании сообщения Общества от 19.07.2017 (входящий № 01-14-3778/17-0-0) на уведомление Комитета от 17.07.2017 № 02-21-1650/17-0-0 о проведении проверки соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидий, Комитету стало известно, что по адресу, где должны были находиться созданные Обществом рабочие места для трудоустройства инвалидов: Санкт-Петербург, Бухарестская ул., д. 1, созданные рабочие места для трудоустройства инвалидов отсутствуют в связи с тем, что Общество расторгло договор аренды по указанному адресу, осуществляет подбор нового помещения, поэтому не может обеспечить Комитету проведение проверки.

28.08.2017 (вх. № 01-14-4333/17-0-0) представитель общества с ограниченной ответственностью «Эни Тэйлор» сообщила Комитету о том, что, оборудование, закупленное Обществом на средства субсидии, находится по адресу: Санкт-Петербург, ул. Емельянова, д. 12, работы на оборудовании Обществом не проводятся, оборудование было размещено ООО «Регион-Мониторинг» по указанному адресу по договору ответственного хранения, который истекает 20.08.2017.

По результатам выездной проверки, проведенной Комитетом 30.08.2017 (Акт проверки № 3) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Емельянова, д. 12, Комитетом установлено, что частично оборудование, закупленное Обществом на средства субсидии, находится в боксе по указанному адресу, трудоустроенные инвалиды отсутствуют.

В связи с этим Комитет посчитал, что Обществом нарушены условия предоставления субсидии, утвержденные пунктом 5 приложения к Постановлению и Договором:

- создание е рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов:

- наличие помещений для создания рабочих мест, соответствующих санитарным нормам и правилами и безопасным условиям труда;

- поддержание уровня заработной платы на созданных рабочих местах не ниже уровня действующего минимума оплаты труда, установленного в Санкт-Петербурге.

В соответствии с пунктом 11 приложения к Постановлению Обществу Комитетом направлено уведомление от 31.08.2017 № 02-21-2002/17-0-0 об устранении нарушений в срок до 04.09.2017. Однако, в установленный в уведомлении срок, нарушения Обществом не устранены (акт проверки от 12.09.2017 № 4).

На основании распоряжения Комитета от 15.09.2017 № 168-р «О возврате субсидии» Обществу направлено требование от 20.09.2017 № 02-2150/17-0-0 о возврате 1 414 760 руб. субсидии в течение семи рабочих дней с момента получения требования. Между тем Общество оставило заявленное требование без удовлетворения и не перечислил денежные средства в бюджет.

В связи с этим Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2013 № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено предоставление субсидий на возмещение расходов по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурга, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, образованию и подготовке инвалидов (приложение 3: Ведомственная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2014 год; пункт 35.12).

В соответствии с пунктом 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.03.2015 № 257 (далее – Порядок), условиями предоставления субсидий, в частности, являются: создание, модернизация рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, обеспечения доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, образования и подготовки инвалидов в Санкт-Петербурге; поддержание уровня заработной платы на создаваемых рабочих местах не ниже действующего минимума оплаты труда, установленного в Санкт-Петербурге; наличие помещений для создания рабочих мест, соответствующих санитарным нормам и правилам и безопасным условиям труда.

Согласно пунктам 11, 12 Порядка в случае выявления при проведении проверок нарушений получателями субсидий условий, целей, порядка их предоставления Комитет одновременно с подписанием акта направляет получателям субсидий уведомление о нарушениях условий, целей, порядка предоставления субсидий (далее - уведомление), в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения получателями субсидий. Копия уведомления в течение трех рабочих дней после его подписания направляется Комитетом в КГФК. В случае неустранения нарушений в установленные в уведомлении сроки Комитет в течение трех рабочих дней со дня истечения указанных сроков принимает решение о возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидий, полученных получателями субсидий, в форме распоряжения и направляет копию указанного распоряжения получателям субсидий и в КГФК вместе с требованием, в котором предусматриваются: подлежащая возврату в бюджет Санкт-Петербурга сумма денежных средств, а также сроки ее возврата; код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат субсидий.

Получатели субсидий обязаны осуществить возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в течение семи рабочих дней со дня получения требования и копии распоряжения, указанных в пункте 12 настоящего Порядка (пункт 13 Порядка).

В случае если средства субсидий не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга получателями субсидий в установленные в пунктах 13 и 15 настоящего Порядка сроки, Комитет в течение 15 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных в пунктах 13 и 15 настоящего Порядка, направляет в суд исковое заявление о возврате субсидий в бюджет Санкт-Петербурга (пункт 16 Порядка).

Договором о предоставлении субсидии от 15.06.2015 № 43/2015, заключенным между Комитетом и Обществом, предусмотрено обязательство получателя субсидии по возврату предоставленных средств в случае установления по итогам проверки, проведенной Комитетом, нарушения условий, целей, порядка их предоставления (пункт 4.2 Договора).

Поскольку предоставление субсидии оформлено договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного договора, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) не содержит.

Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.

В данном случае согласно пункту 6.1 Договора настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами условий договора.

В силу пункта 2.1.10 Договора Общество обязано обеспечить замещение инвалидом должности (профессии) на созданном (модернизированном) постоянном рабочем месте при условии полной занятости (если иное не указано в индивидуальной программе реабилитации инвалида) не менее 18 календарных месяцев со дня приема на работу.

До конца срока действия Договора Организация обязана не расторгать трудовые договоры в связи с проведением сокращения численности или штата работников с гражданами трудоустроенными на рабочие места, созданные в соответствии с Договором.

Ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять в Комитет сведения о замещении созданных рабочих мест, предусмотренных п. 1.1. настоящего Договора, по форме согласно Приложению 3 (пункт 2.1.11 Договора).

Каждые полгода не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Комитет отчет о размере фактически начисленной заработной платы работникам, трудоустроенным на созданные рабочие места (Приложение 4) (пункт 2.1.12 Договора).

Информировать Комитет и Агентство занятости о расторжении трудовых отношений с работниками, замещающими рабочие места, предусмотренные в приложении 2 настоящего Договора, в течение 7 рабочих дней после издания приказа об увольнении соответствующего работника (пункт 2.1.13 Договора).

Факт нарушения Обществом условий предоставления субсидий, поименованных в пункте 5 Порядка предоставления субсидий, установлен Комитетом, подтверждается актами проверки выполнения обязательств по договору, и Обществом не опровергнут.

В соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления субсидий Комитетом в адрес Общества было направлено требование от 20.09.2017 о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в течение 7 рабочих дней с момента получения требования.

Между тем требование о возврате субсидии оставлено Обществом без удовлетворения.

При таких обстоятельствах исковые требования Комитета о взыскании с Общества 1 414 760 руб. в связи с нарушением условий предоставления субсидии по договору являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 110 АПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 27 147 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОН МОНИТОРИНГ» в пользу Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга 1 414 760 руб. перечисленных в качестве субсидий денежных средств.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОН МОНИТОРИНГ» в доход федерального бюджета 27 147 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                  Гуляев С.Б.