Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
23 марта 2017 года Дело № А56-85941/2016
Резолютивная часть решения объявлена марта 2017 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2017 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Тетерина А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко К.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ГОРОДА ТИХВИН"
заинтересованное лицо КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.2016 о назначении административного наказания №295-св/2
при участии
от заявителя: ФИО1, доверенность от 11.01.2016
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 23.01.2017; ФИО3, доверенность от 23.01.2017
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Тихвин" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 15.11.2016 о назначении административного наказания №295-св/2.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Дело подготовлено к судебному разбирательству. В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершает предварительное судебное заседание и открывает основное судебное заседание.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, суд установил следующее.
В Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области поступило обращение ФИО4 от 24.08.2016 №08-7460/16-0-0 по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Тихвин, Усадьба РТС, д. 5.
В целях рассмотрения вышеуказанного обращения согласно части 3 статьи 196 Жилищного Кодекса Российской Федерации Комитетом на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 14.09.2016 № 295-св проведена внеплановая проверка Общества.
В ходе проверки выявлены нарушения Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170:
- в подъезде № 1, № 2 имеются отслоения штукатурного и окрасочного слоя на стенах, что является нарушением пункта 3.2.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее - Правила № 170);
- не соблюдена один раз в пять или три года периодичность ремонта подъездов, что является нарушением пункта 3.2.9. Правил № 170;
- не обеспечено исправное состояние отмостки дома, по всему периметру, имеются просадки, щели и трещины, что является нарушением пункта 4.1.7 Правил №170;
- частичное разрушение цоколя со стороны подъездов, что является нарушением пункта 4.2.1.4. Правил № 170;
- не исправно состояние отопительных приборов, расположенных на лестничных клетках в подъезде №1, №2, (не подключены к электрическим сетям), что является нарушением пункта 3.2.2. Правил № 170.
По результатам проверки составлены Акт № 295-св от 22.09.2016 и протокол об административном правонарушении № 295-св/2 от 22.09.2016.
Постановлением №295-св/2 от 15.11.2016 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Деятельность по управлению домом по адресу: Ленинградская область, г. Тихвин, Усадьба РТС, д. 5, осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Тихвин» в соответствии с договором управления многоквартирным домом ТСЖ «Усадьба РТС» от 01.12.2013.
Таким образом, Общество является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, как лицо, ответственное за содержание и обслуживание указанного жилого дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170.
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (абзац третий пункта 1.1 Правил N 170).
С учетом систематического толкования преамбулы и пункта 1.1 Правил N 170 очевидно, что они обязательны для исполнения собственниками помещений и управляющими организациями.
При этом, Правила N 170 являются нормативным правовым актом, обладающим всеми характерными признаками (общеобязательность, формальная определенность и т.п.) и соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Правила N 170 утратившими силу на сегодняшний день не признаны, следовательно, соблюдение требований указанных правил является в силу закона обязательным для Общества, наделенного полномочиями по управлению многоквартирным домом.
Согласно пункту 3.2.8 Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
В силу пункта 3.2.9 Правил периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Пунктом 4.1.7 Правил установлено, что просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки (пункт 4.2.1.4 Правил).
Согласно пункту 3.2.2 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках;
- требуемое санитарное состояние лестничных клеток;
- нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Факт нарушения Обществом требований пунктов 3.2.8, 3.2.9, 4.1.7, 4.2.1.4, 3.2.2 Правил N 170 установлен административным органом, подтверждается материалами дела, и Обществом по существу не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 170.
Как следует из заявления Общества, вышеуказанным юридическим лицом произведены работы по восстановлению работы отопительных приборов
В ходе рассмотрения дела Обществом представлены сопроводительное письмо, акт выполненных работ от 19.10.2016, фотоотчет от 19.10.2016, согласно которому на трещины фасада дома установлены маячки.
Однако представленный Обществом акт выполненных работ от 19.10.2016 не содержит информацию о выполненных работах.
Более того, форма вышеуказанного акта не соответствует утвержденной приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.10.2015 № 761/пр форме акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД.
Акт выполненных работ по восстановлению исправного состояния отопительных приборов не представлен.
Информация о восстановлении штукатурного и окрасочного слоя на стенах, проведении ремонта в подъездах, обеспечении исправного состояния цоколя дома отсутствует.
Таким образом, Обществом не устранены нарушения, выявленные в ходе проведения проверки указанного МКД.
Кроме того, Общество осуществляет деятельность по управлению МКД с 01.12.2013, ежемесячно взимает плату за оказываемые услуги и выполненные работы. Следовательно, по состоянию на 2013 год Обществом проведен осмотр МКД, и Заявитель осведомлен о техническом состоянии общего имущества МКД и степени его физического износа. Однако выявленные нарушения свидетельствуют о длительном ненадлежащем исполнении Обществом возложенных обязанностей по содержанию МКД и его бездействии по устранению нарушений до сентября 2016.
Как следует из материалов дела, Обществом заключен договор на проведение работ по техническому обследованию состояния балконов жилых домов со специализированной организацией ООО «Петрострой» от 11.10.2016 № 55/2016.
Однако указанное обстоятельство не является подтверждением надлежащего содержания МКД и не отменяет факта совершения административного правонарушения. Более того, заключение ООО «Петрострой» на дату рассмотрения дела об административном правонарушении не представлено.
Вместе с тем, при должном систематическом осмотре МКД и надлежащем исполнении возложенных обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества МКД, у Общества имелась возможность своевременно выявить нарушения, принять меры по их устранению.
Обществом также представлен протокол общего собрания собственников помещений в МКД от 04.10.2016 № 1, проведенного в форме очно-заочного голосования.
В повестку дня указанных собраний включены, в том числе:
- проведение косметического ремонта подъездов МКД;
- поручение Обществу организации проведения независимой экспертизы конструктивных элементов и инженерных сетей МКД;
- подготовка пакета документов для направления в Фонд капитального ремонта ЛО по включению дома в краткосрочный план капитального ремонта МКД.
Согласно пункту 10 Порядку разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 30.05.2014 № 218, в целях формирования краткосрочных муниципальных планов реализации программы и краткосрочного плана реализации программы лица, осуществляющие управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представляют в орган местного самоуправления Ленинградской области, на территории которого расположен многоквартирный дом, информацию в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку.
Таким образом, для включения МКД в краткосрочный план капитального ремонта решение собрания собственников помещений не требуется, и Общество самостоятельно, как лицо осуществляющее управление МКД, подготавливает необходимые документы для направления в орган местного самоуправления.
Более того, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Данные выводы подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 №6464/10 по делу №А08-4962/2009-27.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья Тетерин А.М.